Бизнес в стиле «протест»: как построить собственный бренд одежды
Основатель магазина молодежной одежды «Протест» – о веяниях в моде, продвижении и собственном производстве

Вдохновить на создание собственного бизнеса может что угодно, а особенно – стремление самостоятельно строить будущее своей семьи. Львовянин Евгений Борисов через несколько недель после свадьбы решил открыть магазин молодежной одежды в стиле streetwear от украинских производителей. А вскоре запустил производство собственных моделей футболок, шорт, свитшотов под брендом «Протест». После обучения в Школе бизнеса «Новая почта» у предпринимателя появились более амбициозные планы – выход на рынок США с собственной коллекцией яркого цветного белья.
В рамках партнерского проекта, посвященного Школе бизнеса от «Новой почты», Mind рассказывает истории молодых предпринимателей – выпускников школы. О бизнесе в стиле «протест» – рассказ самого Евгения.
«Протест» как молодежное настроение
Собственно, идея создать собственное дело возникла сразу после бракосочетания – хотелось оставить беспечность и думать о будущем. Через несколько недель мы с женой решили открыть магазин молодежной одежды и обуви, в который инвестировали собственные сбережения и деньги, подаренные на свадьбу.
Название выбрали провокационное. Ведь именно протест отвечает настроениям молодежной аудитории. Молодежь всегда воспринимает мир иначе, ищет возможности для самовыражения, хочет изменений и протестует против установленных правил. На самом деле все мы живем протестом. Как оказалось, с названием мы попали в цель: магазин открыли 8 октября 2013 года, а уже в ноябре началась Революция достоинства. В этот период каждый второй покупатель спрашивал: «Вы назвали магазин в честь Майдана?».
За год работы мы более четко определили свою нишу – молодежная одежда в стиле streetwear. Финансовый кризис в Украине стал толчком для появления новых местных бизнесов. Если сразу после открытия магазина 90% продаж составляли вещи иностранных брендов, то уже через год картина кардинально изменилась: 75% продаж дают отечественные бренды и 25% – зарубежные. Вскоре мы создали собственный бренд одежды и начали производство.
2014-й и 2015-й были годами патриотического подъема. А мы – единственным магазином в городе, который работал в сегменте украинского streetwear. Сначала все бизнес-процессы вели в соцсетях. Через «ВКонтакте» искали поставщиков, давали рекламу и продавали большую часть товаров. Впоследствии открыли еще один магазин, в Луцке, и создали сайт.

Самый ценный опыт – собственные ошибки
Костяк нашей команды – это семья и те люди, которые фактически стали ее частью. Поэтому поиск надежных работников – сложный процесс, который многому меня научил. Я всегда доверял людям, пока не взял на работу Артема. Парень украл товар на 7500 грн. Два месяца обещал отдать деньги, а потом исчез из города. Это происшествие научило меня оформлять договоры материальной ответственности с наемными работниками. С этим документом при необходимости уже можно идти в полицию. Но, к счастью, подобных случаев с тех пор не было.
Я в бизнесе самоучка и ценный опыт получаю из собственных ошибок. Правда, мне не хватало знаний не только о работе с персоналом, но и о продажах и маркетинге. И Школа бизнеса «Новая почта» как раз помогла мне в этом. Полученные знания позволили переосмыслить свою стратегию и наладить бизнес-процессы. Полезным для меня был модуль по финансам: по образованию я журналист, так что этих знаний не хватало больше всего. Сначала учет всех бизнес-процессов велся слишком примитивно, не были учтены нюансы, о которых рассказывали на лекции (например, как считать амортизацию). Сейчас мы рассчитываем рентабельность активов, делаем анализ критических расходов, чтобы максимально их оптимизировать. Но больше всего мне дал модуль по маркетингу. Эти знания побудили пересмотреть подходы к коммуникации с клиентами – и летом этого года мы запустили новую коллекцию одежды с четкими посылами, а также изменили визуальное представление. И в результате получили хорошие результаты продаж.
Собственные коллекции – в центре внимания
Сейчас у нас есть своя база лояльных покупателей, продаем более 1000 товаров ежемесячно, открыли еще один магазин в Луцке. Особенность нашего ассортимента – товары от украинских производителей (более 40 брендов). Но самые ценные из них – наши собственные коллекции. Они позволяют выразить свой взгляд на моду и приносят больше прибыли. Поэтому всю энергию мы вкладываем именно в них, хотя своими силами полностью заполнить магазин нам пока сложно.
Год назад мы открыли собственный швейный цех. Разработали артикулы футболок, шорт, кепок-тракер, бананок, мессенджеров и рюкзаков. Свои коллекции представляли на фестах (в частности, таких, как «Бандерштат» и «Тарас Бульба»), в футболках «Протест» выступали представители групп OTorvald, «Фиолет», «Без ограничений» и других. Тренд осени – свитшоты. Мы создали более 10 артикулов, а также сшили куртки-бомберы, классические брюки-карго без резинок и новые хуги. По нашим наблюдениям, уже сейчас понемногу отходит мода на брюки на резинках снизу и медленно возвращается на штаны, чуть зауженные ниже колен, хотя за рубежом уже активно носят клеш.
Лидерами продаж в наших магазинах пока является наш бренд «Протест», а также Urban planet и Feel and fly (Ровно), Sva Stone (Киев) и Big Shark (Львов).
Но в целом конкуренция на рынке одежды в Украине усиливается. Этому способствует открытие магазинов с низкими ценами типа NewYorker. Поэтому осенью мы запустили новый проект с ярким цветным бельем в среднем ценовом сегменте. Именно благодаря кейсам Школы бизнеса «Новая почта» мы разработали кампанию позиционирования своего белья. Выбрали узкую нишу и планируем выйти с ней на рынок США через Amazon, строить сеть партнерства в Украине.
Нынешняя стратегия развития – это изменение ассортимента. Мода меняется, и мы уже готовим к весне сюрпризы для своих клиентов .