Нулевой отсчет: куда движется рынок «автогражданки»

Нулевой отсчет: куда движется рынок «автогражданки»

И почему неизбежна новая волна банкротств страховых компаний

Этот материал также доступен на украинском
Нулевой отсчет: куда движется рынок «автогражданки»
Фото Shutterstock

Сегмент обязательного страхования автогражданской ответственности продолжает демонстрировать рост. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро за первое полугодие 2017 года страховщики заключили свыше 3,7 млн договоров ОСАГО, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Прирост страховых премий в январе – июне 2017 года составил 5,4%, и общая сумма привлеченных платежей достигла 1,81 млрд грн.
Впрочем, растут не только поступления, но и убытки. Количество урегулированных страховых случаев в первом полугодии нынешнего года возросло на 15,7% – почти до 68 000 грн, а сумма убытков – более чем на 41%, до 917 млн грн.

При этом страховщики настроены скептически в отношении будущего «автогражданки». Они всерьез обеспокоены ростом убыточности, массовым демпингом, нежеланием многих игроков переходить на механизм прямого урегулирования, а также торможением процессов по внедрению электронного полиса.

За счет чего сокращаются сроки выплат страховых возмещений. По данным МТСБУ на фоне роста убытков сокращаются и сроки выплат страховых возмещений. Например, если в III квартале 2016 года среднее время урегулирования составляло 129 дней, то в I квартале 2017-го – 106 дней. В бюро говорят, что это связано прежде всего с активным использованием «европротокола» при оформлении ДТП. 

«По договорам ОСАГО с помощью «европротокола» урегулируется каждое четвертое страховое событие, что позволяет обойтись без предоставления справки из полиции и решения суда о признании одного из участников виновным в ДТП», – говорит Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ. Так, в январе – мае 2017 года с использованием «европротокола» было выплачено около 96,2 млн грн, что на 75,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Положительно повлияло на сокращение сроков выплат и появление механизма прямого урегулирования (он предусматривает, что возмещение пострадавшей стороне выплачивает не страховщик виновника, а компания, в которой автовладелец приобрел полис ОСАГО. – Mind), в рамках которого большинство возмещений осуществляется в течение 35 дней.

Но механизм прямого урегулирования все еще необязателен к применению, и к нему добровольно присоединилось лишь 17 компаний из 54, представленных на рынке ОСАГО. «Поэтому доля убытков, которые компенсируются посредством прямого урегулирования страховщиками, участвующими в этом «проекте», пока что невелика и составляет менее 30% (15%, по данным МТСБУ, – Mind)», – рассказывает Андрей Перетяжко, глава Украинской федерации страхования (УФУ).

И все же платежная дисциплина многих страховых компаний находится на низком уровне. Официальная статистика МТСБУ говорит о том, что более чем у двух десятков страховщиков сроки урегулирования существенно превышают упомянутые 106 дней. У отдельных игроков время от даты наступления ДТП до даты выплаты возмещения (по ущербу, нанесенному имуществу) составляет 145–240 дней, а иногда затягивается и до 280–360 дней. Например, у таких СК, как «Галицкая», «АСКА», «Евроинс Украина», UTICO, «Интер-Полис», «АСКО-Медсервис», «Киевский страховой дом», «Страховой капитал».

Кроме того, у некоторых страховых компаний нормой стала практика выплат только по жалобам клиентов. В частности, по итогам I квартала, лидерами по количеству претензий, которые получило МТСБУ, стали «Оранта» (14 жалоб), «Эталон» (15 жалоб), «Юнивес» (15 жалоб), «Здорово» (16 жалоб), «Провидна» (23 жалобы), «Киевский страховой дом» (25 жалоб), UTICO (42 жалобы).

Одной из главных проблем рынка «автогражданки» был и остается демпинг. Даже компании из первой «десятки» не пренебрегают занижением цен на полисы ОСАГО и выплатой неоправданно высоких комиссий агентам – до 50% и выше. В связи с этим эксперты прогнозируют в течение года очередной виток банкротств и уход значимых игроков.

Давит на страховщиков убыточность. По оценкам УФУ, сегодня убыточность по ОСАГО находится в среднем на уровне 70%. Года полтора назад она была еще в пределах 55–57%. «А поскольку админрасходы сохраняются на уровне 35–40%, выплачиваются комиссии, к ним добавляются затраты на бланки полисов, то все компании на этом рынке работают в «минус»,  – считает Андрей Перетяжко.

Провоцирует рост убыточности, а также частоту страховых случаев и применение «европротокола». Плюс ко всему страхователи чаще заявляют мелкие убытки, в результате чего нагрузка на страховщиков постоянно растет.

Участились случаи отказов или снижения сумм страховых выплат. Это приводит к тому, что недобросовестные компании пытаются избежать ответственности, придумывая поводы для отказа либо занижения сумм страховых выплат.

«Часто бывает, что страховщик на свое усмотрение устанавливает или уменьшает сумму выплаты. Хотя законодательство это запрещает делать без соответствующей экспертизы, за исключением когда стороны (страховая компания и потерпевшие) достигли согласия о размере страхового возмещения», – приводит пример Роман Оксанич, руководитель практики банковского и финансового права адвокатского объединения SupremaLex.

Среди наиболее распространенных «полузаконных» поводов для отказа юристы называют ошибки и неточности в «европротоколе» (они не могут быть безусловным основанием для невыплаты без дополнительного расследования), неподачу заявления в трехдневный срок после наступления ДТП (в реальности у пострадавшего есть 30 дней с момента уведомления о страховом случае), искаженные сведения о ДТП (отказ по этой причине возможен только после дополнительной экспертизы).

В ближайших планах МТСБУ и страховщиков – завершить внедрение электронного полиса ОСАГО, который заменит традиционные бумажные договора. Работа над системой е-полиса началась еще на рубеже 2014–2015 годов. Но Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг утвердила Положение об особенностях заключения электронных договоров ОСАГО только в феврале 2017 года.

«Фактически, процесс на финишной прямой. Техническая составляющая готова, за исключением некоторых нюансов, связанных с криптографией (шифрование ЕЦП). Что касается правовой составляющей, то все необходимые нормативно-правовые акты находятся на согласовании в соответствующих инстанциях. Поэтому все зависит от регулятора и других госорганов», – подчеркивает Константин Палазов, директор департамента урегулирования убытков региональной сети СК «Арсенал Страхование». Но даже по самым оптимистичным прогнозам, сегмент «автогражданки» избавится от бумажных бланков не ранее февраля 2018 года.

Не менее важная задача – полный переход к прямому урегулированию. «В Верховной раде зарегистрирован законопроект, согласно которому предполагается распространить практику прямого урегулирования на все страховые события», – говорит Владимир Шевченко. Но эта инициативы пылится в парламенте не один год, поэтому страховщики уже не верят, что депутаты поддержат необходимые изменения.

Рынок пытается реализовать механизм прямого урегулирования в рамках действующей нормативно-правовой базы. Еще в апреле 2017 года этот вопрос выносился на рассмотрение общего собрания страховщиков-членов МТСБУ. Но для поддержки прямого урегулирования не хватило голосов. «Проблема в том, что далеко не все понимают суть этого механизма. Ну и компаниям, которые работают по принципу финансовой пирамиды, он в принципе не нужен. Тем не менее я очень рассчитываю, что мы вернемся к рассмотрению этого вопроса на очередном собрании членов бюро осенью»,–рассказывает Андрей Перетяжко.

Очередной рост стоимости полисов ОСАГО станет неприятной новостью  для автовладельцев. Хотя с начала 2017 года подавляющее число компаний и так увеличило цену «автогражданки» на 20–30% в рамках действующих тарифов и корректирующих коэффициентов, которые влияют на стоимость страховок. «Страховщики устали твердить о том, что существующие тарифы по ОСАГО уже давно не отвечают реалиям. Особенно в виду того, что после увеличения лимита ответственности (в 2016 году) в два раза так и не произошло значительного роста тарифов», – объясняет Марина Авдеева, заместитель председателя правления СК «Арсенал Страхование».

Правда, пока участники рынка затрудняются прогнозировать, когда можно ожидать пересмотра тарифов. Но то, что в 2018 году цены на ОСАГО снова вырастут, не вызывает сомнения.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате