Антонов vs Коломойский: в Славском появится конкурент «Буковелю»

Антонов vs Коломойский: в Славском появится конкурент «Буковелю»

Удастся ли владельцу сети автозаправок построить успешный турбизнес

Цей матеріал також доступний українською
Антонов vs Коломойский: в Славском появится конкурент «Буковелю»
Фото: УНИАН

Собственник концерна «Галнафтогаз» (сеть АЗС «ОККО») Виталий Антонов начинает строительство круглогодичного курорта в поселке Славское Львовской области, который по масштабам – территории и протяженности лыжных трасс – может стать конкурентом «Буковелю» (входит в орбиту бизнесмена Игоря Коломойского). Предполагаемый объем инвестиций – 500 млн евро.

Главной предпосылкой для старта проекта стала реформа по децентрализации и создание объединенной территориальной общины, куда вошли пгт Славское и другие села, территории которых планируется задействовать под курорт. С начала года «ОККО-Ритейл», входящая в «Галнафтогаз», изменила регистрацию юрлица со Львова на Славское и теперь платит налоги в бюджет поселка. Выборы в ОТО должны пройти в конце октября, и это даст зеленый свет инвестору и станет финальным этапом подготовки к строительству.

Децентрализация в действии

О том, что будущий инвестор ведет активную работу с местными и областными властями на предмет подготовки платформы для масштабного проекта, Mind стало известно из собственных источников. Собеседники из представителей общины г. Сколе (райцентр во Львовской области, к которому административно относится Славское) и самого Славского подтвердили эту информацию. «С 1 января этого года в Славском зарегистрировался крупный налогоплательщик – компания «ОККО-Ритейл». Они платят в бюджет Сколевского района около 3,2 млн грн ежемесячно. В планах инвестора – строительство инфраструктуры и комплекса для отдыха, создание летне-зимнего курорта», – рассказал депутат Сколевского райсовета Михаил Лучинец.

Система открытых данных Youcontrol подтверждает, что ООО «ОККО-Ритейл» сменило «прописку» со Львова на пгт Славское.

По словам Лучинца, для инвестора создание Славской ОТО обозначает, что теперь средства будут направляться не на весь район, а непосредственно на местную общину. «Есть договоренность между местными властями и инвестором о том, что они за счет этих налогов приводят в порядок социальную инфраструктуру – строят одну дорогу местного значения Славское – Выгода (на Верхнюю/Нижнюю Рожанку) длиной 15 км, другие дороги коммунального значения, приводят в порядок уличное освещение, медучреждения. Смысл в том, чтобы развитие населенных пунктов гармонично совпадало с развитием курорта», – подтверждает Игорь Свистун, экс-глава Сколевской РГА.

Напомним, в августе была создана Славская поселковая объединенная территориальная община с центром в пгт Славское. Она стала 33-й во Львовской области и первой – в Сколевском районе. В состав ОТО вошли, кроме Славского,  еще три населенных пункта – Волосянка, Нижняя Рожанка и Либохора. ЦИК уже назначила выборы главы и совета ОТО, которые пройдут 29 октября. Изначально предполагалось, что Славская община объединит восемь поселковых советов. Однако четыре сельсовета так и не удалось убедить.

Антонов vs Коломойський: у Славському з'явиться конкурент «Буковеля»

Вид на Славское и окружающие горы
Фото: УНИАН

Детали проекта

В холдинге OKKO Group (флагманской компанией которого является «Концерн Галнафтогаз») подтвердили, что рассматривают возможность инвестирования в туристическую инфраструктуру Славской ОТО. «У нас есть мастер-план от австрийской компании-проектанта. Сейчас его анализируем и уточняем. Пока проект пребывает только на этапе feasibility study», – говорится в ответе пресс-службы компании на запрос Mind. Параметры проекта, как и объем инвестиций, в OKKO Group пока не раскрывают. «Говорить об инвестициях рано, зависит от того, какой из вариантов развития будет выбран», – отмечают в пресс-службе. Но немного больше удалось узнать от представителей местных властей и других источников Mind. «Насколько я знаю, планируется круглогодичный курорт, по размерам минимум второй «Буковель», – отмечает Лучинец.

«Они ведут сейчас очень интенсивную работу как с местными общинами, так и международными экспертами по этому проекту. Пока идут выборы – он готовится, в следующем году ожидаются решения со стороны уже новых властей по земельным участкам, а начало строительства – в 2019 году», – рассказывает Игорь Свистун. В ОККО также утверждают, что о конкретных земельных участках говорить пока рано. Но по данным Mind в 2019 году планируется сдача первой очереди и, что компания уже получила участки в пределах горного массива в аренду на 30 лет (в районе Нижней и Верхней Рожанки). По слухам, в целом под курорт планируется задействовать такие горы и территории, как Тростян, Погар (Славское), Высокий Верх (Волосянка), Черная Репа, Захар Беркут, вплоть до Ялынковатого, Верхней Рожанки и Нижней Рожанки (у южной и юго-западной границ Львовской области).  «Согласно предварительному ТЭО, планируется около 75 км лыжных трасс, а ориентировочная сумма инвестиций – 500 млн евро. Но, разумеется, поэтапно, «Буковель» ведь строился не один год и расширяется до сих пор», – говорит Свистун. Напомним, на данный момент горнолыжный курорт «Буковель», по его собственным данным, предлагает туристам 50 км лыжных трасс разного уровня сложности.

По данным «Буковеля», курорту принадлежит 800 га земли, из них на 2015 год было застроено 220 га. В развитие курорта на эту же дату было вложено свыше $600 млн, посещаемость составляла около 2 млн туристов в год. Всего Карпаты в 2015–2016 годах принимали в год около 3,5 млн отдыхающих. Получить комментарий совладельца «Буковеля» Александра Шевченко для этой статьи не удалось, его телефон на звонки и СМС не отвечал.

В ОККО отмечают, что не намерены сами обеспечить всю сумму инвестиций. «Мы рассчитываем на приход соинвесторов в этот проект. По предварительным оценкам, срок его реализации составит три года от начала строительства. Понятно, что оно будет невозможно без сотрудничества с местной властью и использования объектов местного ЖКХ. В то же время появление в Славском нового современного центра отдыха позитивно скажется на электрообеспечении, водоснабжении, поможет создать новые рабочие места», – говорят в пресс-службе.

Антонов vs Коломойський: у Славському з'явиться конкурент «Буковеля»

На улицах Славского
Фото: УНИАН

Каковы перспективы?

Местные политики уверены в том, что такой инвестиционный проект в регионе имеет все шансы на успех. «У Славского есть явные преимущества перед «Буковелем» – тут проходит жд ветка с прямым сообщением как с Киевом и Львовом, так и с Западной Европой», – считает Лучинец. Свистун напоминает, что Славское является самым старым украинским горнолыжным курортом и когда-то он был самым популярным, но сейчас инфраструктура устарела. «Конечно, местное бизнес-сообщество поддерживает такой проект, он приведет к нам в регион больше туристов. Хотя последние три года мы и так имеем рост посещаемости примерно на треть», – рассказывает Александр Лисица, владелец отеля «4 сезона» в Славском. При этом он довольно скептичен насчет нового проекта. «Здесь о нем говорят уже не первый год, именно с этим инвестором работа началась еще до 2013-го. Но власть поменялась, и все остановилось. Затея хорошая, но главное, чтобы на это были деньги», – заключает владелец отеля.

Эксперт по туризму, директор Центра развития туризма Владимир Царук считает, что создать «второй «Буковель» на базе Славского будет сложно. «Буковель» создавался с чистого листа, с нуля. Было планирование на перспективу и четко прописанный план развития. А в Славском инфраструктура уже есть, вписать в нее новые объекты будет сложно», – говорит он. Кроме того, по словам Царука, в Славском высоты ниже, чем в Буковеле, и снег там задерживается меньше. Самая высокая гора Славского, Тростян, имеет высоту 1232 м, что не очень много для лыжного курорта. Отчасти поэтому сейчас Славское зарабатывает на летнем отдыхе больше, чем на зимнем, добавляет он.

Но есть и плюсы – лучшая транспортная инфраструктура (как авто, так и жд), больший выбор отелей и мест для размещения, закрепившийся имидж курорта семейного типа, отмечает Царук.

У инвестора же считают, что о прямой конкуренции с «Буковелем» речь не идет. «Тут корректнее говорить о взаимодополнении. Украине на самом деле нужно пять-шесть таких курортов, как «Буковель», – говорят в ОККО. В компании надеются, что создание курорта европейского уровня позволит привлечь в Карпаты тех, кто сейчас выбирает отдых в горах за границей. «Многие жители Львова и Львовской области сейчас ездят отдыхать в горы соседней Польши, жители Закарпатья – в словацкие горы. Потому что с точки зрения транспортного сообщения для них это ближе и удобнее. Мы же стремимся предложить им альтернативу – Славское находится всего в 120 км от Львова, это 1,5 часа езды автомобилем или по железной дороге. И мы создадим тут современный курорт без очередей на границе и с абсолютно европейским уровнем сервиса», – объясняют в пресс-службе планы инвестора. Отдача от проекта может быть долгой, предостерегают эксперты. «Буковелю» понадобилось 8–10 лет развития и вложений в инфраструктуру, рекламу, промоушен, чтобы курорт сегодня стал популярным и начал приносить прибыль», – напоминает Царук. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате