Сокровищница возможностей: как изменился госбюджет ко второму чтению
Что Украина успела в этом году и чего ждать экономике в 2022-м
На днях Верховна Рада приняла государственный бюджет на 2022 год. Народные избранники проголосовали за откорректированные цифры, внесенные в документ ко второму чтению. О том, что было заложено в законопроект №6000 к первому чтению, – в материале Mind «Время жесткого расчета: каким будет государственный бюджет на 2022 год». Чем же отличаются две редакции и как принятый документ повлияет на экономику, рассказал Mind глава финансово-аудиторского комитета Группы компаний «Октава Капитал», CFO Nota Group Дмитрий Рыбальченко.
Каким стал прошедший год для Украины с точки зрения экономики? Можно ли его назвать успешным и положительным? Все зависит от того, от какого уровня отталкиваться – прошлогоднего или доковидного 2019-го. По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), рост ВВП Украины в 2021 году составит 3,5%, аналогичного мнения придерживаются в Dragon Capital, в то же время НБУ дает более оптимистичный прогноз – 3,8%.
В абсолютных цифрах ВВП в долларовом эквиваленте может достичь $184 млрд, что является рекордным значением за все 30 лет существования независимой Украины. Эта цифра станет еще более убедительной, если вспомнить, что по сравнению с 2008 и 2013 годами, также рекордными по показателям ВВП, украинская экономики потеряла два региона – Крым и часть Донбасса.
Но убедительны не только общие цифры: за 9 месяцев 2021 года зарплата выросла на 15%, быстро увеличивается потребительский спрос, доходы розничной торговли уже превышают допандемические. Один из примеров: за 8 месяцев 2021 года в Украине было продано 58 100 новых легковых автомобилей, что на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажа новых автомашин сейчас самая большая после 2013 года, когда украинцы купили около 200 000 авто.
Страна собрала рекордный урожай зерновых, а цены на продовольствие в общем-то хоть и не столь высоки, как несколько месяцев назад, но все же гораздо выше, чем до пандемии. Свою роль сыграли также высокие цены на железную руду и другие ресурсы, которые экспортирует Украина.
Благодаря благоприятной конъюнктуре на внешних рынках украинская валюта в этом году оказалась на шестом месте в мире по укреплению к американскому доллару. А если учесть, что на первых пяти местах расположились небольшие страны с исключительно сырьевой или туристической экономикой (например, Сейшельские острова), некоторые экономические эксперты отмечают, что это дает основание называть украинскую гривну сильнейшей валютой в мире в этом году. А по индексу бигмака гривна в очередной раз оказалась среди наиболее недооцененных валют мира.
Рынок M&A восстанавливается после спада, вызванного пандемией COVID-19. По данным KPMG, в первом полугодии 2021 года украинский рынок слияний и поглощений показал рост по объему сделок на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Есть основания для сдержанного оптимизма по поводу дальнейшего развития этого рынка.
Так, еще один украинский стартап стал единорогом – это People.ai, CRM-платформа с искусственным интеллектом. В этом году он получил очередной раунд финансирования в $100 млн, а его капитализация теперь оценивается в $1,1 млрд.
В то же время доля соглашений M&A с участием иностранных инвесторов несколько уменьшилась, что связывают с неопределенностью сотрудничества с МВФ. Хотя несколько знаковых сделок M&A все же состоялось. Например, шведская Sigma Software купила харьковский стартап IdeaSoft за $3 млн. Британская платформа виртуальных событий Hopin приобрела украинский стартап Attendify, специализирующийся на продаже билетов в мобильном приложении (сумма сделки неизвестна). А знаменитая французская BlaBlaCar купила украинский стартап Octobus, облачную платформу для автоматизации управления маршрутами и продажи билетов для автобусных перевозок.
Вообще IT-отрасль – единственная, которая непрерывно растет в последние годы. Если в 2011 году на IT приходилось всего 3% от общего объема ВВП, то в 2020-м этот показатель вырос почти до 5%, а в I квартале 2021 года он уже равнялся 5,6%. По прогнозам экспертов, за 5 лет доля IT-сектора может составить 10% ВВП.
Этот год ознаменовался еще одной чрезвычайно важной новостью. 10 ноября Украина и США подписали Хартию стратегического партнерства, это стратегический документ, определяющий главные направления двусторонних отношений в ключевых областях на ближайшее десятилетие.
Хартия заменит аналогичный документ, который Украина и США подписали в 2008 году. Обновленная редакция имеет несколько важных отличий, прежде всего связанных с новыми реалиями мира, в частности, речь идет об агрессии РФ против Украины.
США обязуются поддерживать суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в пределах ее международно признанных границ, включая Крым, а также стремление Украины к ее членству в европейских и евроатлантических институциях. Кроме того, в обновленном документе зафиксирована поддержка модернизации ключевых секторов украинской экономики и продвижение инвестиций.
Сдержанный бюджет, или Что готовит 2022 год?
2 ноября Верховная Рада приняла бюджет Украины на следующий год в первом чтении, а 2 декабря – во втором чтении и в целом. Согласно первому чтению, номинальный ВВП прогнозировался на уровне 5368,7 млрд грн, доходы – 1267,4 млрд грн, расходы – в сумме 1441,9 млрд грн. По сравнению с 2020 годом доходы выросли на 190 млрд грн, а вот расходы – только на 90 млрд грн.
Одна из основных проблем в принятии бюджета заключалась в том, что между первым и вторым чтением депутаты «продавят» свои «пожелания» и тем самым раздуют его дефицит. К счастью, этого не произошло: дефицит не вышел за пределы 3,5% ВВП, что, кстати, является одной из главных положительных характеристик бюджета 2022 года.
Это примерно в 1,7 раза меньше, чем было запланировано в 2021 и 2020 годах, такая цифра почти соответствует уровню развитых кран. Хотя следует признать, что причиной уменьшения дефицита в этом году была не добрая воля нардепов, а строгие требования МВФ.
Впрочем, некоторые изменения между первым и вторым чтением все же произошли. Доходы бюджета выросли на 55 млрд грн – до 1322 млрд грн, почти на ту же цифру увеличились и расходы – до 1497 млрд грн. Размер дефицита госбюджета вырос на 792 млн грн – до 188,79 млрд грн.
Что с налогами?
По сравнению с проектом, представленным на первое чтение, в принятом документе увеличены показатели по налогу на прибыль предприятий (на 21,1 млрд грн) и рентной плате за пользование недрами для добычи нефти (на 1,26 млрд грн) и природного газа (на 22,7 млрд грн).
Также государство предусматривает, что НДС с производимых в Украине товарам (или работам либо услугам) с учетом бюджетного возмещения увеличится на 13,3 млрд грн, а с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров – на 6,5 млрд грн.
Вырастет акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) (на 625 млн грн) и с ввезенных на таможенную территорию подакцизных товаров (на 2,09 млрд грн).
Общая сумма прироста показателей – более 55 млрд (то есть той маржи, на которую выросли доходы бюджета между первым и вторым чтением), но эти цифры являются оценочными, то есть нет гарантии, что такие суммы действительно поступят в бюджет.
Сколько планируется на безопасность и оборону?
Следовательно, есть риск недофинансирования некоторых направлений, ведь дополнительные плановые поступления в бюджет немедленно распределили по разным государственным органам. Например, финансирование МВД между первым и вторым чтением закона увеличилось на 1 млрд грн – до 99,23 млрд грн. Но это всего на 0,9 млрд больше, чем в 2021 году.
Зато резко увеличено финансирование ВСУ, в 2022 году на них выделяется 133,49 млрд грн (+2,5 млрд грн между первым и вторым чтением). Напомним: в 2021 году бюджет ВСУ составил 117,5 млрд грн, а в 2020-м – 118 млрд грн.
Также значительно возросло (в процентном отношении) финансирование СБУ – с 14,96 млрд грн до 16,15 млрд грн в текущем (и на 100 млн грн по сравнению с первым чтением), СНБО – с 250 млн грн (2021 год) до 388 млн грн (притом после второго чтения сумма финансирования увеличилась на 84 млн грн).
Стремительно возрастают расходы на Офис Генерального прокурора: если в 2020 году это было около 7 млрд грн, то в 2021-м цифра выросла до 11,5 млрд грн, а в 2022-м она увеличилась еще на 2,5 млрд грн – до 14 млрд грн, причем между первым и вторым чтением Генпрокуратуре добавили 475 млн грн.
В целом расходы на сектор безопасности и обороны составят 270 млрд грн, что, впрочем, полностью соответствует требованиям Стратегии национальной безопасности, согласно которой ежегодное бюджетное финансирование сектора безопасности и обороны должно составлять не менее 5% от ВВП.
Что власть и президент подготовили для себя?
В то же время расходы на аппарат Верховной Рады выросли с 2,529 млрд грн в 2021 году до 2,67 млрд грн в текущем, притом 83,9 млн грн добавились уже в финальном проекте закона. Офису Президента добавили 12,5 млн грн, в общей сложности получилось 1,09 млрд грн. Впрочем, это на 170 млн меньше, чем в 2021 году. Фактически Офис Президента – это единственный центральный орган власти, который снизил, а не увеличил свои аппетиты на следующий год.
Резко возросли расходы на Кабинет Министров – с 2,69 до 4,89 млрд грн. Но этому есть объяснение – Госкино теперь подчиняется Кабмину, а не Минкультуры. Кстати, расходы на поддержку кинематографа составят 1,7 млрд грн, хотя изначально было всего 694 млн грн.
Стоит отметить, что если между первым и вторым чтением нардепы не смогли «продавить» в бюджет все свои «пожелания», то это сделал президент. Например, кардинально – в 5 раз – выросло финансирование «Президентского университета» – до 500 млн грн.
Расходы на программу «Большое строительство» увеличились в целом на 19,2 млрд грн. Эту цифру распределят между другими направлениями строительства, например, «Укравтодор» получит только на 2,5 млрд грн больше, чем планировалось (всего для него предусмотрено 63,59 млрд грн).
Зато в 8,5 раза выросло финансирование мер по развитию аэропортовой инфраструктуры: с 400 млн грн в первом чтении до 3,4 млрд грн во втором. Отдельно предусмотрено 1,4 млрд на достройку аэропорта в Днепре. Кроме того, во втором чтении в проекте бюджета появился 1 млрд грн на уставный капитал государственной авиакомпании «Украинские национальные авиалинии», которую страна планирует запускать вместе с Airbus, и бизнес-модель которой резко раскритиковали эксперты.
Чего ждать в следующем году?
В целом достижения текущего года не будут выглядеть весьма радужно, если вспомнить, что в 2020-м падение ВВП составило 4%, следовательно, в этом году мы не выйдем даже на уровень 2019 допандемического года.
Среди рисков – приостановление антикоррупционных реформ и слабый прогресс вакцинации населения. Следующий год также, по всем признакам, не станет прорывным. На 2022-й в бюджете заложен рост ВВП на 3,8%, хотя некоторые эксперты прогнозируют даже показатель в 4,4%, а уже упомянутая Dragon Capital назвала цифру 4,3%. В то же время ЕБРР прогнозирует всего 3,5%.
С таким невероятно медленным темпом нам очень долго придется догонять наших соседей из ЕС, например Румынию, не говоря уже о Польше.
Украинская экономика все еще достаточно незаметна на мировой карте, она составляет всего 0,2% от глобального ВВП. Внешние факторы по-прежнему сильно влияют на отечественную экономику. Основные периоды роста обычно совпадали с улучшением условий на мировом аграрном рынке и рынке черных металлов. И даже весьма умеренное падение ВВП в 2020 году (только минус 4% на фоне минус 7–10% в большинстве стран ЕС) произошло в значительной степени благодаря рекордно высоким ценам на украинский экспорт – зерно, растительное масло, сахар и железную руду.
Воздействие внешних факторов обусловит циклы роста и падения экономики и в будущем. При этом динамика цифр будет достаточно волатильной, о чем можно судить даже по показателям этого года. К примеру, в ІІІ квартале 2021 года темпы роста реального ВВП резко замедлились до 2,4%.
Для стабильного и быстрого развития экономики необходимо поступление инвестиций. Но, чтобы заслужить доверие инвесторов, нам все еще необходимо преодолеть вечную проблему – непрогнозируемость украинского рынка и условий ведения бизнеса в нашем государстве.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.