Топ-менеджер lifecell: «Если операторам разрешат развивать 4G только в диапазоне 2,6ГГц – получим самую дорогую сеть в мире»
Когда украинские абоненты смогут пользоваться связью четвертого поколения

Исмет Языджы стал главным исполнительным директором lifecell в апреле 2017-го. На рынке полагают, что экс-руководитель мобильного оператора Бурак Эрсой был вынужден покинуть свой пост в связи с падением ряда показателей. По данным финансового отчета материнской компании Turkcell, мобильный оператор lifecell в январе – июне 2017 года получил чистый убыток в размере 232 млн грн (за аналогичный период 2016-го его чистая прибыль составляла 1,11 млрд грн), показатель EBITDA снизился на 5,6% – до 623,3 млн грн, активная трехмесячная абонентская база сократилась на 13,4% на годовой основе – до 8,4 млн абонентов.
Новый топ-менеджер lifecell на встрече с журналистами рассказал о поставленных перед ним акционерами задачах и нюансах запуска связи четвертого поколения.
– Какие КРI поставлены вам топ-менеджментом Turkcell?
– Расскажу при одном условии: если потом не будете спрашивать о моем региональном бонусе (шутит Исмет Языджы. – Mind). Ключевые показатели эффективности установлены на три и пять лет. Основные – расширение доли рынка, увеличение EBITDA и операционной прибыли. Оцифровать данные пока не могу.
Но наиважнейший КРI, на мой взгляд, трансформация компании в цифрового оператора номер один на украинском рынке. Это я уже сделал в Беларуси и на Кипре. Нацелен на то, чтобы lifecell стал лучшим по цифровым услугам и в Украине. Сейчас голосовые звонки переводим на цифровую платформу, все услуги – в приложения.
– Стоит ли задача существенно потеснить конкурентов не только по дата-трафику?
– Как правило, третьи операторы не становятся первыми, потому что рынок – живой организм. Конечно, если не будет каких-то фундаментальных изменений. Например, один оператор вдруг уйдет. В нынешних условиях самая лучшая стратегия для третьего – просто увеличение доли рынка до определенного уровня, гарантируя при этом здоровую конкуренцию. Моя цель – поддержка запуска ряда регуляторных изменений для активизации этой конкуренции.
– Абоненты всех мобильных операторов жалуются на отсутствие 3G-связи на многих магистралях, железной дороге. Почему возникает эта проблема? Как lifecell, стремящийся стать первым по дата-услугам, ее решает?
– Согласно условиям лицензии, операторы начали развивать сеть с густонаселенных пунктов. Сейчас у 3G – 30% географического покрытия. Считаю, такой показатель крайне низким. Мы каждый день продолжаем инвестировать в расширение 3G-покрытия. Сейчас у нас 5600 базовых станций (БС). Недавно запустили субпроект для установления еще 300.
Для ускорения предлагаю конкурентам совместно использовать инфраструктуру. Буду адвокатировать этот вопрос. Несколько сотен базовых станций мы профинансируем из своего бюджета, чтобы показать: рынок совместной инфраструктуры реален. Но прежде мне важно видеть ответы наших коллег.
Кроме того, у нашего правительства есть отличная идея – дополнительно дать нам низкие частоты для 3G, которые позволят покрыть и магистрали.
На самом деле железнодорожная проблема актуальна для многих стран мира. Возьмем, к примеру, США. Самый известный маршрут №1 – Лос-Анджелес – Сан-Франциско. Всем рекомендую проехать по нему. Будете просто шокированы: о 3G можно сразу забыть, голосовая связь есть только на небольших участках дороги. Даже в Америке в 2017 году на одном из самых важных шоссе нет покрытия. Такие же проблемы наблюдаются в Турции, Беларуси. Они связаны с географией. Повторюсь, мы расширяем покрытие и в дальнейшем «мертвых» зон будет меньше.
– Когда украинские абоненты смогут пользоваться 4G?
– Надеюсь, в скором времени Минюст согласует пакет документов для проведения тендера в диапазоне 1,8 ГГц, а правительство одобрит старт продажи лицензий именно с этого диапазона. В таком случае у операторов будет возможность оперативно запустить связь четвертого поколения. Нам не придется дополнительно строить базовые станции, достаточно будет апгрейда оборудования на действующих.
Точные сроки освоения сможем озвучить, когда получим на руки тендерную документацию, в которой прописана финальная формула всех лицензионных условий.
– Почему мобильные операторы, скажем мягко, не приветствуют развитие 4G в диапазоне 2,6 ГГЦ?
– Если мы попытаемся покрыть всю страну на диапазоне 2,6 ГГц – получим самую дорогую сеть в мире. Нужно будет вложить сотни миллионов долларов. Но даже при таком объеме инвестиций, сможем покрыть сетью только часть страны.
Все просто: чем выше частота – тем меньше покрытие. И наоборот. Экономически выгоднее использовать низкие диапазоны. К примеру, для покрытия одной и той же зоны в 2,6 ГГц нужна 1000 базовых станций, а в 1,8 ГГц можно использовать менее 500 БС. Кроме того, физическая имплементация проекта в высоком диапазоне будет более длительной.
– Скорее всего, первым на торги все же выставят 2,6 ГГц. lifecell будет участвовать в этом конкурсе?
– На текущий момент 1,8 ГГц – лучший вариант, с которого лучше начинать торги. Надеемся, что телеком-регулятор и госорганы прислушаются к нашим просьбам. Тогда не придется тратить ресурсы на освоение высокого диапазона, мы сможем сфокусироваться на экономически обоснованных решениях.
Но если государство решит иначе – мы будем участвовать в тендере. (В кулуарах полагают, что операторы будут вынуждены внести плату за политическую лояльность. – Mind). У нас нет никаких сомнений. Сейчас мы «лоб в лоб» конкурируем по дата-трафику с коллегами. И не позволим кому-то из наших конкурентов заявить, что он – единственный 4G-оператор. Мы будем держать флаг и бежать впереди всех. И во все, что будет доступно, станем инвестировать.
– 4G-тарифы будут выше 3G-прайсов?
– Когда в Турции появилась связь четвертого поколения, абоненты боялись, что придется тратить гораздо больше денег. На самом деле, скажем, 7 Гбит, которые вы скачали через 3G, это те же 7 гигов, которые получили через 4G. То есть все будет зависеть от квоты потребителя: суммы, которую он захочет потратить, объема потребляемого трафика и скачиваемого контента. Зато у абонентов появится возможность скачать больший объем за определенное время. То есть все карты – в руках потребителя.
Впрочем, нынешний уровень скорости и в 3G очень хороший. Недавно ездил по стране, проверял скорость. К примеру, в Сумской области 27–29 Мбит/с. Ничего себе, думаю. На очень многих рынках Азии, в том же Гонконге, средняя скорость 4G – 15 Мбит/с.
– Говорят, планируете приобрести несколько операторов мобильной и фиксированной святи…
– Детали сможем озвучить через несколько недель.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].