Публичные закупки: что изменилось в законодательстве

Публичные закупки: что изменилось в законодательстве

Как на практике будут работать новые изменения в законодательство о публичных закупках

Цей текст також доступний українською
Публичные закупки: что изменилось в законодательстве
Фото: pixabay

В сентябре прошлого года Верховная Рада приняла ряд изменений в закон Украины «О публичных закупках». 19 апреля 2020 года они вступили в силу.

Сделают ли эти изменения процесс более прозрачным и эффективным, а также о том, что ожидает участников и заказчиков процедур закупки, рассказал Mind управляющий партнер юридической фирмы «Антика», д. ю. н. Алексей Кот.

О том, что «забыли» урегулировать законодатели в новом законе и к чему это приведет, читайте в материале эксперта «Правила закупок: как новые  «упрощения» усложнят процесс».

В новой редакции закона предусмотрен ряд нововведений, которые существенно повлияют на процедуры, привычные для всех участников публичных закупок.

Уменьшены допороговые закупки с 200 000 грн до 50 000 грн

Кроме того, отныне заказчик должен публиковать на сайте ProZorro информацию о заключенных договорах, независимо от их суммы. Раньше, если сумма сделки составила меньше 50 000 грн, это не нужно было делать.

Упрощена процедура для закупок стоимостью от 50 000 грн до 200 000 грн

Главной особенностью этой процедуры является уменьшение срока закупки: объявление публикуется за шесть рабочих дней до даты подачи предложений. Для закупок меньше 50 000 грн создается система электронного каталога – фактических ценовых предложений компаний на различные товары, которые заказчик может использовать при закупке. Новая процедура закупки – торги с ограниченным количеством участников.

Фактически это двухэтапная процедура закупки, которая хорошо известна по процедурам закупки международных доноров. На первом этапе проводится квалификационный отбор участников закупки. Кроме того, чтобы процедура прошла, должно быть не менее четырех участников, подавших предложения.

Ко второму этапу должно быть допущено не менее трех участников, прошедших квалификацию на первом этапе. И только тогда проводится непосредственная закупка по процедуре открытых торгов.

Изменения в процедуре открытых торгов

Важные нововведения касаются и самой процедуры открытых торгов. Так, заказчики могут использовать новый дополнительный критерий в виде финансовой состоятельности участников. При этом минимальный размер не может быть больше ожидаемой стоимости самой закупки.

Возможность устранить незначительные недостатки в тендерном предложении победителя закупки

Ранее такой возможности не было. Теперь победитель закупки может сделать это в течение 24 часов с момента объявления результата. Таким образом, заказчик больше не сможет отклонять участников на формальных основаниях в виде отсутствия отдельных страниц документов или наличия ошибок в поданном предложении.

Введен новый термин «аномально низкая цена закупки»

Если цена наиболее экономически выгодного предложения по результатам аукциона меньше на 40% и больше среднеарифметического значения цены тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона и/или меньше на 30% и больше следующей цены / приведенной цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона, система автоматически обозначает цену участника как аномально низкую.

В этом случае участник обязательно должен предоставить обоснование своей цены, а заказчик отклонить предложение победителя, если такое обоснование не сможет подтвердить реальность предоставленного ценового предложения.

Введены дополнительные условия для отклонения предложения участника

Основаниями для такого отклонения может стать наличие задолженности по уплате налогов и сборов, а также негативный опыт работы с участником в течение последних трех лет.

Подводя итог, можно сказать, что в целом изменения, которые были внесены в закон «О публичных закупках», должны повысить уровень контроля и прозрачности процедуры закупок и устранить ряд имеющихся критических проблем, которые ранее широко использовали для злоупотреблений.

Впрочем, чтобы с уверенностью говорить о целесообразности и эффективности новых процедур, должно пройти определенное время, которое позволит оценить их на практике.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно