Отопительный фальстарт: почему рано говорить о готовности ГТС к зиме
И как кадровые противостояния внутри отрасли сказываются на ее работе

Вчера, 9 августа, НАК «Нафтогаз Украины» сообщил об успешном тестировании готовности украинской газотранспортной системы к новому отопительному сезону, в ходе которого были смоделированы возможные ситуации работы ГТС «с учетом реальных условий работы системы».
В пресс-релизе госхолдинга говорится, что суть тестирования, профинансированного Еврокомиссией, состояла в «исследовании сценариев возможных кризисных ситуаций при поставках природного газа в Украину» и «выявлении рисков для ГТС». А его результаты являются «базой для разработки комплекса превентивных мероприятий, которые существенно поднимут уровень готовности ГТС к чрезвычайным ситуациям».
Наши газопроводы играют значительную роль не только в поставках газа потребителям на территории Украины, но и в транзите российского газа в ЕС, и чиновники озабочены его перспективами.
А как на самом деле? В прошлом месяце, 7 июля, состоялось закрытое совещание под руководством секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александра Турчинова, посвященное вопросам состояния ГТС.
По его итогам 24 июля первый зам Турчинова Олег Гладковский направил протокольное решение в Минэнергоуглепром (копия есть в распоряжении Mind). В нем перечислены рекомендации по усилению энергобезопасности Украины, а контроль за их выполнением делегирован Кабмину. В частности,
- Минэнерго вместе с Минэкономразвития и «Нафтогазом» должны разработать долгосрочный план развития и модернизации ГТС, а также провести тендеры, связанные с реализацией этого плана, чтобы обеспечить бесперебойную работу ГТС с «максимальным привлечение отечественных товаропроизводителей».
- Министерство иностранных дело должно активизировать дипломатические контакты с официальными лицами и экспертами в Брюсселе и Берлине, во время которых акцентировать на важности выполнения договоренностей Украины и ЕС о сохранении за Украиной статуса основного маршрута транспортировки российского газа в Европу. Также МИД должен решить вопрос о проведении «в ближайшее время» заседания совместной рабочей группы по вопросам энергетики Украина – США.
-
«Нафтогаз» должен определить первоочередные мероприятия для проведения плановых ремонтов и работ по модернизации и реконструкции ГТС, чтобы обеспечить ее подготовку к отопительному сезону 2017–2018 годов и бесперебойную работу в долгосрочной перспективе. Кроме того, НАК должен разработать проект долгосрочной стратегии, которая будет учитывать необходимость обеспечения надежной транспортировки газа в ЕС и защиту национальных интересов Украины.
Эти рекомендации СНБОУ разработало с учетом аналитических материалов «Укртрансгаза», представленных на упомянутом закрытом заседании. В них говорится о неутешительном состоянии ГТС, увеличении количества инцидентов на магистральных газопроводах, дефиците капитальных инвестиций и финансирования технического обслуживания (копия есть в распоряжении Mind).
В презентации обнародованы данные, что средний амортизационный износ украинской ГТС составляет 61%; почти 20 000 км магистральных газопроводов (из 33 250 км) эксплуатируется более 33 лет, а 74% газораспределительных станций – более 23 лет; ресурс газоперекачивающих агрегатов в среднем исчерпан на 80%.
Постепенно увеличивается количество аварий на магистральных газопроводах: с 27 в 2013 году до 34 в 2016-м.
Потребность «Укртрансгаза» в выполнении производственных программ ежегодно также растет, но они не выполняются в полном объеме из-за дефицита финансирования. Например, в 2017 году по состоянию на 1 июля объем необходимых работ по диагностике газотранспортной системы выполнен на 35%, техническое обслуживание – на 23%, текущие ремонты – на 23%, а капитальные инвестиции – всего на 14% от плана.
Чем это грозит? Такая ситуация негативно отражается на состоянии ГТС, увеличивает риски перебоев в ее работе, а также снижает стоимость для потенциальных западных инвесторов, которых обещал привлечь глава «Нафтогаза» Андрей Коболев при создании совместных предприятий по ее эксплуатации.

Кроме того, падает привлекательность украинской ГТС для транспортировки российского газа в страны ЕС. А значит, у «Газпрома» появляется больше аргументов в переговорах с Брюсселем о строительстве газопровода «Северный поток – 2» в обход Украины, из-за которого объемы транзита через нашу ГТС сократятся на 55 млрд куб. м газа в год. Это, например, составляет более половины прошлогоднего транзита (82,2 млрд куб. м газа).

Если же «Газпром» введет в эксплуатацию две ветки газопровода «Турецкий поток», то объемы транзита российского газа через Украину упадут еще на 20 млрд куб. м год. В результате Украина перестанет быть основным маршрутом транспортировки российского газа и лишиться около $2 млрд ежегодных транзитных доходов, а ее магистральные газопроводы, по сути, перестанут выполнять свои транзитные функции.
Что думают в «Нафтогазе»? О таких неутешительных перспективах хорошо осведомлен Андрей Коболев, однако он предпочитает игнорировать проблему. Еще 2 июня 2017 года врио президента «Укртрансгаза» Мирослав Химко направил председателю правления «Нафтогаза» письмо с аналитическими материалами, в получении которых была заинтересована также Служба безопасности Украины, где изложил нюансы проблем с газотранспортной системой (копия есть в распоряжении Mind).
В этом письме Химко акцентировал и на дефиците финансирования программы технического обслуживания ГТС, и на нарушении «Укртрансгазом» законодательных требований по инвестициям. «Это приведет к штрафным санкциям со стороны Нацкомиссии, которая осуществляет госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, и обяжет регулятор в 2018 году пересмотреть тарифы на транспортировку и хранение газа в сторону уменьшения, что, в свою очередь, негативно отразится на финансовом положении «Укртрансгаза», – акцентировал Химко.
Но вместо урегулирования спорных вопросов по ремонту ГТС с руководством «Укртрансгаза», Коболев предпочитает менять неугодные кадры. 1 августа стало известно об увольнении вице-президента – главного инженера Игорь Бурака, который на закрытом заседании СНБОУ 7 июля представлял доклад о плачевной ситуации с финансированием производственных программ «Укртрансгаза». По официальной версии, причиной увольнения стало нарушение при закупке услуг внутритрубного диагностирования магистральных газопроводов.
Пострадавший топ-менеджер уверен, что лишился должности, потому что вопреки наставлениям Коболева обнародовал неутешительные сведения о реальном положении в «Укртрансгазе». В письме на сайте профкома работников компании он указал, что причина такого катастрофического провала в работе оператора ГТС – в назначении на ответственные должности некомпетентных людей.
За Бурака заступился профсоюз «Укртрансгаза», красноречиво назвав его увольнение «показательным геноцидом технической интеллигенции», «целенаправленным административным давлением», а также пригрозив исками в суд, обращениями к властям и забастовкой.
Смена кадров. С начала этого года увольнение Бурака стало четвертым прецедентом со сменой руководящих кадров в «Укртрансгазе». В феврале Коболев добился устранения с должности президента компании Игоря Прокопива, которого также обвинили в нарушениях в сфере закупок. Тогда же из «Укртрансгаза» был уволен член правления Василий Плавюк, а в марте без портфеля вице-президента остался Валерий Ноздрин. Новыми назначенцами Коболева в «Укртрансгазе» стали временные члены правления Сергей Алексеенко и Роман Биляга.
Игорь Прокопив, оставшись без руководящей должности в компании, стал заместителем министра энергетики, сохранив некоторые возможности для влияния на ее деятельность. Именно Минэнерго отвечает за инвентаризацию и правила эксплуатации ГТС и газовых хранилищ, принимает решения о модернизации магистральных газопроводов и строительстве мощностей для реверса газа из ЕС.
Однако, Андрею Коболеву и его противникам вряд ли удастся избежать новых корпоративных конфликтов вокруг «Укртрансгаза». Их очередным фигурантом рискует стать и новый президент компании. 9 августа стало известно о согласовании на этот пост поляка Павела Станчака. Тем самым с подачи набсовета «Нафтогаза» иностранный гражданин получил полномочия по обеспечению энергетической безопасности Украины и управлению стратегическими активами страны.
«Нафтогаз» пока не сообщал, какой срок предусмотрен трудовым контрактом Станчака.
Напомним: буквально накануне написал заявление об уходе руководитель «Укрзализныци» Войцех Бальчун, соотечественник Станчака, продержавшийся в Украине чуть больше года. Среди причин своего решения Бальчун назвал «другую корпоративную культуру и правовую среду», которые чужды нашим западным соседям.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].