Причалили к стенке: кто и зачем забирает причалы в морском порту «Черноморск»

Причалили к стенке: кто и зачем забирает причалы в морском порту «Черноморск»

И каковы реальные «инвестиционные планы» главного претендента

Цей матеріал також доступний українською
Причалили к стенке: кто и зачем забирает причалы в морском порту «Черноморск»
Фото: УНИАН

В четверг, 30 ноября, имущественная комиссия Мининфраструктуры согласовала передачу в долгосрочную аренду части комплекса МТП «Черноморск» (ранее «Ильичевск»). Эту информацию подтвердили Mind сразу несколько осведомленных источников.

Вопрос касается передачи тылов причалов №7, 8 и 9 в аренду на 49 лет малоизвестной компании European Agro Investment Ukraine. Замминистра инфраструктуры и глава имущественной комиссии Юрий Лавренюк сообщил Mind, что речь идет не о передаче, а об утверждении инвестиционного проекта этих причалов, заявки на который подали шесть компаний, включая и упомянутую European Agro Investment Ukraine.

Имущественная комиссия – первая стадия. Следующая и финальная – конкурс, который должен провести Фонд государственного имущества после изучения документации. Однако большинство собеседников уверены, что конкурс ФГИ лишь формально закрепит статус инвестора – European Agro Investment Ukraine.

Что представляют собой причалы?  Объектам более 50 лет и они в очень плохом состоянии. Через причал №9 перегружаются руда и рудный концентрат, его максимальная пропускная способность составляет 1 млн тонн в год, причал №7 работает с металлопрокатом и чугуном и может обрабатывать до 3 млн тонн продукции в год, проектная мощность причала №8 – 5 млн тонн, он на реконструкции. Причалы №7 и 9 тоже практически не работают. «Причалы в неудовлетворительном состоянии», – признает Юрий Лавренюк. По его словам, состояние причалов и стало причиной созыва имущественной комиссии и утверждения инвестиционного проекта. Источники Mind говорят, что инициатор этого инвестпроекта – именно European Agro Investment Ukraine.

Совокупная площадь открытых складских причалов №7 и 8 – около 36 000 кв. м, №9 – около 28 000 кв. м (суммарно с 10-м). Закрытых складов на территории этих объектов нет.  По информации Mind, имущественная комиссия МИУ согласовала для передачи в аренду около 10 га в тылу этих причалов.

В соответствии с Перспективно-инвестиционным планом развития ГП «МТП «Черноморск» планировалось, что к 2018 году на территории этих объектов инвестор построит зерновые перевалочные комплексы мощностью 2 млн и 4 млн тонн в год. 

Что обещает кандидат?  Впервые об интересе European Agro Investment Ukraine к портовым объектам стало известно летом прошлого года – ее представители презентовали в МИУ свой инвестиционный проект для причалов №7, 8 и 9 «Черноморска». По данным МТП «Черноморск», эта компания тогда подписала социальное соглашение о трудоустройстве 250 сотрудников порта. 

В газете порта ее представили, как «дочку» крупнейшей сельскохозяйственной компании European Agro Investment Companу, зарегистрированной в Торговой палате Нидерландов.  

Представители компании заявляли о намерении вложить $250 млн в создание «инновационного технологического современного проекта»: построить перегрузочный конкурс для зерновых и масличных, а также провести дноуглубительные работы.   

Деньги предполагалось привлечь у китайских инвесторов. Реализовать проект в компании обещали за три года. Инвестпроект с таким же уровнем инвестиций и сроками (два – пять лет) утвердили и на имущественной комиссии в МИУ в четверг, 30 ноября.  

Как сообщала в прошлом году местным СМИ Галина Бринзянник, директор European Agro Investment Ukraine, такие инвестиции дадут МТП «Черноморск» дополнительные 300 судозаходов и более 3,5 млн тонн грузооборота в год.  

Для сравнения: в прошлом году совокупный грузооборот порта достиг 15,9 млн тонн. В структуре общего грузооборота морских портов Украины по итогам 2016-го на МТП «Черноморск» и работающих там частных  стивидоров пришлось 12%.

Что официально известно об инвесторе?  В соответствии с данными Минюста, European Agro Investment Ukraine была создана в июне 2016 года. По данным аналитической системы YouControl, учредитель – European Agro Investment Companу, зарегистрированная в Нидерландах. О ее какой-либо значимой деятельности на мировом рынке сельхозпродукции ничего не известно. Размер уставного фонда материнской компании – 5 млн грн, конечный бенефициар – Оксана Шубко, проживающая в Киеве. Основной бизнес Оксаны Шубко – операции с недвижимостью.

Но есть среди ее активов и компания, связанная с сельским хозяйством, – через компанию «Ольвита» (которая находится в стадии банкротства) она владеет ООО «Агроаскент», которое специализируется на выращивании овощей и бахчевых. Позапрошлый год ООО «Агроаскент» закончило с убытком почти 460 000 грн. В 2015 году там работало два сотрудника.

Директор European Agro Investment Ukraine – Галина Бринзянник, ранее работала учителем в одной из школ Черноморска, а с 2007 по 2012 год была помощником народного депутата Евгения Сигала, соучредителя ЗАО «Комплекс Агромарс», второго по величине производителя курятины в Украине. У ЗАО «Комплекс Агромарс» полный цикл производства бройлеров – от выращивания зерновых до хранения и продажи готовой продукции. В земельном банке – около 35 000 га.

Что говорят на рынке? В МТП «Черноморск» сообщили Mind, что European Agro Investment Ukraine предоставила все необходимые документы, чтобы подтвердить серьезность намерений и принять участие в конкурсе ФГИ.

«Новость, мягко говоря, шокирующая. Представители этой компании (European Agro Investment Ukraine. – Mind) к нам обращались еще год назад, но мы им отказали. У нее не было ни инвестиций для развития причалов, ни контрактов с крупными грузоотправителями. О ней ничего не известно на рынке», – прокомментировал ситуацию Mind  источник в МИУ.

«Галина Бринзянник представляет уже третью или четвертую компанию, которая обращается в МИУ с инвестиционным проектом по этим причалам – первый раз она приходила от компании «Креатив» (в июне 2016 года Хозяйственный суд Киева начал процедуру банкротства частного акционерного общества «Креатив».  – Mind). Но каждый раз в министерстве этим компаниям отказывали – не было понятно, откуда инвесторы возьмут деньги на развитие причалов, кто находится в структуре собственников. Например, нам было важно, чтобы там не было российских компаний», – рассказывает экс-сотрудник МИУ.  

Участник рынка, знакомый c условиями договора, говорит, что сумма инвестиций не является обязательным условием для инвестора. «Если компания не вложит заявленные $250 млн, суд не сможет на этом основании разорвать с ней договор аренды», – отмечает собеседник Mind.

Зачем понадобились причалы? Собеседники издания говорят, что European Agro Investment Ukraine, скорее всего, выступит в роли посредника – сдаст эти причалы в субаренду или компанию перепродадут. По данным YouControl, основная деятельность потенциального инвестора  – предоставление в аренду и эксплуатацию недвижимости. «Скорее всего, эти причалы берут под трейдера, которому нужна собственная перевалка. Намного выгоднее взять в аренду причал, чем построить его с нуля», – рассуждает один из участников рынка. 

Так заходили в порты многие крупные профильные компании.  Например, в 2011 году компания Bunge приобрела компании «Гринтур-Экс» и «Химтранс-Украина», которые арендовали причалы №13 и 14 в Николаевском МТП (занимались перевалкой калия и минудобрений), – она перепрофилировала причалы под перегрузку зерновых. Сумма инвестиций в строительство производственно-перегрузочного комплекса, который включает завод по производству растительного масла, терминал по перевалке масла и зерна, составила около $280 млн.

Почему такой вариант может сработать? «Ни одна из крупных международных компаний не захочет рисковать своей репутацией. Международному инвестору проще купить компанию со всеми документами на договор аренды и немного переплатить, чем принимать участие в таких конкурсах», – считает один из участников рынка. 

Зерновые – единственный значимый вид груза, объемы перевалки которого через «Черноморск» выросли: по итогам 2016-го через порт отгрузили около 8 млн тонн зерновых, что почти на 35% больше, чем по итогам 2015 года.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно