Путеводитель по преобразованиям: в каком состоянии реформа управления госсобственностью и приватизация
Анализ текущего состояния налоговой реформы (обновляется)

Mind совместно с общественным объединением «Интерньюс-Украина» и при поддержке Посольства Финляндии в Украине представляет спецпроект «Путеводитель по реформам». Мы будем отслеживать текущее состояние реформы, анализировать ключевые действия и их полезность, а также собирать мнения экспертов и бизнеса.
Система управления государственной собственностью уже длительное время требовала фундаментального реформирования. Этап реформы, начатый в 2015 году, – не первая попытка провести приватизацию госпредприятий, которая была приостановлена более чем на 10 лет, и сделать управление госпредприятиями эффективным и прозрачным. Сейчас процесс оценки предприятий и приватизации уже начат, а о ее ходе регулярно сообщает Фонд государственного имущества Украины.
Большая часть госпредприятий сосредоточена в энергетическом секторе. Самые крупные предприятия, находящиеся в государственной собственности, станут важными объектами реформирования: НАК «Нафтогаз Украины», ПАО «Центрэнерго», «Энергоатом», «Укрзализныця», «Укрпочта», международный аэропорт Борисполь, инфраструктура Укравтодора , государственные угольные шахты, ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины», «Укрспирт», «Антонов», ОАО «Турбоатом», ОАО «Сумыхимпром» и ОАО «Одесский припортовый завод». В 2014 году объем субсидий для этих предприятий составил около 2% ВВП, объем косвенных субсидий – около 6% ВВП. При этом больше всего средств из указанных субсидий получил убыточный «Нафтогаз Украины».
Реформа была начата в мае 2015 года после одобрения Кабинетом министров Украины Стратегии повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики. Основные положения одобренной стратегии следующие:
➤ повышение уровня прозрачности деятельности субъектов хозяйствования (раскрытие информации субъектами хозяйствования, проведение аудита финансовой отчетности субъектов независимыми аудиторами);
➤ усиление бюджетного надзора;
➤ разграничение функций Кабинета Министров Украины и министерств как субъекта управления объектами государственной собственности и регулятора;
➤ совершенствование корпоративного управления субъектами хозяйствования;
➤ согласование интересов руководства и владельцев субъектов хозяйствования;
➤ введение наблюдательных советов и независимых директоров;
➤ подготовка детальных планов реструктуризации субъектов хозяйствования, с которыми связаны наибольшие фискальные риски.
Данной стратегией также определено, что оставаться в государственной собственности предприятия могут лишь при веских основаниях: с целью сохранения критически важных объектов инфраструктуры, защиты национальной безопасности и тому подобное.
Государственные учреждения, ответственные за проведение реформы: Министерство экономического развития и торговли, Фонд государственного имущества.
Имплементация
Уже сделано:
➤ Создан Наблюдательный совет реформ государственных предприятий в июне 2015 года.
➤ Разработана концепция Национальной холдинговой компании.
➤ Назначены новые руководители на стратегические государственные предприятия.
➤ 25 компаний из 46 крупнейших государственных успешно прошли аудит финансовой отчетности за 2015 год.
➤ В 2015 году продали 102 объекта на сумму 145 млн грн. В 2014-м – 100 объектов на сумму 443 млн грн, а в 2013 году – 203 стоимостью 1 млрд 476 тыс. грн.
➤ Запрещено покупать государственные компании предприятиям, зарегистрированным в государстве-агрессоре.
➤ Усовершенствованы условия для приватизации для привлечения большего количества покупателей, в том числе иностранных инвесторов. Теперь продажа 5–10% акций на фондовой бирже до аукциона не является обязательной (2016 год).
➤ Разрешено создавать наблюдательные советы в унитарных ГП и объектах коммунальной собственности до проведения корпоратизации (закон принят в июне 2016 года)
➤ Создан институт независимых директоров, которые должны составлять большинство членов в составе наблюдательных советов всех ГП.
➤ Кабмин отменил согласование наблюдательных советов госкомпаний, в том числе с Минфином и Минэкономразвития, то есть ГП предоставили больше полномочий (апрель 2017 года).
➤ Введен прозрачный процесс назначения руководителей государственных предприятий через конкурсный отбор с привлечением независимых экспертов и установление рыночного уровня компенсации.
➤ Кабмин упростил процедуру передачи имущества в ФГИУ: отныне отсутствие отдельных документов не может быть причиной для приостановления приватизации (январь 2017 года).
➤ Начата реализация государственного имущества через систему электронных аукционов «ProZorro.Продажи» (с 3 апреля).
Законы, которые надо принять:
➤ Законопроект «О приватизации государственного имущества» (принят Правительством 4 июля 2017).