To be or not to be: за счет чего «кирпичный» ритейл отстаивает свои позиции в битве с e-commerce
Почему диджитализация возвращает покупателей в традиционные магазины

«Традиционный ритейл умрет в будущем», – с такими провокационными заявлениями выступали представители е-сommerce на конференции Retail & Development Business Summit 2018. Спикеры ссылались на мировые тренды. Их конкуренты из «кирпичной» ниши и девелоперы уверяли в обратном: международные тенденции и «кривая развития» отечественного рынка – разные вещи. А сухие данные исследований продемонстрировали, что впервые за последние годы перестал расти трафик большинства онлайн-магазинов.
Mind выбрал интересные данные исследований и мнения спикеров конференции.

Андрей Перевезий, CIO Ассоциации ритейлеров Украины:
– Мы провели исследование «Рынок e-commerce под микроскопом». Проанализировали данные на сервисах Similarweb и Alexa с 1.11.2017 по 31.10.2018 и сравнили их с нашим прошлогодним отчетом. Выявили несколько нестандартных тенденций. Первая: за прошедший год свою посещаемость нарастили только универсальные интернет-магазины типа «Розетки», которые предлагают многочисленные группы товаров. Трафик остальных е-маркетов просел либо остался на уровне прошлого года. Думаю, такая динамика связана с тем, что покупателю удобнее зайти в один магазин и там купить все, что ему нужно.

Вторая удивившая нас тенденция: сокращение посещаемости сайтов с мобильных устройств. Несмотря на то, что в Украине запустили 4G, доля мобильных пользователей упала с 66,28% в 2017-м до 54,33% в 2018 году. Считаю, что снижение связано с двумя вещами: то, что в аналитике не учитывался трафик из мобильных приложений, а также неудобством для пользователей ряда мобильных версий ресурсов.

Третья: лидером по динамике роста глубины просмотра стали fashion-ритейлеры. Если в 2017 году пользователи просматривали в среднем 8,7 страницы их ресурсов, то в 2018-м – уже 11.

Еще один удививший меня факт: до сих пор 10,48% трафика интернет-магазинам приносит социальная сеть «ВКонтакте».
Наталия Логвин, PR-директор Kasta (ранее modnaKasta):
– «В будущем останутся два типа компаний: те, кто ушли в интернет, и те, кто закрылись», – некогда сказал Билл Гейтс. Традиционный ритейл умрет в будущем. Известный блогер Хитеш Суреш в 2017 году написал из Шеньчженя, что в городе закрыты практически все «кирпичные» магазины. Остались только концепт-сторы, из которых покупатели забирают сделанные онлайн заказы.
Подтверждает эту тенденцию и битва гигантов: Walmart vs Amazon. В 2013 году Walmart вырос на 12%, следующие 10 лет набирал по 2%, в 2016 году – на 4%. Amazon в І квартале 2017 года поднялся на 43%. В этом году он планирует показать около 50% роста. Я не знаю компаний из традиционного ритейла, которые бегут такими же темпами.
Ассортимент онлайн-маркетов в десятки раз больше, чем в «кирпичных» магазинах. Сейчас на сайте Alibaba лежит порядка 1,5 млрд SKU. На территории самого большого «Эпицентра» Киева – около 150 000 артикулов. Эту сеть мы считаем своим конкурентом в некоторых категориях. На данный момент в Kasta – более 700 000 SKU.
В 2017 году мы получили около 6 млн заказов. В «черную пятницу» обрабатывали 203 заказа в минуту.
Владимир Кальцев, глава правления, основатель группы компаний «Александр» (ТРЦ Alexander Plaza):
– Опасность e-commerce для традиционного ритейла преувеличена. Сейчас мир стремительно диджитализируется, но в цифровом мире потребность пользователей в получении эмоций и общении остается неудовлетворенной. Поэтому покупатели возвращаются в торгово-развлекательные центры. Доля e-commerce в общем объеме розничной торговли мала не только в Украине, где она составляет 3%. В США она достигает 12%, в странах Европы – 13–19%.
Александр Филка, управляющий партнер Retail & Development Advisor:
– В Украине очень большой дефицит профессиональных торговых площадей. Сейчас несколько международных компаний бегают по рынку в поиске и не могут найти нужные им предложения. К примеру, в Польше торговых центров в 3,5 раза больше, чем в Украине. Уже наступает время уменьшать этот дефицит: покупательская способность постепенно возрастает.
Максим Гаврюшин, коммерческий директор Budhouse group:
– Мы провели исследование «Кто и как покупает в украинских ТЦ?». В алгоритмы машинного обучения загрузили более 4000 опросов посетителей наших ТЦ за последние 2–3 года. Машина проанализировала весь этот массив информации по 40 общим признакам и выдала шесть кластеров: групп людей, которые схожи по своим поведенческим характеристикам.
Больше всего доходов (38,6%) торговым центрам приносят представители группы, которую мы назвали «Модники», так как они тратят много денег на fashion. Эти люди составляют 29% от всех посетителей ТЦ.
Интересно, что на втором месте по доходам (26,2%) – представители самой малочисленной группы (4% от всех посетителей). Ее мы назвали «ITшники», так как эти люди любят гаджеты, цифровую технику. 80% группы – люди до 40 лет со средним уровнем дохода.
А меньше всего доходов (4,1%) поступает от самой многочисленной группы (32%) – «Скептиков». Они посещают ТЦ до шести раз в месяц, проводят там мало времени, не участвуют в ивентах.
«Местные» (люди, проживающие вблизи ТЦ) составляют 16% от всех посетителей. Эти люди приходят в ТЦ 15–20 раз за месяц и приносят 13,2% от дохода.
У «Гурманов», в основном посещающих рестораны и кафе в ТЦ, – 7% доля в обороте и столько же по численности группы.
«Тусовщики» – молодые люди до 25 лет, которые толпой гуляют по ТЦ и порой убегающие от охраны, занимают 10% по доходам и 12% по численности. Они много тратят на развлечения в ТЦ и проводят там длительное время.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].