Короновирус vs бизнес: как карантин изменит рынок страхования
Как украинские страховые компании могут использовать кризис для развития бизнеса

Ситуация с коронавирусом обнажила многие слабые места экономики, но также заставила сфокусироваться на сильных. Максим Межебицкий, первый заместитель председателя правления страховой компании ARX, рассказал Mind о возможностях и вызовах, которые появились на рынке страхования, а также о том, как онлайн-сервисы меняют бизнес.
Онлайн-продажи сейчас станут настоящим спасением для любой сферы. Например, в Китае в разгар эпидемии наблюдался резкий всплеск популярности онлайн-заказов и доставки еды. Сейчас в Украине, после закрытия ресторанов и магазинов, мы наблюдаем аналогичную картину.
Со страхованием ситуация несколько иная. Запрос на онлайн-сервисы значительно вырос, поскольку многие клиенты просто боятся лишний раз приезжать в офис. При этом офисы страховых компаний продолжают работать, хотя и не в полноценном режиме.
За последние два-три года страховой рынок Украины очень продвинулся в онлайне. Во многом этому способствовал запуск электронного ОСГО. Сайты многих страховых компаний работают в режиме веб-магазинов – продают страховые продукты онлайн или обеспечивают их доставку.
Кроме того, есть страховые агрегаторы, на которых можно выбрать лучшее предложение и также приобрести страховку онлайн. Также появилось много онлайн-сервисов для урегулирования убытков, дистанционной оплаты платежей и т. д.
Те компании, которые инвестировали в онлайн последние годы, сейчас, во время кризиса, смогут полноценно работать в удаленном режиме.
Конечно, у нас нет такого многообразия продуктов и сервисов в онлайне, как в Европе и США. Но все базовые есть и работают не хуже, чем на Западе.
Основной продукт в онлайне у нас – это ОСГО. Также онлайн доступны ДГО и мини-КАСКО. Кроме того, на сайте можно оставить заявку и на другие продукты: несколько разновидностей КАСКО, ДМС, страхование имущества и т. д.
Почему не все сервисы предлагаются в онлайне?
Несмотря на возможности, созданные в онлайн, вряд ли стоит ожидать в ближайшее время роста спроса на страхование вцелом. На это есть несколько причин:
- Общая ситуация в Украине
Мы ожидаем, что автовладельцы будут менее интенсивно использовать свой транспорт во время карантина. Количество покупок новых авто также неизбежно снизится. Поэтому страховой рынок пострадает также, как и большинство бизнесов в Украине (за редким исключением).
- Стоимость внедрения онлайн-сервисов
Внедрение качественных онлайн-сервисов требует значительных инвестиций, поэтому далеко не все страховщики могут их себе позволить.
- Несовершенство законодательства
Украинское законодательство не всегда способствует полноценной работе в онлайн-режиме. Так, в страховании по-прежнему очень много архаичных законодательных норм, которые требуют либо физической подписи клиентов на документах, либо оригиналов документов вместо электронных копий и т. д. Но со временем, я уверен, все эти шероховатости можно будет исправить.
Можно ли все перевести в онлайн?
Все страховые продукты могут быть электронными. Это не значит, что все из них клиенты будут покупать на сайте. Однако это позволит уйти от бумажных версий договоров страхования и всех сопутствующих документов. Какие-то продукты можно будет купить на сайте, какие-то заказать с последующим оформлением, какие-то приобрести в офисах, но в электронном формате. Мы должны предоставить клиентам любой удобный для них способ покупки.
Как ситуация с коронавирусом изменит рынок страховых услуг?
Сегодняшний кризис драматически повлияет на бизнес в целом. Очень многим компаниям придется пересмотреть свои бизнес-модели с точки зрения эффективности и гибкости.
Но также этот кризис станет серьезным стимулом для качественных изменений. Учитывая огромный потенциал украинского IT-сектора, рынок онлайн-услуг будет развиваться еще более динамично. И в этом смысле у Украины есть шансы опередить многие европейские страны, поскольку наши компании не обременены громоздкой устаревшей IT-архитектурой.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.