Яркая изнанка: о чем молчат блогеры

Яркая изнанка: о чем молчат блогеры

Как они придумывают свои видео и почему им за это хорошо платят

Цей матеріал також доступний українською
Яркая изнанка: о чем молчат блогеры
Фото: depositphotos

Нужная информация обо всем на свете теперь доступна в любом формате – достаточно только правильно ввести поисковое слово. Авторы видео, лонгридов или подкастов расскажут все или почти все. Чем лучше раскручен блогер, тем больше возможностей он имеет для заработка. Так, бренды часто пользуются их услугами и продвигают свои товары и услуги. Кажется, что снять видео на любую тему сейчас проще простого, ведь у всех есть смартфоны с хорошими камерами. Однако практика показывает, что ведение блога на постоянной основе требует значительных усилий и времени. Копирайтер агентства Sasquatch Digital Арина Подорожняя рассказала Mind о подводных камнях работы инфлюенсеров. Материал подготовлен при участии блогеров – Анны Орловской и Наты Лайм. Все о потере личных границ, зависимости от мнения окружающих, крайних методах борьбы с негативом – максимум фактов, о которых не пишут в шапке профиля, – ниже в материале для Mind

Ранее Mind рассказывал о том, как сэкономить на рекламе в Facebook и Instagram, отключить трафик мошенников и найти «своих» блогеров, в материале «Создано украинцами: три умные платформы для рекламодателей».  А о том как стать известным в Instagram, можно прочитать в рецензии на книгу  «Найди свой стиль».

Один из законов диджитал-жизни гласит: не плачь. В сети все должно быть красиво, без неудачных кадров, размазанных стрелок или +2 кг после майских. Тем более если ты блогер, инфлюенсер, лидер мнений или инстаселебрити.

Создается впечатление, будто узнаваемость и внимание со стороны больших брендов приходят к блогерам так же легко. А придумать идею для поста, место съемки, образ и подпись – вообще дело одного кофе-брейка. Но, конечно, все это стереотипы, в которые не верят даже школьники. Чему же тогда верить?

Типы блогов

Показывать свою жизнь миру инфлюенсеры начали по разным причинам. Кто-то в соцсетях продолжил делиться профессиональными знаниями, а кто-то сделал себе имя на инстапросторах. Официальной классификации блогов не существует. Но, чтобы не отвлекаться на десятки тематических типологий «спорт/мода/фитнес», условно разделим их на три категории:

  • Блог знаменитости
    Будни лидера мнений пестрят на просторах шоу-бизнеса или большого спорта. Соцсети – возможность время от времени показать закулисье своей жизни. Так, интерес аудитории к Светлане Лободе чуть больше, чем к Владимиру Зеленскому: 10,3 млн против 9,2 млн подписчиков соответственно.
  • Блог эксперта
    Они – профессионалы своего дела. Широко известные в узких кругах. Только основной площадки, будь то собственный кабинет или зал, им уже стало мало. Зато теперь знаний будет больше для всех. Примеры: врачи, диетологи, предприниматели, преподаватели или фитнес-инструкторы.
  • Блог блогера
    Страница того самого человека, который сделал себе имя в Интернете. Всё могло начаться с блогов на YouTube, в то время как Instagram был возможностью время от времени оповещать в сторис о новых выпусках. А после всё переросло в регулярные коллаборации и личные проекты.

Так, чтобы недолго думать над последними, можно создать страницу своего ребенка в Instagram. Сабина Мусина привела дочке Кире 831 000 подписчиков – на +200 тысяч больше, чем сейчас у мамы. Елена создала русско- и англоязычный профили дочке Диане, когда ребенку был еще год. Сегодня у Дианы 388 000 подписчиков в Instagram и 83,3 млн на YouTube. В месяц заработать на таком проекте у родителей получается от 8 до 129 млн грн, по данным журнала «НВ». 

Как представлены в соцсетях

Сегодня мало кто из нас зарегистрирован только в одной соцсети. Instagram, Facebook, YouTube – план-минимум. Для более искушенных – еще TikTok, LinkedIn и Pinterest. О мессенджерах умолчим, на них сейчас держится даже коммуникация учителей и родителей. А что инфлюенсеры? Пытаются быть активными во всех соцсетях одновременно или выбирают для себя основной канал?

Рассмотрим диджитал-активность на примере Петра Заставного – украинского блогера, ресторатора и продюсера группы Tvorchi.

Instagram: основная соцсеть с 378 000 подписчиков.
TikTok: 12 400 подписчиков.
Facebook: за полгода – семь публикаций.

Вывод: чтобы быть лидером мнений, не обязательно вещать во всех соцсетях одновременно.

График работы

В среднем у инфлюенсеров уходит около часа на пост-размышление. Пост-подборка занимает чуть больше времени. Для рекламной публикации или видео (где еще нужно продумать идею и подачу) со всей подготовкой может потребоваться неделя. Но, например, с развлекательными постами бывает все спонтанно. Просто хорошее фото и вовлекающая подпись по типу «Идет ли мне это платье».

А вот графика работы для выполнения задач как такового нет. Мало кто из лидеров мнений начинает рабочий день в 08:00 и закрывает ноутбук в 17:00. Директ вообще может быть на постоянной модерации, даже когда блогер в отпуске. Все потому, что сложно что-то спланировать, особенно с учетом съемок. Вроде они могут длиться час. Но дорога туда-обратно, опоздание кого-то из съемочной группы, селфи для отчета с обдумыванием фильтра или подписи – и вот тебя уже нет полдня ни в сторис, ни в директе. А контент нужен.

К слову, о директе.

В блогерских переписках хранятся как бесконечные реакции с огоньком, предложения о сотрудничестве и вопросы «Где купил/купила?», так и просьбы дать совет. Это значит, что лидера мнений расценивают как близкого друга, готового выслушать и поделиться своей точкой зрения.

Хотя некоторые воспринимают блогера как друга очень буквально. Ведь растет узнаваемость, а с ней – и сообщения от знакомых из параллельного класса или соседей по позапрошлой квартире.

Но бывает, когда день инфлюенсера в основном состоит из «проснулась – полежала – сходила на лазер – дико устала». В принципе у кого угодно выходной день может состоять из этих же пунктов. Но вот мы случайно увидели подобную сторис в ленте – и теперь цепочка «блогер – незанятость» выстраивается автоматически.

Узнаваемость

Все хорошо, что в меру. Если подписчики подходят в публичном месте, общаются культурно и ненавязчиво – это только приветствуется. Во-первых, приятно, когда тебя узнают, а значит, читают и следят за блогом. Во-вторых, это хороший шанс составить портрет своей аудитории. Бытует даже мнение, что подписчики – это отражение тебя.

Но представим, что лидер мнений – молодая мама Анна Орловская, которая пришла со своим заболевшим ребенком в поликлинику. После приема нужно покормить сына грудью. В этот момент к девушке подходит подписчица и начинает задавать много вопросов, не замечая, что ситуация для общения неподходящая. Тогда, конечно, не до дружелюбной обратной связи.

Бои с негативом

Каким бы френдли ни был инфлюенсер, однажды он проснется и увидит его – первый негативный комментарий. С опытом приходит понимание, что необоснованный хейт нужно расценивать как шутку, а здоровую критику – принимать к сведению. Но на пути к этому можно испробовать много тактик.

Как блогеры борются с негативом:

  • ограничивают комментарии;
  • никак не реагируют;
  • отвечают нейтрально;
  • отшучиваются.

Монетизация

Сколько может заработать лидер мнений на одном рекламном посте? Минимально – получить товар/услугу по бартеру, а вот максимуму предела нет. Наибольший прайс, с которым мы столкнулись, – $5000 за публикацию у Алены Венум (более 4 млн подписчиков). При этом аналогия «чем больше аудитория – тем выше стоимость» здесь не всегда работает. Так, запросить в среднем $400 может инфлюенсер как с 85 000, так и со 188 000 подписчиков.

Изнанка профессии

С одной стороны, понятно: стал публичным – будь готов к тому, что твоя жизнь изменится кардинально. Теперь замечено будет всё: круги под глазами, большой нос, плохой вкус и отсутствие мужа в кадре. Труд могут обесценивать. А в жизни воспринимать тебя будут как всегда открытую и готовую к разговорам личность.

Ната Лайм – блогер по путешествиям, снимает челленджи, обзоры и do-it-yourself-видео, 618 000 подписчиков, YouTube-блогер с аудиторией 1,9 млн: «Самый главный минус в том, что блогер берет на себя очень много ролей. Обычно это режиссер, монтажер, оператор, осветитель, сценарист, PR-менеджер и много других специалистов в одном лице. Плюс ты сам себе начальник и мотиватор, а все мы знаем, как сложно взяться за работу, когда ты дома и есть множество отвлекающих факторов. Также часто блогерство – это работа 24/7. Очень сложно выделять время на отдых, отключаться от соцсетей и быть в моменте. Мысленно всё время возвращаешься к идеям, съемкам и сценариям».

Анна Орловская – блогер по эстетике, воспитанию детей и семейным ценностям, 110 000 подписчиков: «От какого-то негатива и хейта я абстрагируюсь, когда это какие-то глупые комментарии по типу: «Боже, вот это у тебя обувь!» Но до сих пор сложно даются ситуации, когда меня не принимают, осуждают, и получается так называемый умный хейт. Особенно когда это пишет адекватный человек, не просто фейк с пустой страницей. Однажды мне написала девушка: «Раньше у вас был классный семейный блог, а сейчас одна дотерра». И меня это действительно зацепило. Потому что когда дети были маленькие, я снимала блог о них. Сейчас я выросла, а людям до сих пор интересно читать только мамские посты».

Справиться с реалиями блогерства удается не всем. В сети немало примеров, когда инфлюенсеры совершали самоубийство, в том числе в прямом эфире. Так, в июне 2021-го лидер мнений из Молдавии Вероника Тодорова под ником nicuseaaa опубликовала в Instagram пост с черным квадратом, подписала его словом «Конец» и покончила жизнь самоубийством. За год до этого Сийя Каккар из Индии, собравшая в TikTok аудиторию в 2,3 млн, сделала это же. По словам менеджера, карьера девушки развивалась, поэтому вряд ли самоубийство связано с блогерством. Но вот родители заявили об угрозах, которые приходили дочери в сети. Причины во всех случаях могут быть глубоко личные. Но видим, что даже люди, чьей жизни завидуют, могут морально не справляться со своими проблемами.

На что способны блогеры

Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, некоторые лидеры мнений прибегают к не всегда честным способам.

Накручивают подписчиков.
Статистика-загадка: как объяснить ситуацию, когда количество прежних подписчиков блога с аудиторией 1,2 млн падает, но при этом число новых растет? Ответ смотреть в названии раздела.

Соглашаются на сомнительные коллаборации.
Под словом «сомнительные» понимаем такую коллаборацию с брендами, которая противоречит принципам инфлюенсера.
Пример. Журналистка Рамина Эсхакзай поделилась в своем Instagram новостью: она стала амбассадором Coca-Cola. Только вот подписчики заподозрили в этом сотрудничестве неискренность со стороны телеведущей. Припомнили ее недавний отказ от газировок и историю о том, что бренд тестировал продукцию на животных, хотя Рамина выступает против этого.

Готовы на обман.
Заработок лидера мнений – не только рекламные посты и сторис. На своём имени можно сделать целый бизнес, как показывает пример Кати Якимчук. В свои 19 благодаря Instagram она заработала на Porsche, а также переехала из общежития в собственный дом. На странице проводит гивы с розыгрышем айфонов и автомобилей, учит людей на курсе зарабатывать деньги. Суть последнего в следующем: вам рассказывают, как организовывать розыгрыши и набирать спонсоров. Но вот только участники курса называют это пирамидой и признаются, что за месяц ни одного спонсора так и не появилось.

Но есть те, кто умеет делиться знаниями, за что и получают хвалебные отзывы. Пара инфлюенсеров Никита Добрынин и Дарья Квитовка создали курсы – Академию удаленных профессий. В команду пригласили Евгению Гордиенко – influencer-маркетолога и продюсера блогеров-миллионников. На курсе можно узнать о том, как найти удаленную профессию, удержаться в ней и даже получить сертификат государственного образца.
Ускорить развитие бизнеса – заведений «Китайский Привет» и «Вьетнамский Привет» – Дарье и Михаилу Кацуриным так же помогла известность, в том числе благодаря соцсетям. До бума популярности ресторанов Даша с личной страницы продавала пуховики-одеяла, которые сама же и придумала. Миша основал Зеленый театр, создал клуб «Юность», который позже превратился в ATLAS, и организовал сотни вечеринок.

Готовы на все ради лайков. Возможно, в июне вы видели отрывки видео, где парень отнимает у девочки айфон, который сам же ей подарил. Тиктокер Александр Волошин искал на улицах Киева своих подписчиков. Узнала Волошина девочка, за что тот подарил ей айфон. Вот только после телефон начал отнимать, объясняя тем, что это реквизит. Взамен предлагал 2000 грн, но мама ребенка не соглашалась. Когда скандал разгорелся, тиктокер отмалчивался и предупреждал, что готовит объяснение в новом видео. В нем Александр сначала раскаивался под грустную музыку, а после признался, что вся ситуация была разыграна для пиара.

Подобных ситуаций столько, что для них можно создавать хрестоматию. Киевская тиктокерша под ником @ttiisshhiina вместе с компанией устроила разгром в отеле. Они разрисовали стены и зеркало, сломали кровать, уронили плазму и протестировали огнетушитель. Впрочем, тремя месяцами ранее девушка уже репетировала подобный сценарий, когда рассыпала по съемной квартире муку, соль и мусор, разбивали яйца, разливали лаки для ногтей. А еще ранее стала известна тем, что случайно выстрелила из пистолета на заправке.

Они приходят в GoodWine, чтобы разбить бутылку виски якобы за $7500, а на самом деле там чай. Разливают молоко в вагонах метро и устраивают фейковые свадьбы с целью рекламы нового арт-пространства. Ну а люди продолжают следить за их перформансами.

Почему мы подписываемся на блогеров

Никаких официальных типологий и глубокого погружения в психологию. Только реальные отзывы. Какая из причин подписок ваша?

Близок род деятельности. Пример: «Я подписана на @olgasumska. Она озвучивает фильмы. Я люблю фильмы, голос Ольги, и вообще мне близка ее работа».

Уникальный контент. Пример: «Круто, когда на странице много интересных фактов, которых у других не найти. Например, если блогер ненароком расскажет, какое колено должно быть в мойке на кухне и почему нельзя ставить гофру, – это 100 % попадание в уникальный контент. И у меня такое сильно отзовется».

Красивая картинка. Пример: «Дамочки, которые красиво выглядят и красиво одеваются, – о да, я хочу так же».

Привычка. Пример: «У меня есть 3–4 блогера, на которых я подписан уже очень давно. Не хочу больше активно следить ни за чьей жизнью, ибо на то, чтобы вникать в проблемы других людей, нужны время и силы».

Если вы еще не пришли к выводу, то мы поделимся своим. Однозначно и точно: блогерство – это работа. Здесь нет нормированного графика и волшебной фразы для того, чтобы тебя не беспокоили на выходных. За красивой картинкой стоят работа над собой, борьба с ежедневным негативом и часы подготовки контента.

При этом бывает, что, поймав волну популярности, лидеры мнений понемногу теряют голову. Здесь в борьбу вступают обманы и хайп на грани фола. Но если любить свое дело и быть с аудиторией честным, инфлюенсера ждут охват, галочка и преданная армия подписчиков.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате