Мир после пандемии: каким будет глобальный рынок труда в 2030–2050 годах

Мир после пандемии: каким будет глобальный рынок труда в 2030–2050 годах

И как уже сейчас к нему подготовиться

Цей матеріал також доступний українською
Мир после пандемии: каким будет глобальный рынок труда в 2030–2050 годах

До 2019 года включительно все прогнозы по развитию рынка труда в середине XXI века базировались на переходе к четвертому технологическому укладу. Но вызовы 2020-го сместили акценты. Да, одной из ключевых тенденций остается переход на новый виток развития технологий, их использование и внедрение в повседневную жизнь. Однако возникает ряд острых, неизвестных до сих пор рисков. Они если не полностью меняют предыдущую картину, то существенно влияют на возможные перспективы.

И здесь возникает логичный вопрос: наше представление о будущем рынка труда в ближайшие 20–30 лет действительно будет базироваться на тех технологиях, которые считаются сегодня ведущими, и исходить только из них? Существуют ли другие факторы, не менее важные, чем развитие технологий? И если да, то о чем идет речь и какие последствия мы получим в ближайшем будущем?

Каким будет современный человек середины XXI века? Что будет определять экономику 2030–2050 годов? Как изменится парадигма труда в это время? Кто и на какие виды занятости и дохода сможет рассчитывать? Как себя подготовить и найти возможности для реализации и счастливой жизни в новых условиях? Ответы на эти вопросы специально для Mind искала Жанна Балабанюк, CEO консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC, PhD in HRM.

Какой будет демографическая карта мира?

Согласно новому докладу о мировой демографической ситуации и перспективах ее изменений, подготовленному Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН, в 2030 году в мире будет насчитываться 8,6 млрд людей, в 2050-м – 9,8 млрд, а в 2100-м – 11,2 млрд.

Наиболее населенными странами продолжают оставаться Китай (1,4 млрд человек) и Индия (1,3 млрд). Ожидается, что примерно к 2024–2026 году Индия опередит Китай по количеству жителей. При этом страной с самыми высокими темпами роста населения является Нигерия. К 2050 году она станет третьей по численности страной мира (сейчас занимает седьмое место) и опередит по этому показателю США.

В ближайшие 33 года половина всего мирового прироста населения будет приходиться лишь на девять стран мира: Индию, Нигерию, Демократическую Республику Конго (ДРК), Пакистан, Эфиопию, Танзанию, США, Уганду и Индонезию.

В глобальном масштабе к 2050 году количество людей старше 80 лет утроится – с 137 млн человек в 2017 году до 425 млн в 2050-м. А с 2100 года людей старше 80 лет будет в семь раз больше, чем сегодня.

Как видим, прогнозируемая численность населения к концу века возрастет в полтора раза, и значительно увеличится доля пожилых людей в связи с ростом продолжительности жизни. Соответственно увеличится трудоспособный возраст – до 70–75 лет как минимум.

А это существенно изменит структуру трудоспособного населения, что в свою очередь потребует формирования новой парадигмы и выработки неизвестных ныне подходов и стандартов социального обеспечения.

Какими будут жизненные ценности в этот период?

В настоящий момент человечество исходит из парадигмы использования природных ресурсов, отчасти игнорируя вопросы их исчерпаемости и продолжительности восстановления. Экологическая проблематика вроде бы постоянно и громко озвучивается, однако не является решающей при принятии тех или иных мировоззренческих и экономических решений. В будущем же экологическая повестка, скорее всего, будет определять лицо и направленность экономики.

В соответствии с «Экологическими перспективами-2050», очерченными ОЭСР, экологическая повестка дня базируется на четырех направлениях: изменение климата, биологическое разнообразие, пресная вода и влияние загрязнения на здоровье человека.

Ожидается, что к 2050 году около 70% мирового населения будет проживать в городах, усиливая вызовы, связанные с загрязнением воздуха, избыточным количеством транспортных средств и удалением и переработкой отходов. К этому времени произойдет четырехкратный рост мировой экономики, что приведет к увеличению потребления энергии на 80%.

При отсутствии более эффективной политики доля энергии, основанной на использовании полезных ископаемых, в глобальном энергопотреблении, как и раньше, будет оставаться на уровне 85%. Продолжится деградация и истощение потенциала природной среды (природного капитала), при этом возрастет риск необратимых изменений, которые могут поставить под угрозу результаты двух веков повышения уровня жизни человечества.

Загрязнение воздуха станет одной из основных причин преждевременной смертности, обусловленной экологическими факторами. Кроме того, существенным во всем мире будет уровень заболеваемости, связанной с воздействием опасных химических веществ.

В развитии естественных экологических систем есть «точки невозврата», после достижения которых негативные изменения становятся необратимыми (например, потеря биологических видов, изменение климата, истощение подземных вод, деградация земельных ресурсов). Однако во многих случаях подобные пороговые значения, так же, как и природные, социальные и экономические последствия их превышения, недостаточно известны или понятны.

Ключевой проблемой является установление баланса между четкостью мероприятий политики и величиной пространства, оставленными правительствами для маневра и адаптации, учитывая вышеупомянутые риски. Поэтому, если сейчас вектор развития экономики определяют развитием технологий – автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта, обработки больших массивов данных и т. д., – это лишь вопрос времени.

При существенном ухудшении состояния окружающей среды может актуализироваться построение экономики на базе учета экологических рисков и их минимизации, восстановления природных ресурсов, в соответствии с которыми вектор развития технологий будет корректироваться.

Какие последствия пандемии COVID-19 человечество почувствует до 2025 года?

Даже если большинство населения планеты переболеет и в течение ближайших 2–3 лет сформирует коллективный иммунитет, социальные последствия пандемии-2020 будут ощутимы в длительном периоде.

Появится новая культура взаимодействия: социальное дистанцирование, самоизоляция и перенос жизни в виртуальный мир дарит работающему человеку иной психологический опыт и трансформирует его социальные нормы. Это влияет на структуру личности. Соответственно интересы, потребности, убеждения и желания будут отличаться от тех, которые существовали до сих пор. В частности, изменится подход к «атрибутам достатка», «статусным» вещам и модели потребления в целом.

Экономику ближайших 3–5 лет будет определять преодоление кризисных явлений 2020–2023 годов исходя из вызовы, связанных с экономическим спадом. В частности, если до 2020 года значительную часть проблем с занятостью и социальным обеспечением развивающихся стран, решали за счет развитых стран (миграция населения и трудовая миграция), то сейчас в связи с длительными и жесткими карантинными ограничениями (введением режимов изоляции, закрытием границ) развивающиеся экономики вынуждены будут решать их самостоятельно в собственных пределах.

Это требует поиска и создания новых точек роста для локальных экономик и переформатирования существующего глобального рынка товаров и услуг. А значит – и глобального рынка труда.

Как изменится рынок труда?

Все вышесказанное существенно повлияет на новую парадигму занятости и дохода. На повестке дня стоит четкая потребность в инновационных подходах и поиск быстрых и действенных решений для минимизации социальных разрывов и рисков. Рынок труда оказался на пороге существенной трансформации. А среди основных трендов стоит отметить следующие.

Удаленная работа как образ жизни. Переход на удаленную работу состоялся с 2010 по 2020 год. И хотя большинство компаний начали привлекать фрилансеров, переводить сотрудников на дистанционную занятость и создавать удаленные или смешанные команды только в 2017–2020 годах, основные подходы к удаленному трудоустройству были сформированы именно в начале 2010-х. А 2020 год лишь закрепил этот тренд.

Одно из ключевых в глобальном смысле последствий перехода на удаленную работу – формирование прослойки социальных мигрантов. То есть людей, проживающих в одном населенном пункте или стране, а работающих для других стран/городов. При этом они полностью погружаются в трудовую и социальную среду других регионов и получают навыки работы в мультинациональных, мультирелигиозных, мультикультурных и мультигендерных командах.

Формирование новых трудовых отношений и новой трудовой этики. Уже сейчас вырабатываются подходы к регулированию взаимодействия роботов, искусственного интеллекта и людей. Поэтому в ближайшие годы мы придем к тому, что права каждой из этих категорий будут меняться и регулироваться иначе, чем сегодня.

Начнут формироваться команды, в которых будут объединены труд людей, роботов и искусственного интеллекта. Также будут существовать и автономные команды роботов и искусственного интеллекта.

Это предполагает выработку новых правил, норм и стандартов работы и регулирования трудовых отношений. А также – переосмысление социальных стандартов и создание инноваций в социальной сфере, что так же будет способствовать формированию новой трудовой этики.

Трансформация социальных норм, ценностей и структуры потребления. Уже сегодня мы можем наблюдать отказ от пользования вещами и переход на общее пользование. Например, молодое поколение отказывается от парадигмы владения, а ориентируется на временное использование жилья, мебели, транспорта и т. д.

Это в свою очередь существенно меняет поведение потребления, запрос и структуру товаров и услуг. А в будущем приведет к формированию широкого рынка обмена и совместного использования товарами и услугами длительного использования.

Формирование новой структуры дохода лица. Уже сейчас персональные данные человека – в частности, его предпочтения, интересы, привычки, структура потребления, информация и знания – уже имеют большую ценность. А в ближайшее время они могут превратиться в товар или валюту. И это существенно изменит в том числе и рынок труда.

Если раньше определенная часть населения рассматривала инвестиции в недвижимость как возможность получить стабильный пассивный доход или «приложение» к пенсионным или социальным выплатам, то в будущем будет формироваться рынок продажи собственных данных – для получения дохода или для использования их в качестве способа платежа.

Еще одним существенным элементом уже в ближайшее время может стать безусловный базовый доход (ББД) – получение каждым гражданином и даже лицом без гражданства, проживающим в конкретной стране, выплат от распределения национального богатства. Такие выплаты уже проводились в ряде стран как социальный эксперимент.

Это позволит преодолеть две ключевые проблемы – бедность и безработица – путем обеспечения гарантированной ежемесячной выплаты независимо от возраста и вида занятости. Что крайне актуально при преодолении экономических последствий пандемии COVID-19.

Как уже сейчас подготовить себя и детей к обновленному миру?

Сейчас есть острая необходимость в формировании новых подходов к обучению и получению образования. Они заключаются в подготовке к жизни, а не только к труду, как было при предыдущей экономической парадигме.

Понятие «труд», «занятость» и «доход» уже трансформируются и в будущем будут иметь видоизмененное значение. Так, в частности, переход на модели продажи собственных данных и получения ББД приведет к тому, что труд перестанет быть решающим как основной источник дохода для большинства населения планеты. Расширение источников для формирования пассивного дохода тоже будет иметь значительное влияние на экономику середины XXI века.

Решающим фактором для сохранения занятости или получения должности (если мы говорим о высококвалифицированной работе) будет способность к гибкости и адаптивности мышления.

Основной удар почувствует сфера услуг, высвободившиеся работники будут вынуждены осваивать новые специальности. Ряд профессий прекратит свое существование. И здесь важно либо уметь достаточно качественно делать что-то руками, либо развивать навыки учиться, переучиваться и разучиваться для получения новой специальности.

Чтобы соответствовать требованиям времени, стоит сосредоточиться на получении образования, направленного на развитие различных видов мышления: метаобучение (обучение методам обучения), последовательное, нормативное, критическое, креативное, рефлексивное, интуитивное и стратегическое мышление; решение сложных задач, позволяющее выполнять разноплановые функции (междисциплинарный подход).

Второй подход – сконцентрироваться на получении узкой профессии. Однако такой, которая исходит из «свежих» тенденций и технологий: биомедицина, исследование мозга, освоения космоса, управление климатом, развитие новых видов энергии, создание новых материалов и их свойств, управление временем; новейшая медицина и военное дело; создание новых моделей бизнеса, внедрение социальных инноваций, новых парадигм и инструментария управления социальными системами и командами и т. д.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно