Наступление на импорт: как бизнесу защитить свои права на таможне

Наступление на импорт: как бизнесу защитить свои права на таможне

И почему СБУ на границах занялась не своим делом

Цей текст також доступний українською
Наступление на импорт: как бизнесу защитить свои права на таможне
Фото: УНИАН

Недавно президент Украины сделал громкое и неординарное заявление о привлечении Службы безопасности Украины к выполнению ряда задач на таможне. В СМИ сразу же появилась информация о том, что привлечение специализированных органов связано с делом «вагнеровцив», задержанных в Беларуси. Однако спецоперация сорвалась, и медиа перестарались: информацию о присутствии СБУ на границах не нужно было разглашать. Впрочем, официальная причина в другом.

Президент отметил, что он убежден в необходимости реформировать «Укртрансбезопасность», которая якобы не справляется со своими непосредственными обязанностями. Поэтому в Украину попадают слишком загруженные фуры, которые разбивают отремонтированные дороги. На других проблемах на таможне гарант не акцентировал. В то же время, несмотря на карантин и проблемы, которые приходится сейчас решать бизнесу, с импортом хлопот явно может прибавиться.

Работу каждого чиновника финансирует бизнес, платя налоги и создавая рабочие места. Однако искоренять коррупцию на таможне планируют с помощью органов, которые не имеют на это полномочий. Почему СБУ занимается границами и что делать бизнесу, чтобы нивелировать риски стремительного роста цен на большинство импортной продукции? Ответы на эти вопросы специально для Mind искал адвокат Александр Таламанчук.

Что происходит на таможне?

Отсоединение Таможенной службы от Налоговой ожидаемого эффекта не дало, хотя и имело свой смысл. Даже яркие назначения активных реформаторов не увеличили поступления в государственный бюджет. Правительство убеждено, что уровень контрабанды растет, а таможня не справляется с возложенной на нее задачей наполнять государственный бюджет.

Впрочем, если внимательно читать законодательство, функция наполнения бюджета самом деле отсутствует. А вот борьба с контрабандой, содействие экономическому сотрудничеству и контроль за соблюдением законодательства – есть. Однако пока на таможне шаг за шагом пытаются установить довольно жесткую вертикаль власти.

А это, как всегда бывает, может привести к росту цен для конечных потребителей. Ведь бизнес финансирует из оборотных средств собственные риски, которые, помимо прочего, предусматривают и расходы на судебные споры. Которых, в свете последних событий, может стать больше.

Зачем СБУ на границах?

Если верить слову гаранта, то СБУ будет контролировать вес фур. Впрочем, никаких полномочий для этого у представителей СБУ нет. Поэтому перезапуск «Укртрансбезопасности» таким образом сейчас является противозаконным. Чтобы бизнес не расстраивался и не прогнозировал будущие последствия таких управленческих решений, нам предлагают верить в идею автоматического взвешивания фур на дорогах и еще большую автоматизацию таможенных процедур.

Об автоматизации, компьютеризации и других видах диджитализации сегодня как со стороны власти, так и со стороны таможенников не говорит разве что ленивый. Ведь всем понятно, что в условиях крайне низких зарплат и необходимости отчитываться о своей эффективности гораздо проще заменить людей на программное обеспечение, а вместо борьбы с контрабандой закрывать «план по наполнению бюджета» за счет законопослушного бизнеса.

Как оказывают давление на предпринимателей?

Несмотря на наличие у власти возможностей для внедрения изменений, бизнес продолжает испытывать те же трудности. Сегодня предприниматели больше всего страдают от проблемных вопросов завышения таможенной стоимости с использованием индикативов, а не контрактной цены как первого метода определения таможенной стоимости. Также не было ощутимого прогресса в сокращении объема необходимых бумажных документов при таможенном оформлении.

От бизнеса продолжают требовать документы в бумажном виде в дополнение к электронным, что существенно задерживает процесс таможенного контроля и нивелирует сам смысл внедрения электронных услуг.

Не меньшей проблемой является существенное увеличение контрольных мероприятий. То есть при загрузке-разгрузке почти каждую машину проверяют, как будто поставлена цель – найти что-то конкретное, какие конкретные нарушения. Даже там, где никаких признаков нарушений нет. Не используется автоматизированная риск-ориентированная система, а инспектор по своему усмотрению принимает решение о тотальной проверке. Понятно, что такие действия приводят к определенным задержкам, и от этого, конечно, страдают прежде всего «белые» и прозрачные компании.

Кроме того, возникают вопросы о классификации  импортируемых товаров. Бесспорно, для решения этой проблемы необходимо привести украинский закон о таможенном тарифе в соответствие с нормами ЕС.

Очень острой остается проблема оформления грузов и определения стоимости. Для повышения поступлений от налогов таможенные органы завышают таможенную стоимость товаров. А вот правом корректировать стоимость таможня пользоваться не умеет и не любит это делать. Поэтому увеличивает стоимость товаров в несколько раз только на основании своих подозрений. А отпускает груз только при условии уплаты налогов по завышенной стоимости.

И это – лишь поверхностный обзор наиболее вопиющих проблем. При таких условиях предпринимателям значительно выгоднее завозить контрабанду, чем тратить время на взаимодействие с государством. Кроме того, абсолютное большинство решений отменяются в судебном порядке. Поэтому теперь у предпринимателей есть два варианта, оба из которых соответствуют логике рыночной экономики – длинный и сложный путь через таможню или более отлаженный и эффективный «обходными путями».

Чем может «ответить» бизнес?

Несмотря на то, что бизнесу выгоднее быть прозрачным, большинство все же пытается работать в соответствии с законом. Однако логика импорта заключается в том, чтобы найти товар по наиболее лояльной цене, а продать – с максимальной прибылью. Однако эти базовые вещи украинская таможня признавать не хочет. Поэтому, если будет выстроена жесткая и милитаризированная система из тех людей, которые умеют лишь усложнять жизнь предпринимателям, – это приведет к росту коррупции.

В нынешней ситуации, чтобы гарантировать себе своевременные поставки, адекватное (на самом деле предусмотренное действующим законом) отношение и отсутствие лишней волокиты, бизнес будет искать посредников. В роли которых обычно выступают органы с большими полномочиями и более милитаризованные. Однако откуда предприниматели будут брать дополнительные деньги, чтобы «договориться» с более сильными и упростить таможенные процедуры? Конечно, из кошельков своих покупателей.

Таким образом привлечение СБУ к якобы «контролю фур» на самом деле превратится в еще большие притеснения для бизнесменов, работающих в «белом» секторе. Стоит напомнить, что именно за счет их налогов финансируется деятельность всех государственных структур; именно бизнес создает рабочие места и делает экономику либо активной, либо пассивной.

Исходя из довольно сложных условий, в которых бизнес вынужден вести свою деятельность (прежде всего карантин, который и без того снизил покупательную способность и разорвал цепочки поставок), вскоре предприниматели могут оказаться перед выбором – уйти с рынка или поднять цены.

Оба варианта – это путь к дальнейшей стагнации и кризису. Поэтому вряд ли идея автоматического контроля под эгидой СБУ будет эффективно противодействовать контрабанде. Скорее всего, это станет еще одной возможностью пересмотреть решение таможни постфактум.

При таких обстоятельствах президент, конечно, сможет построить жесткую вертикаль власти и создать новую команду из старых игроков. Однако последствия как для граждан, так и для экономики будут фатальными. Ведь чем проще и легче торговать, тем на самом деле более стабильной является экономика.

Что делать?

Бизнесу уже сейчас необходимо начать нивелировать возможные риски. Прежде всего необходимо провести таможенный и налоговый аудит. По его результатам будут определены не только слабые места (например, основания корректировки таможенной стоимости), но и дальнейшие налоговые последствия. Максимальное нивелирование правовых оснований значительно усложнит возможности таможенников для доначислений.

Не менее важным является и качество документации, которая готовится для таможенного оформления. Ведь любое противоречие будет использовано против предпринимателей. Следует учитывать и устранять логические расхождения в документах, консультироваться с брокерами.

В случае несогласия таможни с таможенной стоимостью товара – перейти к консультациям и стараться осуществлять консультации в письменной форме. Необходимо доказывать то, что есть определенные составляющие таможенной стоимости, и они достаточно просты (инвойс, транспортные расходы, брокерские выплаты).

Обратить внимание государственных органов страны экспорта и Минэкономики Украины на соответствующую ситуацию. Инициировать проведение встречи с должностными лицами таможни, на которой проговорить реальные сомнения в заявленной таможенной стоимости и непосредственные аргументы и разногласия, указанные таможней в решении о корректировке с целью их преодоления в рамках открытого диалога.

Если по результатам предоставления дополнительных документов таможня отказывает в определении заявленной таможенной стоимости – подать жалобу в ГТС Украины. Также крайне важным является объединение с профильными ассоциациями и общественным организациям, ведь они имеют больше возможностей отстоять интересы предпринимателей.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно