Итоги-2017: электроэнергия превращается в дорогое удовольствие
Какие наработки уходящего года наиболее ощутимо скажутся на жизни отрасли и потребителей в обозримом будущем

2017 год в энергетике продемонстрировал, как сложно реформировать отдельно взятую стратегическую отрасль без проведения реформы власти. Изжившая себя олигархическая модель государственности пытается приспособить новые правила игры под интересы энергомонополий. Скандалы вокруг работы НКРЭКУ, формулы «Роттердам +» или предложенных нацкомиссией ставок RAB-регулирования для облэнерго свидетельствуют, что интересы потребителя пока остаются на последнем месте.
C другой стороны, не следует сбрасывать со счетов и факт многолетнего недофинансирования сектора, что привело к его технической и технологической отсталости в сравнении с европейской энергетикой. Отрасль безусловно требует денег. Вопрос только, кто проконтролирует их использование и сколько смогут заплатить?
Общий вывод на сегодняшний день неутешителен: в энергетике продолжается процесс перманентного роста тарифов на фоне ограниченной платежеспособности потребителя, а сама отрасль предсказуемо превращается в тормоз социально-экономического развития страны.
Ценовая динамика. Уходящий год оказался для потребителей электричества в ценовом плане стабильным. Тарифы на киловатт-час для небытового сектора повысились несущественно. К примеру, если в январе цена киловатт-часа для потребителей первого класса напряжения Днепропетровской области составляла 1,39 грн, а второго – 1,63 грн, то к декабрю эти цифры возросли до 1,41 и 1,64 грн соответственно. Схожая динамика наблюдается и в остальных регионах. В декабре разброс розничных тарифов по областям колеблется от 1,35 до 1,72 грн – на первом классе, и от 1,39 до 2,24 грн – на втором.
Относительное ценовое затишье стало возможным благодаря высокой восходящей динамике предыдущих лет. В частности, за период с 2010 по 2015 год средневзвешенный тариф на электричество для промпотребителей в Украине вырос с 0,598 грн до 1,31 грн за 1 кВт-час.
Как ранее сообщал Mind, в 2016 году усредненный розничный тариф на киловатт-час для средних предприятий в странах ЕС составил 8,14 евроцентов. То есть на сегодняшний день некрупные украинские предприятия из аграрных областей (где тариф выше, чем в индустриальных) уже почти достигли европейского ценового уровня в оплате электричества.
Однако благополучный период тарифной стабильности для промышленных потребителей заканчивается вместе с 2017 годом. 27 декабря НКРЭКУ повысила прогнозную оптовую цену электричества на І квартал 2018 года на 9,5% – до 1,49 грн, с последующим ее увеличением в следующие три квартала еще на 6,1% – до 1,58 грн.
Свое решение НКРЭКУ обосновывает инфляционной, курсовой и топливной составляющими, повышением зарплат для энергетиков, и, как следствие, увеличением цены электроэнергии для всех генерирующих компаний и НЭК «Укрэнерго».
В частности, электричество тепловых генкомпаний подорожает на 16% вследствие повышения индикативной цены угля на 25,8% – до $83,08 за тонну. Индикативная цена рассчитывается на основе средневзвешенной цены европейского угольного рынка за период с декабря 2016-го по ноябрь 2017 года, а ее рост продиктован восходящим трендом европейских бирж в апреле – октябре этого года. Именно среднегодовой показатель ценового индекса API 2 на условиях CIF ARA (гавани Амстердама, Роттердама и Антверпена) и закладывается в основу формулы «Роттердам +», по которой НКРЭКУ определяет цену угля в тарифах отечественной тепловой генерации.
В 2018-м рост оптовой цены для небытовых потребителей будет означать увеличение розничных тарифов на киловатт-час примерно на 10%. Для населения возможность повышения цены киловатт-часа в следующем году пока официально не рассматривалась.
Основные конфликты года
«Роттердам+». Действующая формула ценообразования на уголь и электроэнергию ТЭС вызвала острую критику со стороны ряда экспертов, которая вылилась на протяжении 2017 года в бесконечный медийный сериал «Роттердам+». Само слово «Роттердам» к осени превратилось в своеобразный бренд борьбы с олигархами, который взяли на вооружение политики.
Привязка цены отечественного угля к импортному паритету действительно выглядит нелогичной, если учесть, что за 10 месяцев этого года на ТЭС и ТЭЦ было поставлено 18,2 млн тонн угля всех марок, из которого импортного – лишь 2,2 млн тонн. Ранее ожидалось, что по итогам 2017 года общий объем импорта антрацита в Украину из России, ЮАР и США составит около 4,5 млн тонн. Это тот объем, который должен частично компенсировать потерю Украиной антрацитовых шахт на НКТ вследствие блокады.
Возникает закономерный вопрос: а какова реальная себестоимость украинского угля и какой должна быть его цена с учетом необходимости обновления производственных фондов, а также наращивания добычи углей газовой группы вместо утраченного антрацита?
Получить ответ на этот вопрос крайне сложно, если учесть, что коммерческая группа ДТЭК контролирует на сегодня в стране 88% добычи энергетических углей и 83% производства тепловой электроэнергии, не имея при этом статуса фактического монополиста. Тариф на электроэнергию ТЭС учитывает индикативную цену угля, однако структуры самого энергохолдинга Рината Ахметова могут покупать продукцию у своих шахт по цене, к примеру, 1500 грн за тонну.
С приватизацией тепловой генерации и угольных предприятий во времена президента Виктора Януковича государство утратило инструменты контроля над сферой ценообразования в угольной энергетике при отсутствии каких-либо ценосдерживающих механизмов в отрасли.
Паралич НКРЭКУ. В сложившихся условиях эксперты начали искать выход в создании независимой НКРЭКУ. Особая надежда возлагалась на обновление состава членов нацкомиссии в соответствии с законом об НКРЭКУ, что помогло бы отрасли избавиться от тех регуляторов, которые подозревались в работе на интересы Ахметова и президента Порошенко. Как известно, обновить состав с первого раза не получилось. Закон оказался не лишенным недостатков. Он упразднил монопольное назначение членов комиссии со стороны президента, однако не предусмотрел ответственности высших органов власти (президент, Верховная Рада и Кабмин) за своевременное назначение членов конкурсной комиссии по отбору новых кандидатов в члены НКРЭКУ. В результате работа комиссии в ноябре – декабре оказалась на месяц заблокированной.
Выход был найден только путем внесения изменений в закон об НКРЭКУ, в соответствии с которыми президент получил право назначать временных членов нацкомиссии до завершения их конкурсного отбора, но на срок не более трех месяцев. У отрасли появился шанс на стабильную работу регулятора в том случае, если «коррупционные силы» не преподнесут очередных сюрпризов в виде задержки и срыва конкурсов.
Реформа года. Впрочем, существует еще один, более надежный способ, как избавиться от «Роттердам+». Для этого нужно реализовать в установленные сроки положения закона «О рынке электрической энергии». 11 июня 2017 года Украина вступила в подготовительный этап создания конкурентного энергорынка, который должен заработать с 1 июля 2019-го. Успеть выполнить к намеченной законом дате полный объем подготовительных мероприятий крайне сложно. Однако если удастся завершить работы в срок, через полтора года страна получит качественно иную модель, при которой НКРЭКУ уже не будет административно устанавливать тарифы в конкурентных сегментах.
Да, переход к конкурентному рынку затруднен неблагоприятными факторами в виде критической монополизации энергетической отрасли и изолированности украинской энергосистемы от ENTSO-E вплоть до 2025 года. Однако сам процесс подтолкнет отрасль к решению многолетних проблем в виде миллиардных долгов, искаженных ценовых стимулов, неплательщиков, перекрестных субсидий и т. д. и расчистит площадку для возможности инвестиционного и инновационного развития отрасли.

Сделка года. В отсутствие большой приватизации единственной заметной сделкой на рынке стало приобретение группой СКМ в августе по 25% акций компаний «Днепро-», «Захид-» и «Киевэнерго», а также «Днепробл-» и «Донецкоблэнерго». Таким образом, империя Ахметова обезопасила себя от возможных будущих рисков в энергокомпаниях, контрольные пакеты которых принадлежат ДТЭК.
Сам факт участия СКМ в приватизационных конкурсах вместо ДТЭК был расценен экспертами как попытка защитить энергохолдинг от репутационных рисков на фоне скандала с «Роттердам+», поскольку могли последовать упреки общественности в использовании энергохолдингом дополнительных средств не на наращивание угледобычи, а на скупку энергетических активов.
Впрочем, в ноябре уже сам ДТЭК произвел перекрестный выкуп у СКМ акций трех энергомашиностроительных предприятий. Это небезызвестные на рынке «Горные машины», Дружковский машиностроительный завод и «Свет Шахтера». Эти предприятия производят горно-шахтное оборудование и, помимо украинского рынка, имеют представительства и сбытовые компании в России, Казахстане, Беларуси, Польше, Вьетнаме.
Государство и отрасль. 18 августа 2017 года Кабинет министров своим распоряжением №605-р утвердил очередной вариант Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года. Документ прогнозирует годовое производство электроэнергии в стране к 2035 году на уровне 195 млрд кВт-час. В более приближенной перспективе, к 2020 году, выработка должна составить 164 млрд кВт-час, что примерно соответствует уровню 2015 года.
Остается загадкой, каким образом разработчики стратегии спрогнозировали производство электричества к 2035-му, не имея на руках ни плана экономического развития страны, ни приблизительного понимания будущей структуры ВВП национальной экономики.
В стратегии также отсутствуют расчеты необходимых инвестиционных вложений в отрасль, которая характеризуется высокой степенью износа основных фондов и технологической отсталостью. Ранее подобные прогнозы пытались делать специалисты НЭК «Укрэнерго» в своих 10-летних планах развития энергосистемы.
В частности, в плане НЭК от 2016 года, общая 10-летняя потребность в инвестициях только со стороны генерации и магистральных электросетей составляла порядка 500 млрд грн. Это почти 50 млрд грн в год. Для сравнения: за 11 месяцев 2017 года потребителям отпущено электроэнергии на 149,2 млрд грн. При этом энергокомпании, которые входят в сферу управления Минэнергоугля, освоили за этот период 10,6 млрд грн капитальных вложений.
Даже из приведенных цифр несложно вывести три ключевых стратегических вопроса энергетической отрасли, ответов на которые пока не существует:
- На какой потребительский спрос ориентироваться в средне- и долгосрочной перспективе?
- Какова реальная потребность сектора в инвестициях и каким образом их привлечь?
- Где та ценовая грань между инвестпотребностями отрасли и платежеспособностью потребителей, которая обеспечит эластичность спроса?
Риски-2018. Основной риск – 50%-й ценовой рост в сетях. Несмотря на мощную раскрутку сериала «Роттердам+», основная угроза для потребительского кошелька в 2018 году затаилась не в угольных шахтах, а в электросетях. Речь идет о грядущем переходе облэнерго на RAB-регулирование и стимулирующее тарифообразование.
В частности, постановлением НКРЭКУ №972 от 27 июля 2017 года, установлены ставки доходности энергопоставщиков при переходе к стимулирующему тарифообразованию на уровне 12,5% как на старую, так и на новую базу активов. Такой доход на старые переоцененные фонды считают чрезмерно завышенным даже представители самих облэнерго.
Во-первых, ставка в 12,5% в разы повысит тарифы на передачу электроэнергии и приведет к 50%-му удорожанию конечного розничного тарифа на киловатт-час для потребителя. Даже «Роттердам+» на этом фоне меркнет.
Во-вторых, сами энергопоставщики просто не смогут освоить огромные потоки хлынувших на них денег, а поставщики энергетического оборудования и услуг резко взвинтят цены.
Впрочем, газета «Урядовий кур’єр» постановление №972 пока не опубликовала. Поэтому у будущего обновленного состава НКРЭКУ в следующем году остаются шансы успеть отозвать документ и внести в него нужные коррективы.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].