Одной ногой: почему электросамокаты в Киеве – законны
И в чем не прав Виталий Кличко

Эстонская компания услуг такси Bolt 7 августа запустила сервис проката электросамокатов в Киеве, первые пять локаций уже работают в центре столицы. Однако уже на следующий день лично мэр Киева назвал проект незаконным.
На чьей стороне закон в этой истории и с какими трудностями столкнулась компания во время реализации проекта, пояснил Mind управляющий партнер юрфирмы «еПраво» Виталий Власюк.
Наша компания работает с Bolt с момента их прихода на украинский рынок. Также мы сопровождали и проект с электросамокатами. У этой идеи было несколько стадий реализации: от тестовой, когда можно было покататься по территории UnitCity, до запуска по всему Киеву. И вот, когда мы вышли из масштаба инновационного парка на улицы к людям, мэрия почему-то потребовала разрешения на этот сервис. И недвузначно намекнула на изъятие электросамокатов.
Позиция юристов компании Bolt
Реакция КГГА стала неожиданной и странной. Объясним свою позицию.
-
Первое. Некоторые критики идеи написали, что с точки зрения правил дорожного движения самокат – это мопед. Однако разница между этими двумя видами транспорта существенна. Мопед подлежит госрегистрации (по всей процедуре, с технической оценкой и т. д.). Но ни один сервисный центр МВД не регистрирует электросамокаты. Это не юридическая игра в термины.
Конкретно, это значит, что для управления электросамокатом не нужны водительские права категории А1. Правил, которые регулируют использование электросамокатов, в законодательстве нет. И тот, кто ими пользуется, точно не подпадает под определение водителя транспортного средства. Это снимает большое количество аргументов, которые выдвинули оппоненты проекта. Право пользования электротранспортом не ограничено специальными требованиями. -
Второе. В последнее время городские власти действительно стараются модернизировать Киев, выделить велодорожки, зонировать центральные улицы по современным стандартам урбанистики. Для кого это, если не для пользователей велосипедов, скутеров и самокатов? Тем более, в карантин это здоровая и экологичная альтернатива автомобилям и общественному транспорту.
Идейно мы считали проект с самокатами абсолютно созвучным этому тренду в работе Киевской горадминистрации. Поэтому это, во многом ценностное, расхождение нужно минимизировать в коммуникации и диалоге. -
Третье. И это единственное, в чем мы полностью согласны, когда читаем заявление мэра Виталия Кличко, – в Украине нет законодательного регулирования «персонального легкого электротранспорта». Именно потому никакое разрешение на их использование госорганы выдавать не могут. И запрет – тоже. Ведь органы власти действуют только на основании закона и в пределах предоставленных законом полномочий.
Это четкий аргумент, который работает в пользу законности нашего проекта. Ведь бизнес как раз может действовать свободно, по принципу «разрешено то, что не запрещено». А Bolt – зарегистрированная международная компания, которая ведет законную деятельность в Украине и платит налоги. -
Четвертое. Аналогично принципу «разрешено то, что не запрещено» могут действовать и обычные граждане. И фактически, и юридически нет никакой разницы между частным электросамокатом, на которых сотни людей катаются по Киеву, и прокатным самокатом. Тем более что прокат организован по сетевому принципу – нет пунктов прокатов, как у велосипедов.
Каждый клиент находит свободный самокат через приложение, которое фиксирует их локацию по Киеву. Оставить самокат можно в любом месте – без привязки к конкретной парковке. - Пятое. Такой элемент благоустройства, как обустроенная парковка, в этом проекте в принципе отсутствует. И это еще одна причина, почему не может быть никаких разрешений на парковку. Нет такого предмета регулирования, который необходимо согласовывать с местными властями. Для удобства всех можно согласовать расположение концентрации самокатов.
Где стоит решать вопрос
Вся эта ситуация подталкивает к более широкой дискуссии уже не на уровне города, а на уровне парламента. А нужны ли нам законопроекты про электротранспорт или это лишнее регулирование, и старые правила можно применить по аналогии?
Все-таки нужны, ведь новые виды легкого электротранспорта имеют свои технические особенности. И наша юридическая команда, и эксперты Bolt участвовали в разработке и продвижении такого законопроекта в парламенте. То, что он не принят, а бизнес уже начинает заниматься электротранспортом как отдельным проектом для города, еще раз показывает, что предприниматели движутся быстрее, чем государственные структуры. Тут важно взаимодействие и донесение тех существенных изменений, которые происходят вокруг и которые бюрократия в силу разных причин просто не замечает.
Сейчас рекомендованный к принятию законопроект предусматривает и статус участника дорожного движения, и ответственность, и обязательства, и штрафы для всех, кто управляет скутерами, электросамокатами и т. п. При этом мы видим, что документ не гарантирует безопасность – он не разрешает передвигаться на таком транспорте по тротуарам.
На спокойной скорости, естественно, такое право логично предусмотреть. Ведь не всегда есть выделенные велодорожки, а проезжая часть действительно опасна для езды на электросамокате, особенно в темное время суток. К тому же авторы законопроекта решили обязать использовать светоотражающие элементы и звуковые сигналы (а они часто вообще не предусмотрены в комплектации), а также запретить пользоваться мобильным телефоном в процессе езды.
Законопроект точно нужно доработать, переместив акцент с обязанностей для пользователей на безопасное передвижение. Иначе он не будет решать ту главную задачу, на которую направлен.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.