Зажигать звезды: как новичку войти в SMM
И какие требования к этой специальности предъявляет рынок
Тяжело представить нашу жизнь без соцсетей – они как магниты притягивают все больше и больше пользователей. Вовлеченностью последних пользуются и глобальные компани, и мелкие предприниматели. Поэтому не удивительно, что спрос на специалистов по маркетингу в социальных сетях (англ. Social media marketing, SMM) растет. При этом в профессию приходят все боле и более молодые специалисты, которые умеют быстро учиться и оперативно адаптироваться к новым вызовам сетей. На что же обращать внимание при поиске первой работы SMM-менеджером, как попасть в агентство и за какие навыки работодатели добавляют плюсы, рассказала Mind копирайтер агентства Sasquatch Digital Арина Подорожняя.
Хорошая новость для людей ответственных, быстро схватывающих и готовых учиться: вы нужны SMM. Даже если у вас нет пяти лет опыта в агентстве к вашим 18. Поэтому с вопроса «А берут ли без опыта?» мы сразу перескочили к следующему: «Как это делают?».
Учитесь
Курсы обязательны к посещению. Чем раньше – тем скорее есть шанс услышать от рекрутера заветные «Вы нам подходите». Спустя несколько месяцев работы такую практику хорошо бы повторить. Вполне возможно, что из-за рутины и какого-никакого опыта вы уже приукрашиваете результаты. Так что курсы – отличная встряска.
Но помните, что здесь – как с дипломом в университете: никому финальные бумажки не нужны. Важно систематизировать знания, показать себя, посмотреть на коллег и получить фидбек от лектора.
Куда идти учиться?
- Bazilik(Киев)
- Kyiv Academy of Media Arts (Киев)
- Projector (Киев)
- Wishdo(Киев)
- «Багаж» (Харьков)
- Lemon School(Харьков)
- Creative SMM (Львов)
- SKVOT (онлайн)
Резюме
Фраза «У меня нет навыков» не принимается. Почему-то все забывают, что опыт – это не только пара строк в трудовой книжке. Это еще и то, что вы организовывали в университете или делали по поручению руководителей практики. Расшифровывали интервью, создавали баннеры для ресторана, устраивали фотосессии для участниц «Мисс СтудВесна» – не скромничайте. Но и не переборщите. Должность старосты общежития в резюме вряд ли будет уместна.
Портфолио
Если хотите добавить еще несколько монеток в копилку хорошего кандидата, переходите к практике. Делайте контент, даже если диджитал-агентство мечты пока не ответило на вашу анкету.
Отталкивайтесь от интересов. Бывает, проекту нужен человек, который больше разбирается в специфике сферы, чем в SMM. Представим, что вы – заядлый театрал. Найдите страницу директора театра на Facebook, постучитесь с предложением, а еще лучше, если у вас будут подготовленные фото, тексты анонсов и пара баннеров для афиш.
На старте карьеры у Setters был кейс, в котором команда раскрутила «Пышечную» – кондитерскую в Петербурге, работающую с 1958 года. Но есть один момент: никто их об этом не просил. Ребята просто создали отдельный аккаунт, сделали контент в стиле модных журналов, который показывал зависимость от пышек. СМИ вели расследования, директор «Пышечной» видела в таком продвижении шантаж, а Setters не успевали принимать брифы на новые проекты: «Хотим, как «Пышечная».
И таргетолог, и копирайтер, и для TikTok творец
Чудесно, если вы уже стали SMM-менеджером и хотите улучшить свои знания в копирайтинге или дизайне. Но, когда вы новичок, не бросайтесь на все сразу. Представьте: вы пришли к парикмахеру, а он еще массажист, бровист и косметолог. Неплохо, но он точно нормально подстрижет?
Так и в диджитал. Не ищите востребованных профессий, ищите себя. Определитесь, что вам действительно нравится: делать раскладку для кофе или писать лонгриды о путешествиях в Турцию. Если работодатель вас заметит, есть вероятность, что заниматься созданием фото, дизайна или текстов вы будете весь день с 9:00 до 18:00. Так что пусть выбранный навык как минимум получается, как максимум – нравится.
Вот когда уже станете крутым специалистом в запуске рекламных кампаний или написании полезных текстов, тогда можно и переключаться.
To tell the truth
Рядом с вашим резюме есть такая кнопка, как «Скачать». Да, портфолио могут месяцами храниться на почте рекрутеров. И если в 2018-м у вас был нулевой опыт сотрудничества с агентствами, то пять лет стажа в 2021-м просто невозможны. Так что говорите правду: все остальное заметят если не сейчас, то во время следующего собеседования точно.
Где искать?
Если на Work.ua, Rabota.ua, в Instagram компании мечты или в профильных группах на Facebook вакансии закончились, идите ва-банк. Пишите директору или руководителям направлений. В соцсетях менеджеры не всегда могут прочитать ваш запрос вовремя или будут несколько дней ждать ответа начальства. Вот вы ситуацию и опередите.
Не знаете, где искать директоров, смотрите кейсы. В рекламных роликах или лонгридах в стиле «Как мы это сделали» фамилия CEO где-то точно промелькнет. Можно искать на профильной украинской платформе с очевидным названием – CASES. Посмотрев работы, вы запомните клиентов, поймете специфику агентства и заработаете себе плюсики на собеседовании. Ведь знать имя компании хорошо, но ориентироваться в ее кейсах – профессиональнее.
Нашли? Проверьте!
Круто, если вас уже зовут на собеседование. Но прежде соберите о работодателе максимум информации. Как агентство ведет проекты и кто у него в клиентах, как выглядит команда, что пишут о компании в Google-отзывах и какие фото в отметках в Instagram. Можете даже побродить по профилям сотрудников. Если увидели знакомые лица, пишите! Ваш будущий руководитель, конечно, может рассказать о перспективах после испытательного срока и легенде компании, но про задержку зарплаты или токсичную атмосферу он наверняка умолчит.
Может быть, вам попадется агентство-новичок. В этом нет ничего плохого. Такой работодатель, скорее, еще не обещает большую зарплату, но и вам сейчас нужно набраться опыта. Так что если видите, что компания пока не узнаваемая, зато основатель – с опытом и большим количеством подписчиков, присмотритесь к агентству.
Но помните, что на старте на вас могут взвалить все, и не обязательно потому, что хотят вами воспользоваться. Возможно, команда еще не наладила внутренние процессы.
Уточните обязанности
В каждом агентстве своя модель. Где-то ТЗ дизайнерам и копирайтерам ставит аккаунт, а где-то это задача SMM-менеджера. Поэтому четко оговорите свои обязанности, возможно, даже попросите инструкцию для вашей должности. Если позже выяснится, что вы полдня отвечаете на письма клиента, хотя это задача другого специалиста, вам будет чем аргументировать.
Будьте в курсе новостей
Подписаться на профильные медиа и убрать звук оповещений – не работает. Здесь нужно каждый день погружаться в процесс. Пусть сегодня это будет ситуатив или новый мем, а на выходных – лонгрид от Dnative. Но только при условии, что сегодня пятница, а все главные новости за неделю вами прочитаны.
Но и не насилуйте себя. Если о паблике трубят все SMM-гуру, но вы читаете его скрипя зубами, отпишитесь. В крайнем случае – отпишитесь и вернитесь позже. Пусть вместо двух страниц, где вы даже названия запомнить не можете, будет одна, но прочитанная взахлеб.
Знаем, что если посоветуем 50 каналов, вы вряд ли на все подпишетесь. Но если и сделаете это, то переживаем за возможный информационный шум и пропуск важных сообщений от коллег. Так что начните с нашего минимума. Если какой-то из пабликов не дождется вашей подписки, мы не обидимся.
Список подписок SMM-отдела агентства Sasquatch:
- Insta-аккаунт на каждый день
- Digital masons
- Канал ленивого SMMщика
- Digital-бар
- Dnative – блог про SMM и Instagram
- Дайджест обновлений соцсетей | Dnative
- Спецы & Stories
- TargetGirl
- Gutnik Oleg · Facebook Target
- Искусство Продвижения
- О digital
- Бизнес и социальные сети
- Упоротый маркетолог
- Русский маркетинг
- Маркетинг порешал
- Запуск TikTok | Блог Александра Турлакова
- Главред
- Naoblakax
- Nad Morem
- Is Dutchak
- Клиент
- Агентство
Не губите карьеру
Придет время, когда за вами будут охотиться не только топовые SMM-агентства, но и рекрутеры из IT или известные стартапы (конечно, если все это время вы очень старались). Помните, что вести один проект в стартапе или четыре в хорошем агентстве – это два разных уровня. Пока ваши бывшие коллеги будут прокачиваться в диджитал и подхватывать тренды, у вас, скорее всего, в силу другого профиля, многое будет ускользать из внимания.
Если IT попало в ваше сердечко – отлично. Но есть риск, что после тамошних зарплат вернуться в агентство или украинскую компанию будет сложнее морально и материально.
Подкрепили теорию реальными кейсами трудоустройства, чем доказали: без опыта в SMM можно. Главное – идите в сферу по любви. Тогда через несколько лет советы диджитал-новичкам будете давать уже вы.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.