Билет в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет

Билет в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет

Воры, бомжи или диверсанты: кто выводит из строя стратегические линии связи

Цей текст також доступний українською
Билет в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет

Вечером в четверг, 16 ноября, был совершен поджег магистральных линий связи в одном из телекоммуникационных колодцев (ТК) Киева. В результате ночью и утром 17 ноября без доступа в интернет остались не только абоненты ряда провайдеров столицы, но и некоторых других городов Украины. Это – не первое повреждение в стратегически важной точке. За последние месяцы злоумышленники вывели из строя кабели еще в четырех аналогичных ТК. В офлайн «уходили» населенные пункты различных регионов Украины. Кому это выгодно, к каким последствиям может привести, и удалось ли правоохранителям найти злоумышленников и передать дела в суд, разбирался Mind.

В чем особенность этих инцидентов? Интернет-провайдеры сообщают о повреждении телекоммуникационных сетей почти каждую неделю. В большинстве случаев «задача» вредителей – кража кабелей и/или оборудования. «За 10 месяцев 2017 года зафиксировано почти 17 600 повреждений сети «Укртелекома» – на 13% больше, чем за тот же период 2016-го. Украдено 1735 км телекоммуникационного кабеля», – делится статистикой компании пресс-служба «Укртелекома».

Но выбранные случаи – особенные. Во-первых, как сообщают провайдеры, главная странность в том, что ничего не было украдено. Во-вторых, повреждались кабели в стратегически важных точках. «Уничтожались линии связи в международных, межгородских, магистральных шахтах. Поджигали вблизи мостовых переходов, где есть составные узлы связи и откуда кабели расходятся почти по всей Украине», – поясняет глава правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Александр Федиенко.

Путешествие в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет
Фото: Александр Федиенко

В-третьих, по странной «случайности», злоумышленники «двигались» по определенному маршруту – с юга на север украинской столицы. Так, 13 июня совершен поджог около Южного моста, 23 июня – вблизи Дарницкого, 21 июля – по Броварскому проспекту возле моста «Метро», 30 сентября порезаны кабели у Московского моста по проспекту Генерала Ватутина, 4. Последний поджог – 16 ноября – с другой стороны того же мостового перехода: на заброшенной стройплощадке по улице Елены Телиги.

В-четвертых, в результате каждого инцидента без доступа в интернет оставались тысячи абонентов не одного, а сразу десятков провайдеров. В числе пострадавших были практически все крупнейшие ШПД-операторы Украины: «Укртелеком», «Воля», «Киевстар», «Датагруп», «Ланет», Vega и т. д.

Путешествие в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет
Фото: Александр Федиенко

И наконец, еще одно – в четырех из пяти случаев для поджога использовалась горючая маслянистая жидкость. «Это был не просто бензин либо керосин. Кабель поджечь нелегко – бензин очень быстро выгорит. Я видел обугленные кабели, на них оставалась тянущаяся желеобразная жидкость», – рассказывает Александр Федиенко. Отвечая на запрос Mind, в Нацполиции Киева не сообщили, проводилась ли экспертиза этой жидкости. 

Какие версии у провайдеров? Участники телеком-рынка полагают, что действовали не обычные воры телеком-оборудования. «Каждый из этих случаев, похоже, умышленный поджог», – отметили в «Укртелекоме». «Считаю, можно отбросить криминальные элементы, которые зарабатывают на повреждениях, а также бомжей, желающих погреться. Похоже, злоумышленники выполняли несколько задач. Во-первых, создавали карту выпадения тех или иных городов, возможно определенных предприятий, при повреждении каждого направления. Во-вторых, выявляли наличие у провайдеров бекапных каналов связи. И наконец, проверяли, сколько времени понадобится телекомщикам на восстановление всех элементов», – перечисляет Александр Федиенко.

Схожее мнение – у главы совета Телекоммуникационной палаты Украины Татьяны Поповой. «В Украине многие телекоммуникационные сети построены по принципу звезды. «Сторонним наблюдателям» очень сложно понять, в каких местах одновременно нужно повредить кабели, чтобы сразу лишить связи абонентов разных регионов. Поэтому допускаю, что инциденты происходят для создания карты выпадений», – полагает Татьяна Попова.

Для чего может использоваться «карта»? Спикеры предупреждают, что собранная информация вряд ли может использоваться в благих целях. «Предположим, заказчику в каком-то городе нужно устроить «заварушку». У него уже есть данные, в каких ТК надо повредить кабель, чтобы на определенный период отрезать этот населенный пункт от информационного пространства», – приводит теоретический пример Федиенко. 

Что будет, если одновременно «отключить» несколько точек? Этот вопрос мы задавали многим провайдерам. Большинство из них отшутились, мол, «лучше об этом не думать». По словам главы правления ИнАУ, это может привести к коллапсу. «Значительная часть страны в таком случае останется без связи. Крупные узлы расположены в Киеве, Харькове, Днепре, Львове. Если отрезать центр (Киев) – Украина рассегментируется», – прогнозирует Федиенко.

Пожелавший остаться неназванным представитель одного из крупных ШПД-операторов пояснил изданию, что многое зависит от наличия резервных каналов связи у провайдеров: «Мы хорошо забекапированы, поэтому наши абоненты могут и не заметить провалов в доступе. Сети коллег по рынку не имею права анализировать».

Когда час Х может наступить? Татьяна Попова допускает, что одновременно повредить все стратегические направления могут лишь в случае полномасштабного наступления на нашу страну. По словам Александра Федиенко, ответ на вопрос – исключительно в компетенции отечественных спецслужб: «Это огромная аналитическая работа, пазл включает множество факторов, в том числе и анализ угроз внешнего агрессора. Увы, не исключаю, что такое может случиться».

Как продвигаются расследования Нацполиции? По каждому инциденту пострадавшие провайдеры подавали заявления в НП. В следственном управлении ГУ Национальной полиции Киева Mind сообщили, что по первым двум фактам повреждения 13.06.2017 и 23.06.2017 проводилось досудебное расследование. Следственным отделом Голосеевского управления полиции были открыты четыре уголовных производства по ч. 2 ст. 194 УК Украины – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога, причинившее ущерб в крупных размерах. «По результатам расследования следственным отделом Голосеевского управления полиции принято решение о закрытии уголовных производств на основании п. 2 ч. 1 ст. 284 (установлено отсутствие признаков уголовного преступления) УПК Украины», – отметили в НП.

Третий инцидент, по-видимому, вообще не расследовался. В Нацполиции Киева сообщили, что факт повреждения магистральных кабелей 21.07.2017 зарегистрирован Днепровским управлением полиции в журнале единого учета заявлений и сообщений о совершении уголовных правонарушений. При проверке не установлено оснований для внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Проще говоря, дело не было заведено.

Зато четвертое происшествие расследуется. «По факту повреждения и дальнейшего похищения телекоммуникационных сетей 30.09.2017 следственным отделом Днепровского управления полиции начато досудебное расследование по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 185 УК – кража чужого имущества», – отметили в НП. Однако удивляет квалификация преступления. Ведь, как известно, пострадавшие провайдеры заявляли, что ничего украдено не было. Во-вторых, первая часть 185-й статьи применяется, когда предполагается, что преступление совершено одним злоумышленником, а не группой лиц. Каким образом один человек смог поднять 270-килограммовую крышку люка ТК, не уточняется. В список подозреваемых неминуемо должны попасть рекордсмены бодибилдинга.

Путешествие в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет

Фото: InternetUA

По последнему – пятому – происшествию уголовное дело также возбудили, рассказали Mind в «Укртелекоме». По какой статье, пока не известно.

Какова позиция СБУ? После первых двух странных инцидентов ИнАУ направила письмо в Службу безопасности Украины с просьбой подключиться к расследованию. «Повреждения кабельных телесетей угрожают системе оповещения населения, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, несут угрозу надлежащей работе медицинских и других учреждений, своевременному реагированию работников иных государственных органов. Существуют реальные риски посягательства на основы национальной безопасности государства. Такие действия, по нашему мнению, могут содержать признаки преступлений, предусмотренных ст. 113 (диверсия) и ст. 258 (теракт) УК Украины», – подчеркивалось в обращении к главе СБУ Василию Грицаку.

Отвечая на запрос Mind, в СБУ сообщили, что уголовные производства ведомством не открывались. Вопрос «Почему вы считаете, что описанные инциденты не подпадают под ст. 113 или ст. 258 УК?» остался без ответа.

Путешествие в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет
Впрочем, неофициально сотрудники СБУ все-таки дали Mind пояснения. По мнению одного спикера, у провайдеров паранойя – поджоги, скорее всего, совершали бомжи. А по словам второго собеседника, СБУ отслеживает эти факты и негласно собирает информацию. «Вместе с тем мы не можем завести дела: угрозы нацбезопасности – нет. Оборонные ведомства не пользуются телеком-сетями общего назначения», – уверяет спикер.

Что предлагают депутаты? Еще в апреле 2016 года в Верховную Раду был внесен законопроект №4497 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за повреждения телекоммуникационных сетей)». Авторы документа в пояснительной записке приводили удручающую статистику: «В 2014 году зафиксировано 6578 краж кабелей – на 12% больше, чем в 2013-м. Похищено 688 км кабелей, что привело к прекращению предоставления телеком-услуг 309 000 абонентов. Только за январь – февраль 2015-го совершено 1866 краж – в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года». С тех пор ситуация только обострилась.

Путешествие в прошлое: может ли Украина лишиться доступа в интернет

Профильные ассоциации настаивали на оперативном принятии законопроекта. Однако недавно Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности отправил его «в топку», выдав проект постановления об отклонении документа. Перед голосованием, во время заседания, глава этого комитета Андрей Кожемякин ссылался на негативный вердикт ГНЭУ. Цитируем его дословно из стенограммы: «… у меня есть выводы научно-экспертного управления, выводы подкомитета. И все, не сговариваясь между собой, пришли к выводу, что этот законопроект, тем более он повторно уже выносится, его целесообразно отклонить… Я хочу сказать, что вопросом надо заниматься. Если бросаешь во все комитеты понемногу, а потом ждешь, как рыбак, когда оно всплывет, то у нас, скажем так, плохая ловля, у нас рыба не клюет просто так».  

Почему депутаты поверили Андрею Кожемякину на слово и не нашли времени прочесть выложенное на сайте парламента небольшое заключение ГНЭУ, не известно. В тексте заключения не идет речь об отклонении законопроекта. «Обобщающий вывод: по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку», – резюмирует ГНЭУ.

Как не допустить «обострения паранойи» – повторения инцидентов? Владелец телеком-колодцев – «Укртелеком». Другие участники телеком-рынка, оплачивающие компании пользование кабельной канализацией электросвязи (ККЭ), не раз просили «Укртелеком» принять меры.

«Увы, не думаю, что «Укртелеком» будет усиливать охрану своих кабельных канализаций. По крайней мере, к таким выводам можно было прийти после принятия мной участия в серии совместных заседаний экспертного Совета ассоциации «Телас», НКРСИ, ИнАУ и Телекомпалаты Украины по рассмотрению нового проекта Правил предоставления в пользование ККЭ», – пояснил юрист сети «Ланет», член комитета ИнАУ по вопросам доступа к инфраструктуре телекоммуникаций Вадим Федько. По его словам, многочисленные предложения представителей рынка как относительно установления ответственности владельца ККЭ за ненадлежащее содержание собственной инфраструктуры, так и по усилению владельцем защиты в новой редакции правил своего отражения так и не нашли.

В самом «Укртелекоме» утверждают, что безопасность ККЭ – под контролем. «Укртелеком» защищает свои сети, пользуясь услугами охранных компаний, а также разными видами сигнализаций», – сообщили Mind в пресс-службе компании… Накануне пятого инцидента.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно