Скоростной режим: как выбрать транспорт для организации логистики
О возможностях и преимуществах собственного автопарка и аутсорсинговых перевозок

Мало кто задумывается, когда заходит в магазин за продуктами, как и когда эти продукты туда попадают. Какие объемы продукции и скольким магазинам необходимо доставить одному перевозчику за один рейс. А если это свежий хлеб, для которого важно сохранить аромат и хрустящую корочку? Главная задача производителей такой продукции – сократить промежуток времени от ее производства до встречи с покупателем. А обеспечить ее реализацию можно с помощью правильно выстроенной логистики.
Поскольку деятельность многих компаний связана с этой сферой, Mind предлагает изучить опыт тех, кому пришлось оперативно решать новые и неожиданные логистические задачи во время карантина.
На что стоит обратить внимание, организовывая доставку своей продукции, о преимуществах собственного автопарка во время карантина, о возможностях аутсорсинговых перевозчиков и трендах в этой сфере рассказал Mind руководитель бизнес-направления логистики HD-group Олег Чемоданов.
Логистика свежего хлеба – это ежедневно одни и те же точки и маршруты доставки, схожие объемы и повторяющийся ассортимент. Но, несмотря на кажущуюся простоту этого процесса, на большинстве хлебозаводов возникают одни и те же ошибки и одинаковые вопросы.
О специфике доставки хлебобулочных изделий
Хлеб должен быть в торговых точках с самого утра в полном объеме и свежий – это аксиома. Поэтому времени, отпущенного для доставки этого продукта, очень мало, а потребитель весьма привередлив. Достаточно опоздать с доставкой на 15–20 минут – и начинаются жалобы. Но обратная сторона медали – это транспортные затраты.
При этом доля затрат на доставку хлебобулочных изделий (ХБИ) самая высокая в сравнении с доставкой других продуктов питания.
Ответим на ключевые вопросы, касающиеся транспортных затрат по маршрутам, которые возникают чаще всего:
- На какие маршруты нужно обратить внимание в первую очередь?– Маршруты, у которых доля затрат в сумме реализации больше 30%.
- Какие затраты допустимы для новых маршрутов? – Маршруты, у которых доля затрат менее 50%.
- Какой срок развития новых маршрутов, после которого надо задавать вопросы? – До трех месяцев.
- Как всем доставить продукцию с 7 до 8 утра без существенного прироста затрат? – Никак! Сделайте категоризацию торговых точек и расставляйте приоритеты в доставке.
Эти цифры не аксиома, и не факт, что они подойдут для вашей компании. Но такие правила должны быть определены для уменьшения конфликтов между отделами логистики и продаж и для повышения эффективности их работы. «Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, но всего, что измеримо, возможно достичь» (Билл Хьюлетт).
Какой вид транспортных перевозок выбрать?

Мы не будем говорить о выборе между гужевой и автотранспортной логистикой, а поговорим о выборе способа доставки с помощью собственного автопарка или аутсорсинга.
Аутсорсинг не может быть дешевле собственного автопарка, если:
- вы умеете управлять собственным автотранспортом;
- у вас нет коррупции;
- у вас не 10 машин, на которые ложатся огромные постоянные затраты в виде механиков, диспетчеров, медсестер;
- вы не доставляете своим транспортом худшие маршруты и сравниваете сравнимые вещи.
Сервис при доставке свежего хлеба – это ваша функция и ключевое преимущество. «Никогда нельзя отдавать на аутсорсинг те функции, от которых зависит репутация компании» (Тони Шей). Вы можете прописать в договорах огромное количество штрафных санкций и ограничений, но вернуть лояльность клиентов это не поможет.
К примеру, в HD-Group есть как внешние перевозчики, так и собственный автопарк. Собственный автопарк выделен в отдельное юридическое лицо со своим бюджетом и финансовым результатом. Мы регулярно сравниваем стоимость услуг внешних перевозчиков с услугами нашего.
Ключевые задачи собственного автопарка:
- высокое качество сервиса;
- тарифы не выше, чем у аутсорсинга;
- высокий финансовый результат;
- поиск альтернативных клиентов.
И с этими задачами наш внутренний перевозчик справляется.
Удобства в управлении собственным автопарком стали особенно заметны во время карантина. Чтобы максимально обезопасить клиентов и водителей HD-group от распространения COVID-19, мы разработали и ввели ряд санитарных норм:
- тотальная ежедневная дезинфекция всего транспорта;
- санитарные пропускники на предприятия;
- измерение температуры тела сотрудников при входе или заезде на территорию предприятия стало обязательным для всех. Также медицинский предрейсовый осмотр водителей теперь включает осмотр на типичные симптомы COVID-19;
- все водители обеспечены масками, перчатками, средствами дезинфекции и защитными очками;
- медицинское страхование персонала, как и прежде, обязательно.
Конечно же, и внешние перевозчики выполняют все наши требования, но особый контроль осуществляется именно за своим персоналом.
О трендах
Еще хотелось бы сказать пару слов о развитии логистики в целом и о том, куда непосредственно логистика хлеба будет двигаться в ближайшие 5 лет:
- Существенное увеличение радиуса доставки. Многие производители свежего хлеба уже вышли из домашних регионов – и правильно сделали!
- Активное развитие логистических операторов, специализирующихся на доставке ХБИ и оказывающих сервис нескольким производителям не в их домашнем регионе. Такой сервис уже существует, но он еще недостаточно развит. К примеру, в одном из регионов мы пользуемся такой услугой – доставляем одним автомобилем готовую продукцию, логистический оператор на складе сортирует и везет нашу продукцию по точкам доставки с тремя-четырьмя другими хлебозаводами. Таким образом мы сократили свои затраты на 40%, при этом существенно улучшив сервис.
-
Автоматизация процессов складской логистики. Возможно, складская логистика в свежем хлебе – не самый основной генератор затрат, но количество людей в Украине сокращается, и найти квалифицированных «синих воротничков» становится все сложнее.
- Автоматизация процессов в транспортной логистике. Внедрение Transport Management System (TMS) индустриальными производителями свежего хлеба начнется в ближайший год. Переход от статической маршрутизации к динамической неизбежен. Он будет сложным, болезненным, но он будет.
- Электронный документооборот. Уход от тонн бумажных накладных неизбежен и будет утвержден на государственном уровне.
- Sharing Economy Logistics. Совместное использование логистических ресурсов компаний в том числе и закупок сырья.
И в конце хотелось бы вспомнить слова Нельсона Джексона: «Я не верю в то, что кто-то может выполнять сегодняшнюю работу вчерашними методами и остаться в бизнесе завтра».
Давайте расширять горизонты и развиваться вместе!
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.