Особая логика: как «Нафтогаз» борется с обвинениями в монополизме
И зачем включает в зону своего влияния газовый рынок ЕС

Монополия «Нафтогаза» на украинском газовом рынке – один из наиболее обсуждаемых вопросов, связанных с его деятельностью. Mind решил разобраться в нюансах политической дискуссии, развернувшейся в конце года, и выяснил, что за публичным спором о монополии скрывается другой вопрос, который является подоплекой в противостоянии НАК с правительством. В центре конфликта – разница в подходах к управлению госхолдингом. Если в «Нафтогазе» рассматривают компанию исключительно в контексте перспектив построения прибыльного бизнеса и привлечения инвесторов, то в Кабмине также акцентируют внимание на государственном статусе НАК, который предполагает не только ориентацию на прибыль, но и защиту интересов акционеров – населения.
Как это проявилось в споре о монополии «Нафтогаза»? И все-таки – «Нафтогаз» монополия или нет?
В ответ на заявления о доминировании компании на рынке «Нафтогаз» решил публично свести счеты с оппонентами и выложил на официальном сайте собственное исследование, результаты которого, по мнению его авторов, опровергают монопольное положение госхолдинга.
К чему апеллирует НАК? В сообщении «Нафтогаза» сделан акцент на том, что свое исследование компания провела «исходя из принципов и положений конкурентного законодательства Украины, Энергосообщества и ЕС». В поле зрения аналитиков НАК попал сегмент газового рынка, связанный с поставками газа по специальным обязательствам для потребностей населения, религиозных организаций и производителям тепловой энергии (на основе постановления Кабмина №187, которое предусматривает продажу газа по фиксированной цене).
В отчете говорится, что компанию обвиняют в «рыночном доминировании» из-за 100% доли на регулируемых рынках, которые имеют «общественную значимость», и приводятся аргументы для опровержения таких обвинений. Основной из них ссылается на «интеграцию украинского и европейского оптового рынков газа». Из-за чего в компании считают «релевантным рынком» для определения наличия у «Нафтогаза» доминирующего положения европейский оптовый рынок газа.
Таким образом, в своем раскладе НАК по собственной инициативе расширил границы антимонопольного исследования за пределы территории Украины. И теперь госхолдинг просит АМКУ опровергнуть или подтвердить обоснованность этого подхода и полученных на его основе выводов.
Что думают в Антимонопольном комитете? Официальный ответ на обращение «Нафтогаза» АМКУ еще не опубликовал. Но в комитете говорят о том, что анализ, представленный НАК, вызывает сомнения в соответствии требованиям украинского законодательства.
Собеседник Mind в АМКУ обратил внимание, что в комитете считают некорректным утверждение «Нафтогаза» об интеграции украинского и европейского газовых рынков как о свершившемся факте, который позволил расширить территориальные границы исследования, объединив в единое целое территорию Украины и ЕС. Газовый рынок в Украине находится в процессе реформы. Поэтому также ставится под сомнение использование требований европейского конкурентного законодательства при анализе ситуации на территории Украины. Но оно, безусловно, является ориентиром для рыночных преобразований, учитывая стратегию Украины на расширение сотрудничества с ЕС.
Общий алгоритм исследования монопольного положения компании на рынке:
1. Определение территориальных границ исследования (в пределах Украины, области, города).
2. Определение товарных границ (продукта, услуги, вида деятельности), в отношении которого АМКУ ведет исследование (в случае с «Нафтогазом» это может быть импорт газа, реализация газа, хранение газа, транспортировка и т. д.).
3. Определение границ смежных рынков – рынков, связанных с сопутствующей деятельностью компании, которые могут влиять на рыночное положение компании в исследуемом сегменте (например, «Укргаздобыча» добывает природный газ, а в процессе добычи получает также побочный продукт – сжатый газ, рынок которого будет смежным).
4. Определение временных границ антимонопольного расследования, то есть временного периода сбора и анализа актуальных данных для исследования (как правило, год).
5. Определение всех компаний – участников рынка, который является предметом исследования АМКУ, и их рыночной доли.
6. Использование методов для определения степени концентрации рынка. Например, расчет индекса Херфиндаля – Хиршмана, который определяет рыночную доминанту и позволяет сделать выводы об уровне монополизации рынка.
Данные: АМКУ
Хотя Евросоюз является объединением государств в общий рынок, на территории каждой отдельной страны ЕС за развитие конкуренции отвечают свои национальные регуляторы, которые руководствуются требованиями законодательства своей страны. Например, в Германии – это Федеральное ведомство по картелям (Bundeskartellamt, BKA), а в Польше – Управление по защите конкуренции и прав потребителей (Urząd Ochrony Konkurencji i Konsumentów, UOKiK).
Их аналогом в Украине выступает Антимонопольный комитет. Определяющую роль в его расследованиях в отношении компаний на украинском рынке играют нормы национального законодательства, а не европейского права, на которое ссылается «Нафтогаз» – государственный холдинг, зарегистрированный в Украине и деятельность которого регламентируется исключительно законами и нормативно-правовыми актами Украины.
Что спровоцировало «Нафтогаз» опубликовать отчет с весьма спорными аргументами? Очевидно, в госхолдинге понимали, что АМКУ подвергнет критике их частную позицию, и даже призвали публично высказаться по этому поводу. Но официальную реакцию АМКУ ждать придется долго – вопрос политический.
«Не мы начали этот спор, пусть выкручиваются. Пусть теперь АМКУ попробует заявить, что Украина – это еще не Европа!» – позлорадствовал собеседник Mind в «Нафтогазе».
В октябре глава АМКУ Юрий Терентьев заявил о доминировании «Нафтогаза» на газовом рынке и отметил, что газовый рынок в Украине создан неконкурентным искусственно, посредством принятия специфических регуляторных актов.
В августе монопольное положение «Нафтогаза» раскритиковали также в Энергосообществе. Но потом здесь решили не развивать дискуссию.
Как «вычисляют» монополиста? Основная проблема НАК в вопросе о монополии связана с тем, что объемы газа, необходимые для обеспечения нужд населения, бюджетных и религиозных организаций по регулируемым ценам, включаются в общий объем реализации газа компании. Эти обязательства «Нафтогаз» получил по инициативе Кабмина. Поскольку цены в этом сегменте регулируются государством, независимых поставщиков он не привлекает. В случае с поставками теплокоммунэнерго возникает также проблема неплатежей. А продажи газа населению даже на фоне роста цен закрыты для частного бизнеса из-за монополии Group DF Дмитрия Фирташа в распределении газа. Поэтому и «Нафтогаз» не может выйти на прямую реализацию газа населению, поставки которого на облгазы также не входят в объем лицензии госхолдинга.
Учитывая эти обстоятельства, собеседник Mind на рынке сделал вывод, что «вопрос монополии «Нафтогаза» – очень гнилой вопрос, особенно для АМКУ, учитывая то, что комитет ничего не делает с монополией Group DF в распределении газа».
Обвинения в монопольном положении на рынке сопровождают «Нафтогаз» постоянно, несмотря на социальные функции, которые компания выполняет при поставках газа населению, бюджетным организациям и теплокоммунэнерго за счет заниженных цен, диктуемых государством. С течением времени ситуация не меняется.
Но в истории «Нафтогаза» десять лет назад был прецедент, когда от обвинений в монополии компания смогла защититься на некоторый срок благодаря элегантному решению, а не изощренным публичным спорам, в которых рискуют запутаться все причастные стороны. Политический расклад тогда поспособствовал тому, что АМКУ написал письмо с выводами, что госхолдинг и его дочерние компании не являются монополистами. К такому заключению комитет пришел после того, как прислушался к аргументам ТД «Газ Украины» и исключил объемы газа для поставок населению, бюджетникам и ТКЭ из своего исследования о положении «Нафтогаза» на рынке.
Этот эпизод остался в прошлом. А «Нафтогаз» теперь ищет модель для своего бизнеса, которая станет привлекательной для иностранных инвесторов. Стратегия, которую лоббирует предправления НАК Андрей Коболев, предусматривает продажу части акций на бирже. Если НАК продолжит заниматься поставками газа по специальным обязательствам, регулируемым государством, ценность этой идеи упадет.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].