CEO Token0x: «Если хотите инвестировать в криптопроекты, придется стать математиком»
Андрей Стехно – о том, какие риски стоит учесть, покупая токены во время ICO, и почему нужно инвестировать не в криптовалюту, а в ее понимание

В прошлом году проекты на блокчейне из разных стран провели ICO на $4 млрд. Годом ранее таким образом стартапам удалось собрать в общей сложности всего $96 млн. Такой резкий скачок можно объяснить скорее гонкой инвесторов за быстрыми деньгами, чем объективным развитием рынка. Немалый вклад в хайп добавила легкодоступность инвестиций: купить токены можно, обладая любым объемом средств.
Украинские проекты в 2017-м заняли третье место в Европе по числу стартапов, выходящих на ICO. Причем, если раньше для сбора средств стартапам нужно было получить посевные инвестиции от бизнес-ангелов, а затем выпускать акции для выхода на фондовый рынок, то теперь процедура намного упростилась – можно выпустить собственные токены, и каждый, у кого есть хотя бы $100, может вложить их в проект.
Правда, построить рынок на чистом доверии оказалось не так просто. Не все проекты способны реализовать заявленную бизнес-модель и двигаться согласно озвученной ранее "дорожной карте". Соответственно, стоимость токенов такого проекта падает, ставя под сомнение оправданность инвестиций в него.
Поэтому в 2018 году инвесторы стали более критично подходить к выбору проектов для инвестирования и детальнее разбираться в том, за счет чего возможен рост стоимости токенов. Актуальным стал и вопрос возврата средства в случае, если удачного старта бизнеса не произойдет.
CEO платформы Token0x Андрей Стехно разработал систему сбора средств для стартапов, при котором команды смогут получать деньги по мере движения по "дорожной карте". Как говорит сам Андрей, это будет стимулировать команды к работе лучше, чем если выплатить им все необходимые для реализации проекта средства сразу. В интервью Mind Андрей Стехно рассказал, как не вложиться в скам-проект, во всех ли White paper (техническом и финансовом описании проекта) есть технические ошибки, и какие характеристики станут ключевыми в ICO нового поколения.
Андрей Стехно больше 10 лет работает в ИТ-разработке. Создатель децентрализированной платформы для токенизации Token0x.io и мультивалютного криптокошелька ethnamed.io, который может отправлять криптовалюту электронной почтой или оплачивать товары прямо на сайте.
Напомним, Андрей Стехно будет участвовать в Mind.Club с докладом, посвященным внедрению технологии блокчейн в традиционных отраслях экономики. Заседание Mind.Club состоится 13 сентября, мы будем анализировать реалии и перспективы внедрения блокчейн-технологии в финансовом, юридическом и логистическом секторах. Узнать больше о событии и зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь.
– Вы недавно запустили блокчейн-платформу Token0x, которая будет помогать проектам выходить на IСО. Вы уже проводили анализ рынка проектов?
– Мы были первой платформой для выхода на ICO. Это может подтвердить даже поиск в Google: забейте «ICO platform» – и вы увидите нас первыми. Token0x появился как следствие развития проекта Blockstarter и других наших технологий. Мы анализируем все проекты, которые к нам обращаются. До апреля 2017 года мы изучали все проекты. После мая-2017 по всем проектам, которые выходили на ICO, сложно было даже прочесть документацию. Это одна из причин, почему появился такой документ, как One pager, которого ранее не было в индустрии IСО.
– Почему вы выбрали такое название? Не боитесь, что вас будут путать с 0xProtocol (протокол для разработки децентрализованных приложений для обмена токенов на блокчейне ethereum. – Mind)?
– Иногда путают, нам не привыкать.
– Какие у Token0x конкурентные преимущества перед KickICO, DragonChain и подобными платформами?
– Часть проектов, которые вы назвали, перестали развиваться уже через год после основания. Они возникли из идеи, и только после того как получили средства, начали их воплощать в продукте. Наша платформа была создана на основании опыта с различными проектами, за наши собственные средства и воплощает лучшие практики на этом рынке. Также она, в отличие от других платформ, децентрализована.
– Как вы планируете собрать комьюнити, которое интересуется ICO на падающем рынке и с перенасыщенностью блокчейн-сервисами?
– За каждым ростом, в данном случае – быстрым взлетом, бывают посадки, даже аварийные. Такие, как сейчас – когда большинство токенов упали в цене на 95% (с января-2018). Мы видим в этом очищение рынка от скамовых проектов. Кроме того, это позволит обучить инвесторов быть более осторожными и взвешенными, изучать внимательно проекты. И, надеемся, приведет к новым правилам, которые будут соблюдать как инвесторы, так и создатели проектов.
– Какое количество проектов в 2017 году вышло на ICO, и какой процент из них сейчас движется согласно «дорожной карты»?
– Мы не проводим таких исследований, так как проекты часто не отчитываются. Иногда сложно разобраться в информации, которую показывают проекты: нужно иметь экспертизу в узкой области, в которой работают именно они. Также надо нормально воспринимать, что проекты после ICO могут верифицировать свою идею как неработающую, видоизменить ее и двигаться в другом направлении – отличном от «дорожной карты».
Невозможно оценить проекты, не имея математического бэкграунда. Все может быть хорошо, но проект может не зайти на рынок. Люди стали умнее. Раньше они пользовались продуктом, потому что он им нравился. Сейчас они пользуются, только если владеют частью этого продукта. Я пользуюсь биткоином, потому что понимаю: никто и никогда не сможет его у меня забрать.
– Где проходит грань между слабым проектом и скамом?
– ICO проекты – это такие же стартапы, как и все остальные. Статистика – вещь упрямая: 99% стартапов не доживают до второго года жизни. По нашему мнению, скам – это основатели собрали деньги и... поехали их тратить. Если у проекта после полугода с момента ICO нет инфоповодов и кода на github (крупнейший веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки. – Mind), стоит сильно призадуматься, а что с ним, собственно, происходит.

– На что в White paper вы обращаете внимание, составляя мнение о проекте?
– На все. Любая мелочь может повлечь вопрос к основателям, на который они не смогут или не захотят ответить. Но так вы раньше поймете, как основатели дальше будут реагировать на происходящее. Ведь после ICO ситуация, скорее всего, только ухудшится.
– Как правильно читать техническую часть White paper? Она может помочь разобраться в рисках?
– В одном математическом White paper я нашел ошибку в формуле. Все остальное было правильно. Как может человек изучить White paper и найти эту ошибку, если он полностью не изучит его? Для этого нужно время и бэкграунд. Я сейчас понимаю, что люди, которые пользуются криптовалютой, не до конца понимают, что такое Proof-of-Work (принцип защиты сетевых систем от злоупотребления услугами. – Mind) и цифровая подпись. А как они будут знать, каким образом устроены другие проекты, которые выстраиваются на базе биткоина?
– Какие факторы, по вашему мнению, влияют на доверие инвестора к команде?
– В данный момент нет хайпа, нет инвесторов и, соответственно, сборов. Но ситуация на рынке уже меняется. Инвесторы теперь больше внимания обращают на экономику проекта, опыт команды разработчика, присутствие и анализ кода на github, как давно команда знакома. А также берут в расчет юридическую структуру, объяснение необходимости именно таких сборов и т. д. Сейчас с красивым лендингом и WP, а также поездками на конференции уже нельзя собрать средства.
– Как, по-вашему, можно решить проблему мотивации команды, которая собрала много денег без готового продукта?
– Наша платформа Token0x решает эту проблему. Проект не получает все средства сразу, а только по мере выполнения работ, указанных в «дорожной карте». Сообщество инвесторов путем голосования может прекратить финансировать дальше проект и вернуть остаток средств инвесторам. Также инвесторы сами определяют, сколько денег нужно проекту, еще до начала ICO, и согласовывает это с основателями проекта.
– Что вы скажете насчет самого крупного ICO – EOS? (проект, разрабатывающий платформу с поддержкой смарт-контрактов для создания децентрализованных приложений; самое крупное ICO – $4 млрд. – Mind). Его основатели декларируют создание платформы на блокчейне?
– EOS – это новое свойство денег. Например, есть биткоин, у него консенсус Proof-of-Work. Смысл этого консенсуса в том, что он устойчив к цензуре. Если бы вы, как основатель биткоина, хотели повлиять на него, у вас бы не получилось. В его основе заложено то, что на него повлиять нельзя. Все консенсусы имеют проблему, которая заключается в ресурсах. Эти ресурсы ограничены. И, соответственно, количество обрабатываемых транзакций тоже ограничено. Но это проблема не математики, а наших технологических возможностей – процессоров и винчестеров.
Мы не можем обвинять биткоин в том, что он ограничен. Поэтому приходят такие ребята с EOS и говорят: мы решим проблему скорости за счет уменьшения консенсуса – сократим его запасы до того уровня, на котором – как мы считаем – это сработает. Они уменьшили сеть, грубо говоря, майнинговые мощности, до 21 блок-продюсера.
– И сейчас собираются расширить количество блок-продюсеров до 50.
– Да. Думаю, это небезопасно. Но и 50 человек могут договориться. Или может возникнуть конфликт интересов. Я смотрю на EOS как на новое свойство денег. Но держать свои сбережения там не буду.
– Вы не будете их держать как сбережения, но для работы на платформе их придется покупать?
– EOS можно применить к игровой структуре. Я могу там хранить свои игровые артефакты, и если потеряю их, то ничего не случится. Если боюсь потерять капитал – буду хранить его в биткоине, а в EOS я буду хранить операционку. Нельзя рассматривать EOS как что-то, что лучше биткоина. EOS менее безопасный. Но для своих задач я могу пренебречь этой безопасностью.
Если бы команда EOS не запустила MainNet, как они обещали во время ICO, они бы считались скам-проектом. Да, сам токен не является монетой, это что-то такое, что в будущем трансформируется и будет иметь ценность, которая зависит от доверия команды.
– Как сегодня формируется доверие к командам?
– Есть факторы, по которым мы судим, что команде можно доверять. К примеру, это успешное прошлое, известность. Если рассматривать уровень доверия от 0 до 1, то 0 – это отсутствие доверия, а 1 – это доверие. Команда должна пройти путь от одной до второй точки. Но каким бы надежным ни был человек, он может ошибиться. Так вот EOS на этапе разработки находились на позиции высокого доверия. Поэтому они создали токен доверия. Биткоин находится ближе к точке, где доверие не требуется.
Когда в одной компании, в которую я обращался за финансированием, меня попросили расписать бизнес-план, мы сели с математиком и решили придумать объяснение бизнес-модели. И осознали: на понимание бизнес-модели может не хватить бэкграунда. Если у инвестора нет бэкграунда, ему придется поверить команде. Получается, что и в бизнес-модель включается фактор доверия. Если существует этот фактор, то я должен пройти этап от недоверия к доверию. Тогда зачем мне объяснять?
– Получается, что во время ICO проекту можно только поверить? И только потом станет ясно – скам он или нет?
– Если у меня есть возможность проверить – то я это делаю. Если инвестировать собирается человек с финансового рынка – он идет к тому, кому он доверяет, у кого есть бэкграунд. Но может быть, что специалисты, которые понимают, что к ним есть доверие, это доверие тоже могут продавать проектам. И это становится невыгодно инвесторам. Потому что когда они создают слишком выгодные условия для основателей – основателям нет смысла ничего реализовывать. Они уже выиграли. И у людей не хватает квалификации, чтобы команде было выгодно действовать. Вот и мы столкнулись с проблемой, что есть очень много команд, которым дали денег, а они ничего не делают.
– По вашим словам можно сделать вывод, что доверие к ICO скоро и вовсе иссякнет?
– Я думаю, что такой метод сбора инвестиций будет существовать и дальше. Есть схемы, которые ICO успешно реализовывают – схемы оптимизации налогов. В Украине в рамках закона можно действовать так, как нельзя на Западе. Если в Америке я прихожу покупать дорогую машину, американцы у меня спросят, где я взял деньги. ICO – это тот рынок, который получил хайп благодаря этому. Проекты вызывают интерес, который невозможно проверить. И баунти-сообщество (люди, которые выполняют условия для рекламы и продвижения проекта и за это получают бонусы и коины. – Mind) является частью такой схемы.

– По тому, как прописывают функции токена, можно понять – это скам или нет?
– Нет. Это все является производной какой-то составляющей. Вы должны сначала понять стратегию, потом имплементацию. Если на каждом этапе вы со всеми согласны, даже если вы проиграете, вы конвертируете ваше мировоззрение в более правильное, вы больше не будете мыслить так, как раньше. Если вы не понимаете способ достижения цели – то вы просто потеряете деньги и ничего не приобретете. Даже конвертацию денег в опыт.
Математик может себе позволить сидеть, все изучать и правильно конвертировать. И такие математики работают в криптофондах. Зачем ему вам рассказывать, как можно заработать? Он сам понял, выкупил весь стакан, чтобы вам же потом дороже продать. Поэтому единственный правильный путь инвестора – стать математиком.
– Чтобы вложить деньги в ICO, человеку нужно разобраться, как открыть кошелек, как он работает, купить сначала ETH, затем за ETH купить токены. Нужно сделать много непростых действий.
– И это хорошо. Это заставляет человека разобраться. Пока он все это сделает, он получит элементарное образование. Я бы еще больше усложнил эту схему, чтобы человек понял, что ему не нужно вкладываться в этот проект. Чтобы вложить в токены EOS – нужно было иметь навыки программирования. Обычные инвесторы покупали EOS на бирже и программисты на этом зарабатывали.
Если вы видите в Google рекламу ICO с призывом «мы увеличим ваши деньги в три раза», это говорит о том, что проект заинтересован быстро поднять деньги. В такой проект вкладываться не стоит.
– После роста цены биткоина в декабре до $20 000 уже никто не побежит продавать квартиры, чтобы поверить такой рекламе и вложиться по максимуму.
– Вообще да, коллапс уже произошел. Доверие к биткоину у людей, которые не разбираются в технологии, будет падать.
– Потому что цена на биткоин может меняться в зависимости от разных факторов, которые даже иногда нельзя отследить?
– Да, и мы не знаем почему. Поэтому я советую инвестировать не в криптовалюту, а в понимание криптовалюты. И не перекладывать ответственность за свое невежество на экспертов.
– Вы имеете в виду трейдеров, которые заинтересованы в постоянном изменении цены?
– Успех трейдера оценивается диапазоном в разрезе, допустим, одного года. Вы заработали сегодня и завтра. Но если оценивать работу за год, то у вас будут взлеты и падения. Поэтому спекуляция в криптовалюте – сложная работа, если у вас нет инсайдерской информации. Тогда это меняет ситуацию. Но даже если вы владеете своим умом, техническим анализом и ситуацией на рынке, то можете столкнуться с тем, что ваши прогнозы однажды не сработают. Трейдинг в криптовалюте – это шаблон зарабатывания денег для тех, кто создает биржи.
– Потому что они владеют информацией, какой трейдер или инвестиционный фонд заходит на биржу, его объемы?
– Да, и они имеют комиссию с каждой транзакции. Поэтому им важно, чтобы была активность.
– Какие характеристики будут ключевыми в ICO нового поколения?
– 1. Возможность отзыва средств инвесторами.
2. ТОЛЬКО поэтапное финансирование.
3. Возможно, серия ICO (round A, round B…), когда новые средства добавляются первыми и последующими инвесторами только после позитивной динамики работы команды.
– Где в будущем блокчейн может быть реально применим?
– Я не верю, что блокчейн можно применить к другим сферам, кроме криптовалюты. Скорее всего, может так оказаться, что нет иного применения блокчейна, кроме как в финансах. Все остальные проекты, которые запускаются, не имеют никакого смысла. Но я не тороплюсь делать окончательные выводы.
– Многие специалисты из крупных корпораций говорят, что блокчейн действительно нужен только как инструмент верификации. Что вы думаете об этом?
– Пусть говорят. Некоторые корпорации говорят, что не нужны и смарт-контракты.
– Что блокчейн-технология может дать финансовому рынку?
– Она может его полностью уничтожить, представляя собой новую систему без банков и других посредников.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.