Заболело в мире
18,364,694
Умерло в мире
695,848
Вылечилось в мире
10,965,634
Заболело в Украине
74,219
Умерло в Украине
1,764
Вылечилось в Украине
40,613
Пищевая пандемия: совместимы ли продовольственная и медицинская безопасность

Пищевая пандемия: совместимы ли продовольственная и медицинская безопасность

Будет ли у потребителя доступ к пище, а у бизнеса – развитие в условиях распространения коронавируса

Этот материал также доступен на украинском
Пищевая пандемия: совместимы ли продовольственная и медицинская безопасность

Согласно заявлениям ФАО, пандемия COVID-19 влияет на пищевую систему и продовольственную безопасность во всем мире. Совместные усилия власти и бизнеса должны быть направлены на обеспечение ритмичных поставок и обеспечение населения, в том числе социально незащищенных его слоев, качественной продовольственной продукцией. Достижима ли эта цель в Украине?

Ажиотаж закупок товаров, который наблюдался накануне и в первые дни карантина, постепенно улегся. Причины всплеска спроса на гречку и туалетную бумагу имели сугубо психологический характер.

«Паника – это отзвук прошлого, когда наши предки голодали. Украина – аграрное государство, поэтому оснований для паники нет», – считает председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский.

Но в увеличении объема потребительских закупок было и рациональное зерно. «Люди стали больше покупать не потому, что «нечего будет есть». В первые дни карантина потребители купили больше продуктов, чтобы потом меньше выходить в магазины», – считает зампредседателя правления Украинской кооперативной федерации Зиновий Свереда.

Стоит ли опасаться дефицита продовольствия? Сейчас больше всего беспокойство вызывает повышенная активность экспорта продовольственной пшеницы. Как сообщал Mind, темпы внешней торговли достигли 48 млн тонн зерна и значительно превышают прошлогодние. Дельта составляет 8 млн тонн, из которых более половины (+4,5 млн тонн, в общем 18 млн тонн) – это прирост экспорта пшеницы.

Исходя из прогноза снижения урожая в 2020 году, активный экспорт может стать проблемой в будущем сезоне – хлебопекарные ассоциации уже призвали правительство притормозить торговлю и создать стратегический запас зерна, пока оно еще есть на внутреннем рынке. Однако учитывая то, что среди экспортеров зерна – Государственная продовольственная зерновая корпорация и Западная агропроизводственная компания, где до недавнего времени работал министр экономики Игорь Петрашко, зерновой экспорт не уменьшается до сих пор.

При этом в ситуации, когда гривна дешевеет, экономика сползает в кризис, а покупатель уже жалуется на резкое подорожание продовольственных товаров, разумный баланс цен на них имеет первостепенное значение.

Что происходит с ценами? В молочной отрасли весенние месяцы – традиционный период наращивания предложения. По оценкам Вадима Чагаровского, весной больше молочного сырья, цены на него снижаются, а значит, отсутствуют основания для подорожания молока и молочных продуктов.

Кроме того, на украинском рынке молока, собственно, как и на мировом, сейчас происходит ослабление спроса на молочную продукцию. Продолжительность этого тренда будет зависеть от того, как надолго затянется карантин, и от покупательной способности потребителей.

«Перекроила» эпидемия коронавируса и спрос украинцев на мясную продукцию. «Все наши предприятия, которые не планировали останавливать производство на период карантина, работают, но опасаются необоснованного роста цен на сырье, потому что это сразу будет сигналом для рынка к уменьшению потребления мяса», – говорит исполнительный директор Ассоциации «Мясной отрасли» Николай Бабенко. По его словам, своеобразная «репетиция» уже состоялась: после объявления карантина несколько свинокомплексов необоснованно подняли цены с 45 до 52 грн/кг, вслед за ними последовали и остальные промышленные свиноводы. Мясоперерабатывающие предприятия не могли держать цену себе в убыток – и тоже вынуждены были поднять цены.

В то же время производители курятины снизили цены на свою продукцию. Последствия этих процессов очевидны: за первые три недели карантина на 30% упали объемы потребления/продажи/забоя свиней и на 20% выросли продажи курятины. В дальнейшем, после падения спроса со стороны предприятий мясоперерабатывающей отрасли на свиней, цена на них постепенно снизилась и в некоторых областях Украины достигла уровня 40 грн/кг. В результате спрос потребителей мяса на свинину упал.

По словам Бабенко, перерабатывающие предприятия вынуждены платить более высокую цену свинокомплексам за риск еще большего сокращения численности свиней и появления дефицита свинины. «За прошедшие пять лет свинина потеряла первое место на отечественном рынке потребления мяса, среднегодовое ее потребления  уменьшилось с 25 кг до 14 кг, поголовье свиней сократилось, только по официальной статистике, более чем на 2 млн голов, ежегодно 500 предприятий прекращают заниматься свиноводством», – рассказал эксперт.

Можно ли преодолеть ценовые скачки? На стоимость некоторых продуктов влияют логистические проблемы, в частности несколько усложнилась дорога на работу работников мясоперерабатывающих предприятий. Бизнесу пришлось больше рассчитывать на частный и специально арендованный для доставки персонала транспорт, а это повлекло за собой дополнительные расходы.

Поставка продукции в торговые сети происходит сейчас в обычном режиме.

Торговая логистика молочных и хлебных предприятий остается практически без изменений. В начале карантина были некоторые проблемы по доставке персонала на логистические склады из-за введения пропусков.

Тем не менее ситуация с ценами остается непрогнозируемой из-за сомнительной эффективность работы Антимонопольного комитета. «Меня удивляет, что в Европе и в Америке бизнес идет навстречу людям и часто снижает цены, а у нас их повышают максимально. В форс-мажоре мало экономической целесообразности, а есть спекуляция. Я – за максимально свободный, но ответственный рынок, в том числе при форс-мажорных обстоятельствах. Поскольку же их провозглашает государство, то оно тоже должно принять участие в регулировании и ценовой политике», – считает Зиновий Свереда.

По его мнению, сейчас необходимо формировать активные общественные советы по контролю за ценами при каждой ОТО, в каждом селе и городе, а также развивать ассоциации местных потребителей. «Я – за свободу предпринимательства, но когда людей переводят на самоизоляцию без гарантий оплаты, то это преступление», – считает эксперт. И добавляет: Украине в этом контексте не хватает европейского закона о малом бизнесе и четко прописанных параметров добавленной стоимости, применяемых в ЕС.

В общем карантинные ограничения ощутимо уменьшили платежеспособность населения. И это при том, что даже до коронакризиса среднегодовое потребление молока и мяса украинцами было вдвое меньше минимальной биологической нормы и уровня потребления в других странах Европы. А в нынешней ситуации повышение цены на базовые продукты – молоко и мясо – рискует привести к новым социально-экономическим проблемам. «К счастью, у бизнеса в животноводстве есть большой резерв снижения себестоимости, и на этом должна строиться ценовая политика», – отметил Николай Бабенко.

Как дела с качеством продукции? По словам Вадима Чагаровского, некачественную и опасную продукцию производят предприятия-фальсификаторы, которые сбывают свои товары на оптовых рынках, в небольших магазинах. В период карантина из-за ограничений на торговлю в таких точках продаж снижается реализация молокосодержащей продукции низкого качества. Население отдает предпочтение более качественным и безопасным товарам больших молокоперерабатывающих предприятий, превалирующих на отечественном рынке.

Как отметил Николай Бабенко, известные переработчики, которые вложили значительные инвестиции в производство и получили все сертификаты, очевидно, не заинтересованы потерять доверие к своим брендам. В то же время в мясной отрасли существует другая сторона перерабатывающего бизнеса – нелегальные бойни и цеха. Это те производства, которые скупают даже свиней, инфицированных АЧС. Чтобы защитить потребителя от таких нечестных переработчиков, необходимо вмешательство государства.

Государство должно не только осуществлять контроль за недобросовестными производителями, но и сыграть свою роль в оказании помощи игрокам,  работающим «в белую».

«Самым эффективным механизмом госпомощи и для производителя, и для переработчика мы считаем компенсацию процентов по кредитам банков для бизнеса», – сказал Николай Бабенко. По его мнению, такая схема, во-первых, будет лишена коррупционной составляющей, потому что банк иначе относится к выделению средств, чем государственные органы, а во-вторых, повысится ответственность бизнеса, потому что он будет брать средства более взвешенно и тратить их эффективнее. «Кроме того, необходимо хотя бы на девятый год распространение африканской чумы свиней запустить механизм компенсаций свинокомплексам за вынужденно уничтоженных животных, ведь АЧС в случае официального сообщения о ней делает свинокомплекс банкротом», – отметил эксперт.

Вадим Чагаровский предлагает задействовать интервенционный механизм для закупки сливочного масла и сухого обезжиренного молока. По его мнению, следует осуществлять государственные закупки молочных продуктов для Вооруженных Сил Украины, пенитенциарной службы, учреждений Министерства здравоохранения только у предприятий – производителей молочной продукции. Необходимо подписать меморандум между производителями, торговыми сетями и Министерством экономики об улучшении взаимодействия, а также усилить борьбу с фальсификацией молочных продуктов и принять решение о субсидировании сектора молочных продуктов.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате