Заболело в мире
33,353,614
Умерло в мире
1,001,644
Вылечилось в мире
23,151,117
Заболело в Украине
204,932
Умерло в Украине
4,065
Вылечилось в Украине
90,250
Нефтяной резерв: как Украине обезопасить себя от топливного кризиса

Нефтяной резерв: как Украине обезопасить себя от топливного кризиса

И каким образом использовать возможности Евросоюза и опыт прошлых газовых кризисов

Этот материал также доступен на украинском
Нефтяной резерв: как Украине обезопасить себя от топливного кризиса
Фото: Shutterstock

Украине необходимо ускорить создание стратегического резерва нефти и нефтепродуктов. Во-первых, этого требует Директива №119 (от 2009 года) Евросоюза. Во-вторых, и это самое главное, Украина слишком зависит от поставок нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, – на них приходится до 80% годового потребления. Причем практически все украинские поставщики работают «с колес».

В любой момент Россия может надавить на Беларусь или прекратить поставки нефти на литовские нефтеперерабатывающие заводы  – и в Украине произойдет нефтяной кризис, вроде кризиса с сжиженным газом, который разразился в конце августа текущего года. А еще были газовые кризисы 2006 и 2009 годов.

Поскольку Украина ежегодно наращивает сотрудничество с ЕС, то европейские страны понимают, что такой кризис отразится и на их экономике. Поэтому европейские эксперты активно помогают украинским чиновникам создавать оптимальную модель развития и функционирования украинского стратегического нефтяного резерва.

Согласно условиям Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, стратегический нефтяной резерв должен быть создан до 31 декабря 2022 года. Однако рабочая группа в составе европейских и украинских специалистов считает, что резерв нужно формировать уже сейчас. Поэтому было подготовлено несколько предложений. Все они будут вынесены на обсуждение правительства Украины в ноябре. И к концу года министры должны выбрать оптимальный для страны вариант. Mind ознакомился с некоторыми предложениями рабочей группы.

Сколько должен составлять резерв? Учитывая состояние экономики Украины и потребности населения, резервы должны составлять 90 дней потребления, или 2,1 млн тонн нефтяного эквивалента учитывая сырую нефть, бензин и дизельное топливо. А распределяться следующим образом: 30% – нефть и 70% – нефтепродукты, или 630 000 и 1,47 млн тонн соответственно.

По словам Адриана Джасими, эксперта по формированию нефтяных резервов Секретариата Энергетического сообщества, рассчитано и распределение резерва нефтепродуктов для Украины. Оно выглядит так: 33% – автобензины и 67% – дизтопливо. В реальных объемах это примерно 980 000 тонн дизтоплива и 490 000 тонн автобензинов.

Для хранения такого объема нефтяного резерва нужно 2,63 млн куб. м резервуаров (нефть тяжелее и требует меньшего объема для хранения, нефтепродукты – наоборот). Такого объема функционирующих резервуаров в Украине пока нет.

Кто будет отвечать за функционирование резерва? За разработку всех подготовительных документов и принятие их на законодательном уровне отвечает Госрезерв Украины. Перед ним стоит трудная задача найти более $1 млрд на закупку резервных нефти и нефтепродуктов и откуда-то взять мощности для хранения. Очень хотелось бы все «основные фонды» держать под контролем государства – но не получится.

У государственной «Укртранснафты» имеющиеся резервуары рассчитаны на хранение только 120 000 тонн нефти. Компания работает с европейскими экспертами над проблемой, где и каким образом можно увеличить мощности для хранения, но пока определили перспективы только на 310 000 тонн.

Общих более или менее рабочих мощностей в Украине около 1,2 млн тонн. То есть такой же объем резервуаров надо либо найти и реконструировать, либо построить. Поэтому без привлечения частных игроков нефтяного рынка вряд ли удастся сформировать резервы.

Единственное принципиальное решение, которое поддерживают европейцы, – Госрезерв должен создать отдельное агентство по управлению нефтяными резервами – «Нафторезерв», независимое и неприбыльное. Принятие этого решения также зависит от правительства Украины.

Какой будет модель стратегического резерва? «Евросоюз насчитывает 28 стран, поэтому у нас 28 моделей существования таких стратегических резервов. Каждая новая страна может выбрать одну из существующих или найти свою. Для Украины мы рассматриваем три варианта: первый – 100% финансирует государство; второй – 70% – государство и 30% – игроки рынка; третий – модель, когда все идет через биржу», – рассказывает Ангел Минев, эксперт проекта «Помощь Украине в процессе реформ в секторе энергетики в соответствии с международными обязательствами страны».

Впрочем, все эти три варианта также имеют свои вариации. Государство может быть представлено различными субъектами хозяйствования, например ведомственными структурами. А участники рынка также могут по-разному сотрудничать с государством. По словам Вадима Мосийчука, главы Госрезерва Украины, уже есть международные финансовые институты и коммерческие игроки, которые готовы участвовать в формировании резерва.

В Украине экспертная группа пригласила к сотрудничеству по определению модели и разработке документации по резерву нефти крупнейших игроков рынка. И они довольно активны.

Где взять деньги? Создание резерва нефти и нефтепродуктов обойдется Украине где-то в 25 млрд грн до 2022 года. И если все решения и документы будут утверждены, то уже в 2018 году надо будет вложить более 4 млрд грн. Вряд ли эти деньги предусмотрены в бюджете на 2018 год. Если их не найдут – в 2019 году необходимая сумма возрастет как минимум вдвое.

Реальным решением для привлечения средств под резервирование может стать повышение акцизов на нефтепродукты. Директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев считает, что из-за этого рост цен на бензин и дизтопливо на АЗС может составить до 80 копеек за литр. То есть по 16–17 копеек ежегодно в течение пяти лет. Вряд ли это станет большой проблемой для автомобилистов. Ведь, если наступит нефтяной кризис, цены на топливо вырастут гораздо сильнее.

Что думают частные участники рынка? Юрий Кучабский, вице-президент ОАО «Концерн Галнафтогаз» по коммерческим вопросам, считает, что именно повышение акцизов и станет решением вопроса создания стратегических резервов. По крайней мере, таким образом шли почти все страны Европы.

Представитель бизнеса подчеркивает, что главным является другой аспект: «Не должно произойти искажения рыночной конкуренции, и в процесс должны быть вовлечены все игроки рынка. Чтобы не было такого, когда одни компании строят резервуары и помогают стране в создании госрезерва, а другие – так и продают «с колес» и ни за что не отвечают».

Отдельным вопросом Юрий Кучабский выделил создание резервов для сжиженного газа – LPG. Строить стратегические хранилища для него на 90 дней – это очень дорогой вопрос, в Европе такого пока не делают. Однако, если будет очередной кризис с LPG, этот газ можно заменить обычным бензином. А значит, поставщики LPG должны вносить свою лепту в создание стратегического запаса автобензина, который покроет потребности владельцев газовых авто в условиях кризиса.

Кто требует от Украины создать нефтяной резерв? Прежде всего в этом заинтересованы европейцы. В мае 2017 года была создана международная группа по подготовке техзадания. Они уже готовы представить документы правительству Украины.

После утверждения КМ модели функционирования стратегического резерва эксперты предложат подготовленный законопроект о госрезерве нефтепродуктов и перечень необходимых сопутствующих нормативных документов. При этом Антимонопольный комитет должен подготовить свои предложения по безопасности функционирования рынка, а Минтопэнерго – предложить техническую помощь в создании резервов.

Главный акцент при формировании резерва. Модель должна быть утверждена до декабря 2017 года, во II квартале 2018-го парламент и президент уже должны утвердить законопроект. Параллельно будет идти отработка всех сопутствующих нормативных документов.

Однако при подготовке всех документов авторы должны помнить и всегда подчеркивать, что создание госрезерва направлено не на нивелирование цен в период повышения, а на то, чтобы в период кризиса быстро обеспечить текущие потребности рынка. И для Украины, похоже, это – не самый главный пункт при проведении презентации развития стратегического резерва нефтепродуктов.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате