Мелкие хищники: что ждет сектор микрокредитования в Украине
И с чем связан рост стоимости потребительских кредитов

Разруха в банковском секторе после избирательных «санитарных» усилий со стороны государства сформировала условия для стремительного увеличения спроса на небанковское кредитование. Однако невидимая рука рынка не пожелала сбалансировать развитие этого сегмента ни через конкуренцию, ни через дефолты заемщиков. Государство также не спешило вмешиваться. В результате в Украине установлен очередной антирекорд – стоимость отдельных займов финкомпаний достигла 1620% годовых, тогда как у банков – около 200%.
Вгоняя в долги. Финкомпании объясняют, что высокая стоимость потребительских микрокредитов и кредитов «до зарплаты» (pay day loans – PDL) связана, среди прочего, со значительными административными расходами при их оформлении на фоне небольшого размера самих операций. Отсутствие обеспечения, быстрое предоставление займа и высокие риски невозврата также раздувают совокупную стоимость такой услуги.
Однако, если к этому добавляется недобросовестность кредиторов, стоимость займов многократно превышает финансовый потенциал заемщиков, которым зачастую даже не сообщают реальную стоимость соответствующей услуги. В результате применения такой практики домохозяйства сползают в долговую яму, несмотря на попытки перекредитоваться или пролонгировать обязательства.
«При тех ставках, которые есть, вы – генератор бедности… Вы вычерпываете у домохозяйств те средства, которые они зарабатывают в другом месте», – обозначил сформировавшуюся проблему глава правления Центра развития рыночной экономики Юрий Прозоров в Киеве, в ходе первой всеукраинской конференции для микрофинансовых компаний Ukrainian MFO Summit 2018.
Финансовый эксперт подчеркнул, что в Украине микрокредитование не выполняет какой–либо социальной функции, хотя соответствующий опыт уже наработан в других странах.
Эволюция или принудительная селекция? По словам руководителя Центра развития рыночной экономики, сформулировать свою общую социальную цель микрофинансовые компании должны самостоятельно – через инструменты самоорганизации: запоздалые ограничительные усилия со стороны государства могут оказаться неэффективными.
Процентные ставки по PDL*
Компания (О/Ф)** |
Процентная ставка в годовом исчислении (APR) |
Штрафные санкции |
Кредит Маркет***(О/Ф) |
230% |
Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ плюс неустойка 100–350 грн |
Ccloan (О) |
478,8% |
Пеня 3% от суммы просрочки ежедневно |
Mycredit (О) |
305%**** и 584% |
Пеня 2% ежедневно |
KLTCredit (О) |
591% |
Проценты 3% от суммы просрочки ежедневно + штраф 50% от суммы займа |
MoneyVeo (О) |
620% |
Пеня 3% от остатка суммы кредита ежедневно |
Компаньйон Фінанс (О/Ф) |
675% |
Пеня 2,5% от суммы прос рочки ежедневно + штраф 200 грн |
CreditON (О) |
693,5% |
Пеня 1% ежедневно |
TOP Credit (О) |
693,5% |
Пеня 1% ежедневно |
Кеш Поинт (Ф) |
705,7% |
Пеня 3,5% ежедневно |
Швидко гроші (О/Ф) |
730% |
Пеня 2% в первый день, увеличивается на 2% ежедневно |
Ваша готівочка (О/Ф) |
730% |
Ставка/пеня 2,5% в день + 100 грн |
Кредит Кафе (Ф) |
730% |
Пеня 2% ежедневно |
* кредиты до 30 дней
** О – онлайн, Ф – офлайн
*** кредиты сроком 3–36 месяцев
**** для студентов
Данные: проект USAID «Трансформация финансового сектора»
Поддерживая дискуссию в рамках саммита, организованного компанией BankOnline, руководитель юридического департамента проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Татьяна Грищенко высказала мнение, что усиление госрегулирования этой части рынка неизбежно: надежды на его эволюционное развитие в цивилизованном направлении не оправдались.
«Если есть определенные пробелы в нормах и правилах, которые оставляют потребителей уязвимыми к недобросовестным действиям со стороны кредитодателей, то регуляторы не могут оставлять этот сектор вне своего внимания», – сказала она.
Мировой опыт. Среди причин для регулирования Грищенко отметила избыточное долговое бремя клиентов и необходимость установления единых требований к предоставлению таких услуг.
В числе примеров регулирования эксперт отметила практику введения требования к рекламе: ограничений каналов/времени/содержания. Кроме того, государственные регуляторы могут вводить запреты на push marketing и ночное онлайн-кредитование.
Татьяна Грищенко напоминает, что имеется интересный опыт Грузии, где с 2017 года процентная ставка не может превышать 100% от суммы займа (планируют дополнительное снижение до 50%), а проценты и штрафы – 150%.
В Великобритании с 2015 года процентная ставка по таким кредитам ограничена уровнем 0,8% в день: общая сумма выплат допускается лишь до 100% от суммы займа. Литва с 2015 года ограничила процентную ставку на уровне 75%, а общую стоимость со штрафами – 100% от суммы займа. При этом все больше внимания к работе кредиторов по проверке кредитоспособности. В той же Литве действует ограничение обязательств по займам в размере 40% от месячных доходов заемщика.
По мнению Прозорова, в Украине необходимо принять закон о микрокредитовании, но следовать за опытом введения кредитных потолков не стоит. Такой шаг, по его словам, приведет лишь к навязыванию клиентам новых услуг (например, страхования) для обеспечения той же высокой прибыльности. «Инновации, которые есть сейчас – они бегут быстрее регулирования», – подчеркнул он.
Закон суров, но не всегда. Вступивший год назад в силу закон о потребительском кредитовании нуждается в усовершенствовании: он не предусматривает конкретных санкций к нарушителям правил и не распространяется на суммы ниже уровня минимальной зарплаты.
Отличия в регулировании
|
кредиты, подпадающие под действие закона о потребкредитовании |
кредиты, не подпадающие под действие закона о потребкредитовании |
реальная годовая процентная ставка |
в рекламных материалах, паспорте, договоре |
нет требования – только по стоимости услуги |
письменная информация, перед договором |
стандартизированный паспорт потребкредита с детальной информацией |
ограниченный объем информации согласно статье 12 закона о финуслугах |
запрет на одностороннее изменение договора |
всех условий |
только размера процентной ставки/платежей |
ограничение размера ответственности заемщика |
пеня 15% от суммы просрочки, штраф и пеня – 50% от суммы кредита |
пеня/штраф более 50% от суммы кредита может рассматриваться как несправедливое условие по статье 18 закона о защите прав потребителей |
Данные: проект USAID «Трансформация финансового сектора»
Член Нацкомфинуслуг Александр Залетов констатирует, что в первом квартале текущего года небанковские финансовые учреждения заплатили налогов на 8% больше, чем банки. Вместе с тем он признает, что надвигается увеличение количества жалоб потребителей микрокредитов.
«Мы понимаем, что неизбежно нас ожидает увеличение жалоб от потребителей на кредиты, которые они не смогут нести. Это видно из исследований и нашей жизни, потому что возможность быстро взять деньги приводит к дополнительным расходам», – подчеркивает он.
В связи с этим Залетов поддерживает необходимость принятия закона о финансовом омбудсмене.
Кроме того, по его словам, Нацкомфинуслуг работает над усилением требований к деловой репутации, ответственности руководителей и собственников финучреждений, а также готовит изменения процедуры приобретения значительного участия в капитале финкомпаний.
Спрос рождает предложение. Отложенный из-за кризиса спрос на потребительские товары возвращается на рынок и формирует высокие темпы роста небанковского микрокредитования. Из 30 ключевых компаний в этом секторе половина предоставляют кредиты лишь в онлайне, вторая – в онлайне и через сеть из 1900 отделений.
«Видим значительный рост такой финансовой услуги, как предоставление средств взаем, в том числе на условиях финансового кредита – за 2017 год прирост на 366%», – отмечает представитель USAID.
При этом, согласно ее данным, объем предоставления займов ломбардами за прошлый год сократился на 2%, а объемы банковского кредитования физлиц выросли лишь на 9%.
И это – несмотря на то, что в опросах 73% украинцев заявляют, что кредит можно брать только в случае крайней необходимости или лучше вообще не брать ни при каких обстоятельствах.
Смартфон – двигатель торговли. Руководитель отдела исследований в области финансов и розничной торговли компании GfK Ukraine Лидия Кулыба сообщила, что согласно опросам по итогам первого квартала текущего года непогашенные краткосрочные банковские и небанковские кредиты имелись у 7,4% населения, а долгосрочные – лишь у 0,4%: по итогам года эти показатели могут выйти к уровню 6,2% и 0,9% соответственно.
«В качестве потенциального сегмента стоит обратить внимание на аудиторию affluent (доходы более 13 000 грн в месяц. – Mind) со стабильным уровнем достатка, которые работают неофициально (у них могут возникать потребности в кракосрочных кредитах, но банки с ними не хотят сотрудничать)», – советуют в GFK.
Согласно подсчетам компании, банки остаются основным местом оформления кредитов, но все же 1% пользователей и 3% в сегменте affluent получают кредиты в небанковских финучреждениях.
Руководитель отдела GfK также добавила, что в Украине интернет используют уже 61% населения и 44% имеют смартфоны – пенетрация этих технологий растет. Люди готовы платить по-новому, но розничный бизнес не всегда поспевает за изменениями: по итогам 2017 года лишь 42% розничных предприятий давали населению возможность безналичных расчетов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].