Чужакам здесь не место: как обманывают систему ProZorro
И как добиться победы в тендерах

Министерство экономического развития и торговли регулярно отчитывается об успехах системы электронных тендеров ProZorro. В цифрах результаты действительно впечатляющие: за год, с августа 2016 по август 2017 года, объем объявленных торгов вырос почти на 1000% – до 725 млрд грн, а сумма средств, которые сэкономил госбюджет с момента запуска ProZorro в промышленную эксплуатацию в апреле 2016-го, превышает 35 млрд грн. При этом за весь 2017 год Кабинет министров планирует получить на тендерах экономию в размере 50 млрд грн.
Плюсы ProZorro. Ключевое преимущество действующего механизма, который с 1 августа 2016 года стал обязательным для проведения всех гостендеров – публичность и беспрепятственный доступ к торгам для бизнеса любого калибра. Как крупного и среднего, так и малого, который раньше в силу тотальной коррупции в системе закупок не имел доступа к государственным заказам. «Так как закупки происходят онлайн, все попытки украсть доступны для мониторинга. То есть украсть так, чтобы никто этого не заметил, теперь очень сложно», – объясняет генеральный директор ProZorro Василий Задворный.
Кроме того, в конце 2016 года начал работать мониторинговый портал DoZorro. Смысл его существования в том, чтобы отслеживать сделки, выявлять нарушения и формировать рейтинг заказчиков, который дает возможность разобраться, какие госструктуры проводят тендеры честно, а какие пытаются действовать по старинке, ограничивая конкуренцию и действуя в интересах конкретных участников.
«Проект действительно помогает выводить такие нарушения в публичное поле и добиваться справедливости участникам торгов», – уверяет Елена Парфенюк, руководитель департамента развития государственных закупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua.
Недобросовестным заказчикам легко обойти систему. Несмотря на публичность нарушения правил и условий тендеров – совсем не редкость. Наиболее распространена ситуация, когда заказчик под разными предлогами пытается дисквалифицировать участников. Например, за несвоевременно предоставленную документацию или неудовлетворительное, по мнению заказчика, качество продукции, которую компания-победитель предоставила в качестве образца. Цель банальна: удалить нежелательных исполнителей и добиться подписания договора с нужной компанией. «Причем заказчик может дисквалифицировать до десятка других участников даже несмотря на то, что они предложили более приемлемые цены», – подчеркивает Елена Парфенюк.
Еще одна популярная схема – умышленное ограничение конкуренции. Недобросовестные заказчики добиваются этого, прописывая специфические требования к продукту или услуге либо требуя объемный и неисчерпывающий перечень документации. «К сожалению, условия в тендерах не стандартизованы. То есть отсутствует конкретный перечень основных и дополнительных документов, которые имеет право запрашивать заказчик и который был бы единым для всех его участников. В итоге звучат требования предоставить дополнительные документы, техзадания либо образцы продукции в день аукциона после его проведения», – поясняет Александр Соколовский, владелец группы компаний «Текстиль-Контакт».
Помимо этого, описания характеристик товара или услуги могут содержать различные размытые формулировки. Как следствие, заказчик отказывает отдельным участникам под предлогом того, что их продукт не соответствует каким-то определенным требованиям. Случается и так, что в названии лота специально совершаются описки, а сам тендер размещается в ошибочной категории (рубрике), чтобы его было очень сложно или вовсе невозможно найти по поиску в системе. Также встречаются прецеденты, когда заказчик под угрозой дисквалификации давит на победителя торгов, требуя изменить условия договора или пересмотреть сумму тендера.
В ProZorro обнаружено много нарушений. По словам юристов, их гораздо больше, чем в старой системе закупок. «Это связано с публичным процессом обжалования действий оценочной комиссии – непосредственно через сам сайт. Поскольку любой желающий может видеть жалобу и ответ заказчика, да и просто проигнорировать жалобу нельзя (за этим тоже следит система), то нарушители стали гораздо более осторожными и изощренными в процессе документального оформления обоснований своих действий. Но вот можно ли говорить, что за счет этого снизилось количество нарушений? По нашему мнению, такой вывод несколько наивен», – рассуждает Александр Третьяков, старший юрист юридической фирмы «Антика».
Система обжалования нарушений в электронных тендерах тоже далека от совершенства. Это признают даже в ProZorro. «Мы не имеем влияния на тех, кто должен контролировать деятельность заказчиков, проводить расследования и наказывать виновных. В случае нарушений система ProZorro выполняет роль доказательной базы, а не следователя или прокурора», – объясняет Василий Задворный.
При допороговых закупках (до 200 000 для товаров и услуг и до 1,5 млн грн для работ) заказчик вообще не обязан реагировать на жалобу участника. То есть устранение нарушений – его добрая воля. Инциденты, связанные с нарушениями при проведении сверхпороговых закупок, рассматривает Антимонопольный комитет. Но, во-первых, за подачу жалобы в АМКУ платит недовольный участник. А это 5000 или 15 000 грн (в зависимости от вида тендера). Далеко не все могут себе позволить такие траты на то, чтобы воевать с заказчиками. Во-вторых, если АМКУ откажет в удовлетворении жалобы, остается лишь одна инстанция – суд. А судебная тяжба, как известно, процесс очень длительный и не гарантирующий победу, пусть истец и прав на все 100%.
Избежать проблем можно. Наиболее верный способ – проверять данные о заказчиках, которые имеются в системе DoZorro и в открытом доступе. «В своей работе портал DoZorro используют 19 общественных организаций. Только за август 2017 года они выявили 1080 закупок с нарушениями», – приводит пример Елена Парфенюк.
Также в МЭРТ планируют расширить число индикаторов, по которым будут отслеживать рисковые тендеры, и довести количество таких маркеров до 60. Кроме того, по словам замминистра Минэкономразвития Максима Нефёдова, подготовлен законопроект, который расширяет полномочия Государственной аудиторской службы, что даст возможность оперативно реагировать на нарушения в госзакупках и пресекать их.
Есть способы существенно повысить шансы на победу в тендере. И отстоять свои права в спорной ситуации. Сразу после регистрации в тендере участники могут адресовать закупщику вопросы в отношении предмета закупки, его характеристик, сроков поставки и т. д. Чем больше уточнений – тем лучше. Такая дотошность позволит выяснить детали, застраховавшись от дисквалификации, и вдобавок выявить неоднозначные условия еще до проведения аукциона. Например, когда заказчик требует отправлять продукцию конкретным перевозчиком или обязывает доставить ее непосредственно исполнителя. Это явно попахивает дискриминацией.
Нужно тщательно изучать перечень технической и прочей документации. Если он содержит какие-то специфические документы (скажем, сертификаты качества, получение которых отнимает массу времени и стоит очень недешево), а также оговорки, что заказчик оставляет за собой требовать все новые и новые бумаги, это должно вызвать подозрение.
Плохо «пахнут» тендеры, где описание продукции по всем параметрам и характеристикам явно указывает на конкретную торговую марку. Следует обращать внимание и на сроки выполнения контракта: они должны позволять физически произвести продукцию надлежащего качество или выполнить требуемые работы.
К тендерному объявлению заказчик обязательно прилагает шаблон договора, который заключается с победителем. И очень важно, чтобы в его тексте не было формулировок, которые дают заказчику право затягивать оплату или увеличивать сумму контракта после проведения тендера. К сожалению, законодательство этого делать не запрещает.
Что касается самого аукциона, то, поскольку победитель выбирается по критерию цены, предугадать, будут ли демпинговать другие исполнители, очень сложно. В то же время, если отследить предысторию закупок от конкретного заказчика и его репутацию, можно с определенной вероятностью оценить риск появления в тендере «прикормленных» участников и вероятность махинаций в ходе торгов.
Топ-10 способов, как обмануть ProZorro*:
- Завышенные и неисчерпывающие требования к тендерной документации.
- Технические условия, прописанные под конкретного поставщика.
- Неполное описание предмета закупки, либо указание специфических (а иногда и нереальных) характеристик продукции.
- Умышленные ошибки при составлении тендерного объявления и искажение сути тендера.
- Одностороннее изменение заказчиком условий и суммы тендеры при подписании договора с победителем.
- Предъявление нереалистичных сроков к поставке продукции, выполнению работ или оказанию услуг.
- Разбивка крупных тендеров на суммы до 200 000 грн, что позволяет провести закупку без аукциона.
- Дисквалификация победителей тендера по формальным причинам.
- Требование предоставить образцы продукции до аукциона (законодательно запрещено).
- Внесение изменений в тендерную документацию за считанные дни до аукциона и без предупреждения участников.
*Источник: Dozorro.org
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].