Защита с моря: какой флот нужен Украине
Где он должен базироваться, что не так с военной стратегией государства и идеями президента

В последнее время все внимание СМИ и общественности приковано к борьбе с коронавирусом. В то же время, Украина продолжает защищать собственную территорию от страны-агрессора – как на суше, так и на море. В частности, в Бердянске запланировано строительство военно-морской базы.
Действительно ли эта база вписывается в общую оборонную стратегию Украины, и что не так с последней, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
Несмотря на то, что президент Владимир Зеленский выиграл выборы в воюющей стране, его поездки на линию соприкосновения на Донбассе и прифронтовые регионы можно пересчитать по пальцам одной руки. В крайнем на сегодняшний день вояже 11 апреля президент кроме «зоны разведения №3» в Приазовье посетил Бердянск. Там генералы и адмиралы ознакомили его с планами создания военно-морской базы «Восток» Военно-морских сил Украины. Все строительные работы на этой территории запланированы на 2020-2021 годы.
О контроле в Азовско-Черноморском регионе
Стоит отметить, что для Украины проблема контроля над Азовско-Черноморским регионом является одной из ключевых на южном фланге противостояния с РФ. После аннексии полуострова Крым весной 2014 года Украина утратила контроль почти над 100 000 кв. км территориального моря – как вокруг Крыма, так и на азовском побережье за Мариуполем.
При этом, утратила де-факто, поскольку де-юре страна в рамках международного морского права по-прежнему несет ответственность за жизнь экипажей, имущества и судов, заходящих в ее территориальные воды. Исходя из этого, происходит повторение ситуации лета 2014 года. Так, за сбитый россиянами пассажирский «Боинг» рейса МН17 Москва пытается перебросить ответственность на Киев, заявляя, что «раз воздушное пространство Украины, то и ответственность за теракт лежит на Украине».
Тем временем практически сразу после строительства моста через Керченский пролив Россия перешла к активным действиям, которые нанесли серьезный урон украинской морской торговле. Пытаясь действовать якобы в рамках международного права, россияне искусственно увеличили время ожидания разрешения на проход Керченским проливом для торговых судов, которые идут из и в украинские порты Мариуполь и Бердянск.
Попытки Украины как-то повлиять на эту ситуацию (прежде всего, в политическом поле на уровне ООН) на сегодня не привели ни к каким результатам – единственная условно силовая акция ноября 2018 года завершилась захватом российскими военными трех кораблей ВМСУ.
Как противостоять агрессии России
После этого появился план создания военно-морской базы Бердянск. Последняя, по мнению военных, сможет серьезно повлиять на расклад сил и обеспечить относительную свободу морского судоходства в Азовском море.
Предполагается, что наличие мощного «москитного» флота из пары десятков разнокалиберных патрульных катеров позволит организовать полноценное патрулирование указанной акватории. При этом, флот отечественного производства будет усилен передаваемыми из США судами типа «Айленд». Украинские адмиралы планируют таким образом снизить возможности России по блокированию нашего морского трафика.
О реальных возможностях Украины
Однако такие мысли ничем не подтверждены даже теоретически. Не секрет, что российские возможности на море в разы превосходят возможности ВМСУ. Ныне на Азово-Черноморском театре боевых действий собраны достаточно мощные группировки как Черноморского флота, так и Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Так, россияне располагают не просто большим количеством судов, а и превосходят наши качественно. Чего стоят только, например, ракеты корабельного базирования «Калибр».
При этом сдерживать противника от необдуманных действий возможно только угрозой нанесения серьезного урона – о том, чтобы реально противостоять, речи просто не идет.
Об альтернативной концепции развития украинского флота
Таким «предохранителем» могла бы стать группировка ВМСУ, которая строилась бы вокруг универсальных кораблей с ракетным вооружением класса «корвет». И тут мы подходим к альтернативной концепции развития отечественного военно-морского флота.
По мнению целого ряда военных специалистов, такой флот из нескольких корветов с некоторым количеством тральщиков и ракетных катеров уже мог быть активно использован не только для обороны береговой линии. Также он имел бы реальные возможности для защиты собственного торгового флота и экономической зоны. Например, в том же Черном море есть просто огромные разведанные запасы нефти и газа.
Чего не хватает Украине
Пока нет политического решения, все это представляется исключительно в рамках теоретических изысканий. Кроме того, такому развитию событий не способствует и отсутствие собственной позиции президента и его окружения.
За последний год мы видим только хаотические метания. Так, летом 2019 года Владимир Зеленский побывал на Николаевском судостроительном заводе, где в высокой степени готовности (общей – в 32% и корпуса – в 80%) находится корвет проекта 58250 «Владимир Великий». Тогда президент дал интервью, в котором выразил готовность государства профинансировать достройку корабля.
Теперь гаранта привезли в Бердянск, и мы снова услышали, что деньги для строительства базы будут найдены в государственном бюджете.
При этом на фоне катастрофического падения экономики такие разнонаправленные действия страна просто не «потянет» даже чисто теоретически. Например, достройка «Владимира Великого» оценивается специалистами по самым скромным подсчетам в 200 млн евро. Цена постройки базы в Бердянске скорее всего будет не меньшей.
Где стоит размещать флот
Помимо того, в какой-то момент необходимо будет принять еще одно решение – где именно должен будет базироваться этот флот. Так, для условно «океанского» флота Азовское море очень мелкое и не позволяет реализовать все преимущества. Поэтому скорее, всего место, его дислокации будет на Черном море.
Поэтому, говоря о строительстве новой военно-морской базы ВМСУ на Азовском море, при нынешнем состоянии ВМСУ, ее ввод в эксплуатацию кардинально не изменит расклад сил в регионе. Так, нам стоит признать, что и сейчас противостоять России (как, впрочем, и любой другой стране на этом театре боевых действий) на море просто нечем.
Как вариант быстрого решения проблемы морских перевозок в Азовско-Черноморском регионе и защите наших экономических интересов в прибрежной зоне могло бы стать базирование на постоянной основе экспедиционных сил НАТО. Тем более, что подобный вариант отработан в тех же балтийских странах. Правда, тут речь идет и об авиации, а также эти страны входят в НАТО. Но тут нужна политическая воля.
Формально такое право у Украины есть. До сих пор действует соглашение по Азовскому морю, заключенное между Россией и Украиной в 2003 году. В нем, в частности, говорится, что «урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами». Так, Керченский пролив, как и Азовское море, принадлежит, согласно международному праву, России и Украине. Но в тексте договора также прописано и то, что иностранные военные корабли могут войти в Азовское море по приглашению одной из сторон.
Понятно, что все это чисто теоретические выкладки, ведь появление судов западных ВМС в Азовском море явно приведет к политическому кризису и практической конфронтации с Россией. Кроме того, к такому варианту коллективный Запад в последнее время склоняется все меньше.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.