Работодатель наготове: как оформлять сотрудников во время военного положения

Работодатель наготове: как оформлять сотрудников во время военного положения

Что делать с военнообязанными сотрудниками

Цей матеріал також доступний українською
Работодатель наготове: как оформлять сотрудников во время военного положения

Несмотря на то что Украина уже восемь лет страдает от боевых действий на Востоке государства, до полномасштабного вторжения российских войск бизнес готов не был. Во время АТО (а затем ООС) удалось выработать определенные алгоритмы правовых действий на случай вражеской атаки, но национальное законодательство не содержит ответов на все возникающие прямо сейчас критические вопросы.

Разрушенные предприятия и объекты инфраструктуры, уничтоженные частные и многоквартирные дома – это лишь некоторые эпизоды того ужаса, в котором живет буквально вся Украина с 24 февраля 2022 года, но самые ужасные потери – это не дороги и даже не бетон, это – человеческие жизни. Каждый работодатель каждый руководитель чувствует ответственность за своих сотрудников, а что делать, если ваш сотрудник не выходит на связь? Как поступать с сотрудником, который присоединяется к рядам защитников страны и своего народа? Правовых вопросов в этом контексте возникает множество. Директор департамента кадрового сопровождения и HR компании Nota Group Яна Декусар ответила Mind на некоторые из них.

Какие выплаты полагаются мобилизованному сотруднику?

Во время военного положения на территории Украины предприятие обязано сохранить за мобилизованным сотрудником его должность и средний заработок, а также освободить его от исполнения своих рабочих обязанностей. Выплата его денежного обеспечения на предприятии производится за счет средств Государственного бюджета Украины.

Увольнение мобилизованного сотрудника является нарушением Кодекса законов о труде Украины.

Что делать с добровольцами территориальной обороны

Служба в территориальной обороне имеет свою специфику. Такая служба может предусматривать не постоянное, а периодическое привлечение сотрудника к исполнению своих обязанностей. Поэтому работодателю не следует издавать приказ об освобождении сотрудника от выполнения работы.

В каждом конкретном случае следует исходить из уровня привлечения сотрудника к участию в территориальной обороне, количества рабочего времени, которое он тратит на эту деятельность, и эффективности и возможности выполнения обязанностей по трудовому договору

При выполнении сотрудником обязанностей по территориальной обороне в рабочее время ему гарантируется сохранение места работы и среднего заработка. Документом, подтверждающим участие в территориальной обороне, является контракт добровольца территориальной обороны.

Как оформить сотрудника, покинувшего территорию боевых действий или остающегося дома?

В таком случае следует исходить из специфики обязанностей сотрудника. Простейшим способом будет организовать дистанционную работу. По законодательству ее можно оформить приказом собственника (или уполномоченного им органа) без обязательного заключения трудового договора про дистанционную работу в письменной форме. С этим приказом сотрудник должен ознакомиться в течение двух дней со дня его принятия, но до введения дистанционной работы.

Советуем заранее договориться о том, как вы будете:

  • коммуницировать в условиях дистанционной работы (электронная почта, номер телефона, мобильное приложение);
  • получать отчет сотрудника о проделанной работе (если это необходимо);
  • получать уведомления от сотрудника о возникновении ситуаций, исключающих надлежащее выполнение дистанционной работы.

Если у сотрудника в условиях боевых действий произошло отключение коммуникационных систем, обеспечивавших бесперебойное исполнение его обязанностей в условиях дистанционной работы, это нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины

Что делать с теми, кто не может выйти на работу или выполнять ее дистанционно?

В таком случае следует предоставить сотруднику оплачиваемый ежегодный или социальный отпуск, если такой возможности нет – отпуск без сохранения заработной платы.

На сегодня действует карантин, поэтому срок пребывания в отпуске не ограничивается 15 календарными днями.

Как табелировать сотрудника, покинувшего рабочее место на территории ведения боевых действий и не выходящего на связь?

Отсутствие такого сотрудника необходимо табелировать условным обозначением НЗ («отсутствие по невыясненным причинам») или I («другие причины неявки»). После выяснения всех обстоятельств табель учета использования рабочего времени можно скорректировать.

Предприятие полностью или частично не может работать – что делать?

Когда функционирование рабочего процесса невозможно по вине работодателя, тогда целесообразно оформить:

  • акт простоя, при котором необходимо зафиксировать обстоятельства такого простоя и дату;
  • приказ владельца или уполномоченного им органа, который будет содержать перечень структурных подразделений, на которые распространяется простой, а также дату начала и по возможности дату окончания простоя или событие, с которым связано окончание простоя.

Если такая ситуация происходит в течение недели (или дольше), владелец предприятия должен в приказе оговорить необходимость присутствия или отсутствия сотрудника на работе. В такой ситуации зарплата всем сотрудникам выплачивается в размере не ниже двух третей тарифной ставки установленного сотруднику оклада

В связи с ликвидацией мощностей или имущества предприятия, по инициативе работодателя возможно расторжение трудового договора.

Будет ли работодатель нести ответственность за несвоевременную выплату зарплаты после завершения военного положения?

Если в связи с военными действиями у бухгалтера предприятия нет возможности начислять заработную плату в установленные сроки – он не может быть привлечен к ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, финансовой или уголовной).

Вместе с тем работодатели должны принимать все возможные меры по реализации права сотрудников на своевременное получение заработной платы. К примеру, методом перевода бухгалтеров на дистанционную работу и обеспечения программно-техническими средствами для ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Если из-за военных действий зарплату выплачивать своевременно невозможно, этот процесс можно приостановить до того момента, когда предприятие возобновит свою операционную деятельность

Как регулируются трудовые отношения в условиях военного положения по новому законодательству?

  1. Передбачена можливість призупинення трудового договору та тимчасового звільнення роботодавця від обов’язку забезпечувати працівника роботою і тимчасове звільнення працівника від обов’язку виконувати роботу за трудовим договором.
  2. Роботодавцям дозволяється підписувати з новими працівниками термінові трудові договори на період дії воєнного стану або на період заміщення тимчасово відсутнього працівника.
  3. Працівник має право у двотижневий строк розірвати трудовий договір за власною ініціативою без попередження.
  4. Скасована більшість обмежень щодо роботи в нічний час, залучення до нічних і надурочних робіт, робіт у вихідні, святкові і неробочі дні, направлення у відрядження (щоправда, діють обмеження щодо вагітних жінок, жінок, що мають дітей віком до одного року, та осіб з інвалідністю, яким за медичними рекомендаціями протипоказані відповідні роботи).
  5. Допускається збільшення нормальної тривалості робочого часу в період воєнного стану до 60 годин на тиждень, а для працівників зі скороченою тривалістю робочого часу – до 50 годин на тиждень.
  6. В умовах воєнного стану для відвернення або ліквідації бойових дій передбачена можливість переведення працівника на іншу роботу без його згоди, якщо така робота не протипоказана йому за станом здоров’я.

Необходимо помнить, что правильно организованная работа предприятия в условиях военного положения является залогом минимизации негативных последствий экономики страны и шагом к нашей победе

Увольнение сотрудников, невыплата заработной платы и приостановление функционирования предприятия без явных причин – то, на что рассчитывает враг.

Ответственность, своевременность и грамотность – оружие украинского бизнеса в войне, которую нам предстоит выиграть..

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно