Борисполь на дороге войны: основные положения пресс-конференции Павла Рябикина
Что не устраивает аэропорт в требованиях лоукостера Ryanair?

На прошлой неделе генеральный директор аэропорта Борисполь Павел Рябикин заявил о том, что аэропорт отправил лоукостеру Ryanair подписанное соглашение о сотрудничестве. Представители государственного предприятия внесли в этот договор несколько существенных пунктов. В частности, Борисполь не планирует предоставлять авиакомпании скидку на направление Лондон – Киев; настаивает на том, чтобы все судебные производства по этой авиакомпании велись в украинских судах; также перевозчику на начальном этапе предлагают работать в старом терминале «B» и не обещают обслуживать самолет за 25 минут. Во время сегодняшней пресс-конференции Рябикин объяснил, почему для Борисполя принципиально отстоять эти пункты. Mind приводит основные тезисы выступления гендиректора аэропорта.
В Лондон – без скидок
Авиакомпания не получит суммарную скидку в размере $7,5 на обслуживание одного пассажира по одному из четырех направлений из Киева, а именно Киев – Лондон (аэропорт Станстед). Как пояснил Павел Рябикин, приказ Мининфраструктуры дает право руководителю аэропорта предоставлять скидку авиакомпании в начале полетов в новый аэропорт, но в публичной оферте Борисполя скидка предоставляется, если полеты начинаются по новому направлению, которое расположено не менее чем в 100 км от аэропорта, в который уже выполняются полеты.
Станстед – новый аэропорт для полетов из Киева, но он расположен как раз примерно в 100 км от аэропорта Гатвик и в 80 км от аэропорта Хитроу. В Гатвик летает МАУ, из Хитроу в Борисполь – British Airways.
Отметим, что направление на Лондон – наиболее коммерчески привлекательное для Ryanair из всех заявленных компанией рейсов – здесь есть платежеспособный спрос и сформирован рынок. Именно в Лондон лоукостер намеревался летать чаще – он заявлял о пяти рейсах в неделю.
Что с другими направлениями?
Кроме Лондона, Ryanair собирался летать в Киев из Стокгольма (четыре рейса в неделю), Манчестера (три рейса) и голландского Эйндховена (три рейса). Скидки на эти направления в размере $7,5 действительно предусматриваются. Но в Борисполе готовы их принять, если авиаперевозчик ежегодно будет наращивать количество пассажиров на 150 000 человек. Авиакомпания пока гарантировала лишь 150 000 человек в год, но не обещала ежегодного прироста на том уровне, который требуют в Борисполе.
Постой, самолет
Еще одна важная деталь: в договоре, который отправило на подписание Ryanair руководство Борисполя, нет пункта, где аэропорт обязуется обслуживать самолеты авиакомпании в течение 25 минут. «Наша технология не позволяет обеспечивать интервал обслуживания судна за 25 минут. Поэтому мы предложили наш норматив, который чуть меньше часа. Это второй вопрос, который требует согласования [кроме отсутствия скидки на маршрут в Лондон], поскольку мы вряд ли сможем сделать 25-минутную пешеходную технологию», – заявил 7 июля в интервью Liga.net Павел Рябикин.
Скорость обслуживания – базовое требование к аэропортам со стороны лоукостеров. «В чем секрет работы лоукост-авиакомпании? Дело не в дотациях [скидках] от аэропорта, хотя это для нас важно, а в максимальном использовании самолетов. Нам важно, чтобы наш самолет могли обслужить за 30 минут», – заявил 16 января 2017 года на круглом столе «Предпосылки и вызовы развития лоукост-авиаперевозок в Украине» Давид Мамулаишвили (Davit Mamulaishvili), глава департамента по развитию доходов авиакомпании WiizzAir.
Новичкам в – «В»?
Аэропорт Борисполь предлагает обслуживать Ryanair в старом терминале «B» вместо терминала «F». Для этого есть две причины – техническая и экономическая. Техническая заключается в том, что в старом терминале для аэропорта есть возможность значительно снизить время обслуживания. Экономическая – эксплуатация нового терминала, по словам заместителя гендиректора аэропорта Евгения Дыхне, окупается только при условии выполнения 30 лоукост-рейсов в сутки. Столько рейсов Ryanair пока не гарантирует.
При этом руководство Борисполя не исключает, что со временем может перевести Ryanair в терминал «F». Но для того, чтобы восстановить работу этого терминала, по словам Рябикина, аэропорту нужно около полугода и около 100 млн гривен.
Напомним, что терминал «F» был построен в 2010 году, а в 2013-м его было решено законсервировать из-за отсутствия необходимого уровня загрузки.
Судиться в Украине?
Все судебные разбирательства в Борисполе предлагают вести в украинских судах, опираясь на украинское законодательство. «В Ryanair требуют, чтобы спорные вопросы решались в Лондонском арбитраже с применением лондонского права. Мы же настаиваем, что вопросы должны решаться в судебном порядке в украинских инстанциях», – отмечает Павел Рябикин.
Чем обосновывают свои условия в Борисполе?
Перспективой больших финансовых потерь. Это наиболее непонятная часть аргументов руководителя аэропорта, поскольку в свои расчеты он включил не только те потери, которые понесет аэропорт из-за предоставления скидок лоукостерам, но и все возможные риски, связанные с сотрудничеством с Ryanair.
Например, предоставление фиксированной скидки в размере $7,5 на обслуживание в направлении Киев – Лондон для Ryanair может стать прецедентом, который используют другие авиакомпании – захотят получить такой же дисконт от Борисполя. Сейчас в аэропорт летают 53 авиакомпании. По подсчетам Рябикина, если все они потребуют такую скидку, аэропорт ежегодно будет недополучать около 2 млрд гривен.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].