Санкционные качели: почему ограничения против РФ не всегда срабатывают
И почему это особенно очевидно в энергетическом секторе

Рыночная глобализация, главными идеологами которой в докризисные годы выступали американские корпорации, теперь мешает эффективно реализовывать политику ограничений, направленную против Кремля. Это основная помеха для того, чтобы антироссийские санкции, которые поддерживают власти в Киеве, Вашингтоне и некоторых странах ЕС, достигли своей цели – значительно ослабить правящий российский режим, благополучие которого держится на торговле энергоресурсами.
Санкции применяются не для того, чтобы уничтожить оппонента, а чтобы он стал сговорчивее, оказавшись в сложных финансовых условиях. В случае с Россией достичь такого эффекта оказалось непростой задачей. Подтверждение этому – ситуация в торговле российским газом на европейском рынке, где спрос на ресурс «Газпрома» остается высоким, в том числе благодаря отсутствию прямых сделок между «Газпромом» и «Нафтогазом» (они прекратились с конца ноября 2015 на фоне обострения политического конфликта между Киевом и Москвой).
Сегодня компания «Газпром экспорт» обновила последние результаты торгов газом на электронной торговой площадке (ЭТП) для европейских трейдеров, которые состоялись накануне. Эти данные показали активный спрос на российский энергоресурс в ноябре, который в целом уже почти превысил предварительные ожидания «Газпрома» при открытии торгов на ЭТП в начале осени.
С кем торгует «Газпром»? Всего он рассчитывал продать до конца года через ЭТП около 1,04 млрд куб. м. газа для западных трейдеров, а к 14 ноября они уже закупили 1,023 млрд куб. м газа. И российская компания продолжает анонсировать новые лоты, ограничивая подробности о них в публичном доступе указанием возможных для клиентов точек доставки газа. Так, два последних предложения, выставленные на торги 14 и 15 ноября, предполагают доставку на хаб Baumgarten в Австрии и VTP Slovakia.
Судя по данным всех прошедших торгов на ЭТП, больше всего «Газпром» реализовал газа с точкой доставки VTP Slovakia – туда ушла почти половина всего проданного газа (466,78 млн куб. м, или 46%)
По условиям работы ЭТП, точки доставки газа определяют не трейдеры, а сам «Газпром». Есть основания для прогноза, что газ из Словакии будет перепродан на украинский рынок как наиболее близкий и удобный для поставок. Ведь в торговле территориальная близость к потребителям играет важную роль для снижения расходов на транспортировку, и словацкое направление является основным для поставок газа по реверсу из Европы в Украину.
Что «получает» Украина? Проблемным для украинских потребителей остается вопрос цены этого ресурса, которая из-за посредничества западных трейдеров оказывается выше, чем предложения «Газпрома» для «Нафтогаза». Но в то же время прямые контакты компаний в нынешних условиях сопряжены с политическими рисками и остаются закрытыми из-за их разногласий по условиям сотрудничества.
Сложившаяся политическая ситуация помогает «Газпрому» ставить рекорды по продажам газа на рынки стран ЕС, которые обеспечивают ему стабильную валютную выручку. Предправления российской монополии Алексей Миллер ожидает, что по итогам 2018 года этот показатель впервые достигнет 200 млрд. куб. м (в 2017 году – 194,4 млрд куб. м).
Оператор магистральных газопроводов – компания «Укртрансгаз» – в прошлом году зафиксировала значительный рост объема транзитных услуг, которые оказала «Газпрому»: транспортировка российского газа увеличилась на 13,7% по сравнению с 2016 годом, достигнув 93,46 млрд. куб. м. За 9 месяцев 2018 года транзит упал на 7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. А с 2020 года, когда закончится транзитный контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом», он и вовсе может прекратиться, если стороны не смогут согласовать условия нового договора.
Работают ли санкции? Вся эта история происходит на фоне усиления взаимного публичного антагонизма, который демонстрируют «Газпром» и «Нафтогаз», развивая историю своих судебных взаимоотношений в Стокгольмском арбитраже. Новые слушания, дата по которым еще не определена, будут связаны с двумя исками, объединенными в одно дело – это иск «Газпрома» о расторжении транзитного контракта через Украину и иск «Нафтогаза» о пересмотре транспортного тарифа почти на $12 млрд. Стороны не смогли «восстановить баланс интересов», как утверждают в «Газпроме».
Такой дисбаланс, судя по всему, в интересах «Газпрома» и России. «Когда дело доходит до изоляции России, реальность не соответствует риторике. В то время как Вашингтон вводит антироссийские санкции и угрожает их ужесточить, все крупнейшие экономики ЕС спокойно продолжают вести дела со своим восточным соседом. Предпринятые США меры для изоляции России не оправдали себя: Москва продолжает активно торговать оружием и строить энергетические альянсы с бизнесом в разных странах, вопреки антироссийским санкциям. А Евросоюз нарастил закупки газа у «Газпрома» до таких объемов, каких еще не было никогда раньше в истории», – говорится в статье Financial Times, опубликованной на этой неделе.
Если нет, то почему? Сейчас бизнес на торговле энергоресурсами играет важную роль в восстановлении мира, хотя несколько лет назад перераспределение сил именно в этой сфере стало одной из причин, спровоцировавшей глобальное противостояние Москвы и Вашингтона, которое не урегулировано до сих пор.
Автор упомянутой публикации в Financial Times приводит несколько примеров, подтверждая, что Россия для западного бизнеса и прежде всего, нефтегазовой отрасли, «слишком велика и прибыльна, чтоб позволить политике мешать».
Берлин, ключевой, сторонник санкций, связанных с аннексией Крыма, неуклонно поддерживает «Северный поток-2» – российский газопровод, который прокладывается по дну Балтийского моря, что, как утверждают его противники, только усилит влияние Москвы на европейском рынке энергоносителей.
Президент Франции Эммануэль Макрон был специальным гостем Владимира Путина на ежегодном экономическим форуме в Петербурге в этом году, сказав хозяину мероприятия: «Дорогой Владимир, давайте сыграем в кооперативную игру». После этого французская группа Total увеличила свою долю до 19,4% в акционерном капитале компании «Новатэк». Вместе они уже построили крупнейший завод по производству сжиженного природного газа на Ямале и договорились о сотрудничестве в другом проекте «Новатэка» – «Арктик СПГ-2».
Великобритания – одна из наиболее агрессивно настроенных стран по отношению к Москве из-за истории с отравлением Сергея Скрипаля. Но британский энергохолдинг ВР остается также крупнейшим инвестором в России благодаря сотрудничеству с «Роснефтью» – подконтрольной Кремлю компании, оказавшейся под санкциями.
Все это говорит о том, что Запад психологически устал от наложенных на Россию санкций быстрее, чем Россия смогла в полной мере прочувствовать их последствия. «Русские могут долго пить водку и закусывать огурцами. Это американцы сразу бы ощутили дискомфорт из-за отсутствия привычных бургеров. Это европейцы куда больше оказались чувствительны к ограничениям в торговле с Россией. Сказываются различия в ценностях. Русских вряд ли чем-то испугаешь, когда вся страна через телевизор морально подготовлена к тому, что вокруг – одни враги», – поделился с Mind один из украинских дипломатов.
Не выдерживает торговых ограничений и украинский бизнес, который продолжает сотрудничать с Россией, вопреки политической риторике.
Как нужно действовать в этой ситуации? Поскольку экономика России держится на торговле энергоресурсами, то эффективными могли бы оказаться санкции для западного и российского бизнеса, которые ограничат не только финансовую кооперацию, но и поставки современных технологий для добычи нефти и газа, которых у России нет, чтобы успешно наращивать производство через освоение труднодоступных залежей.
Но Вашингтон пока не рискнул на такие радикальные меры. Больше определенности в том, как США продолжат развивать свою санкционную политику в отношении России, появится через две недели, после встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Аргентине на полях саммита G20, который состоится в конце ноября – начале декабря.
По данным агентства Bloomberg, не только Белый дом взял паузу в вопросе о санкциях, но и Конгресс США не успевает рассмотреть свой антироссийский законопроект в текущем году, поскольку сенаторы больше сосредоточены на вопросах госрасходов, сельского хозяйства и назначений.
Именно этот документ, внесенный на рассмотрение конгресса в начале августа, предполагает введение санкций против нового госдолга России, против транзакций, связанных с инвестиционными и энергетическими проектами российских госкомпаний, а также новые ограничительные меры против политиков и олигархов, «прямо или косвенно способствующих незаконным действиям в интересах Владимира Путина».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].