Кандидатская по экономике: 20 тезисов Анатолия Гриценко на встрече с бизнесом

Кандидатская по экономике: 20 тезисов Анатолия Гриценко на встрече с бизнесом

Как преодолеть коррупцию, что такое «справедливые налоги» и в каком случае главнокомандующий должен пустить себе пулю в висок

Цей текст також доступний українською
Кандидатская по экономике: 20 тезисов Анатолия Гриценко на встрече с бизнесом

Mind в рамках специального проекта «Кандидатская по экономике» продолжает разбираться в экономических взглядах кандидатов в президенты. С перечнем вопросов можно ознакомиться здесь.

В начале недели Европейская Бизнес Ассоциация провела вторую встречу из цикла встреч бизнеса с кандидатами в президенты Украины. На этот раз гостем мероприятия стал Анатолий Гриценко. Mind приводит ключевые тезисы кандидата, прозвучавшие в ответ на вопросы предпринимателей.

Об основных пунктах программы

Я не популист, я четко записал [в своей программе], что готов принимать решения, не обращая внимания на рейтинги. Нет соблазна держаться за кресло, «нагибать» бюджет и так далее... Меня по-другому воспитывали.

Мы с командой понимаем, что выборы – это только 10% усилий, а 90% усилий – уже необходимы потом. Это будет тяжелый труд. Страну надо наконец очистить от фальши. За пять лет мы получили опыт, поняли, что такое государство, что оно может или не может.

Мы – либеральная демократическая партия, поэтому выступаем против любой монополизации и за равные возможности для всех. Сейчас наше государство – страна с возможностями, которые и не снились ни полякам, ни другим соседям, а по показателям отстаем.

Только в партнерстве государства с бизнесом можно решить все вопросы. Не когда «любі друзі» и все такое, а когда все честно платят налоги, а государство честно и прозрачно их распределяет.

Коррупция стоит стране около 400 млрд грн в год. Такая сумма не доходит до бюджета из-за различных схем.

Мои базовые принципы записаны в президентской программе, это 12 000 знаков. И то, что там написано – это будет сделано. Кредиты станут дешевле и для государства, и для бизнеса. И если я сказал, что не будет офшоров, и к вам никто не придет и не скажет: «Перепиши на семью Гриценко» – это так и будет.

Моя философия – это когда государство и человек получают кайф от того, что решают проблемы и делают добрые дела для людей, фамилии которых не знают. Потому что если делать для известных фамилий – это кумовство.

О реформировании правоохранительных органов

Когда мы говорим об очищении каких-то секторов от коррупции – это требует дуального подхода: стимул и наказание. Судьи сейчас получают заоблачные зарплаты и пенсии, а справедливости нет.

Сейчас кто-то верит, что можно пойти в суд и без взятки защитить собственность? Никто. Но это можно сделать. В данном случае не хватает стимула. Есть определенные позитивные вещи уже сейчас в судопроизводстве, но все равно оно не работает. А в случае, когда за взятки принимается решение, которое калечит – буквально или фигурально, здесь нужно жесткое наказание, состоящее из трех аспектов:

  • пожизненное заключение;
  • отсутствие права на амнистию (то есть чтобы заключение действительно было пожизненным);
  • конфискация имущества семьи.

Есть даже соответствующий законопроект, но его назвали «жестоким». А я не считаю, что это жестоко, когда страна не верит [судьям]. И когда я это озвучил, половина судей сказали, что уволяться. Ну и пусть.

С силовыми структурами легче. Ими руководит не президент, а председатель СБУ, который сейчас занимается грязными делами – читайте мой последний пост на Facebook.

О новых назначениях

В рамках полномочий президента есть пять человек: генпрокурор, глава СБУ, глава Нацбанка и два министра – обороны и иностранных дел. Я решил сломать эту серую традицию. Чтобы не было «котов в мешке», как у предшественников.

О шансах на победу в выборах

Если проиграю – проиграю не я. Но я реалист. Давайте посмотрим на первых шесть [кандидатов]: Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Владимир Зеленский, Юрий Бойко, Анатолий Гриценко и Олег Ляшко. Все всё о них знают – кто олигарх, кто за кем стоит. Давайте вычеркнем оттуда мою фамилию и посмотрим, кто остался. Это вселяет оптимизм? Вы уверены, что это будет именно то, что нужно стране и бизнесу?

У меня нет ни перед кем никаких обязательств. Ни кадровых, ни каких-либо других. Иначе нет смысла идти [в президенты], потому что тогда ты идешь туда не один.

О возможном объединении с другими кандидатами

Учитывая стоимость выборов, мы делаем все, чтобы объединиться с «Самопоміччю» Андрея Садового. С марта 2017 года, когда мы сели [за стол переговоров], мой рейтинг был вдвое ниже, чем у него. Я пошел к нему, сказал, что закрою свою партию, и мы все пойдем в «Самопоміч».

До 7 марта объединятся все, кому интересны интересы государства. Я говорил это совершенно искренне. Если он [Андрей Садовый] скажет сейчас, что он готов, – я извинюсь, закончу нашу сегодняшнюю встречу и сяду за стол переговоров.

Об источниках финансирования предвыборной кампании

Каждая копейка, которая поступает в избирательный фонд, фиксируется и проверяется казначейством. Мы не имеем права просто брать эти средства. Нас проверяет ЦИК И НАПК. Если вы захотите перечислить нам 5 млн грн – вы не сможете. Нужен паспорт, идентификационный код, надо указать, куда это идет; а если вы юрлицо – будьте готовы заплатить налог.

У нас есть взносы от 100 грн, и есть сотни тысяч гривен. Но все прозрачно, ни одного обязательства никто мне не выдвинул [за эти деньги].

О том, почему о Гриценко услышали только накануне выборов

Возможно, для этого утверждения есть основания. С октября 2014-го, в течение четырех лет, для меня были закрыты центральные каналы. Это было прямое указание Петра Алексеевича Порошенко. Такого хамства не было даже во времена бандитского режима Януковича – тогда был доступ [к телевидению].

Но, как видите, это не помогло. Мы в рейтинге и точно попадаем в парламент.

О законодательных изменениях в интересах бизнеса (в частности, о судьбе ФЛП и НнВК)

То, что происходит с поддержкой малого бизнеса, или когда крупный бизнес становится клонированным малым и избегает таким образом уплаты налогов, – это все будет изменено.

Налог [на выведенный капитал] нужен, я это слышал от различных бизнес-ассоциаций, но эту позицию не все разделяют. Я хочу, чтобы налоговые решения принимались вовремя и исходя из реалий.

Когда [новый] президент придет на должность – мы увидим состояние финансов, то, каким образом правительство будет погашать задолженности за предыдущие годы и какими темпами оно будет одалживать дальше. Это все надо оценить и просчитать. Я видел расчеты тех, кто за введение налога. Расхождения у них большие.

Об упрощенной системе налогообложения

Тот, кто не хочет, ищет причины, а кто хочет – ищет пути. Если мы хотим, чтобы все было честно, не должно быть такого, что один платит налоги, а второй не платит, это противоречит нашей базовой программе.

АМКУ в этом вопросе – ключевая структура. От него потребуется помощь [чтобы сориентироваться], в каких областях необходимо увеличить или уменьшить налоговую нагрузку. Антимонопольный комитет станет мощнейшей организацией, особенно там, где в Украине монополии. Пусть фамилия председателя АМКУ звучит чаще, чем фамилия президента.

Сейчас куда ни пойди – везде монополия. И текущее состояние дел свидетельствует о том, что все хотят эту монополию сохранить.

О государственной поддержке

Господдержка должна быть в оборонном комплексе, в энергосбережении. Ее объемы нужно увеличить раз в 40. Поддержка государства может быть классным стартапом, где будет компенсироваться процент по кредитам. Берите кредит – государство компенсирует проценты, а потом вы начнете с лихвой возвращать [эти средства] государству [своей эффективностью]. То, что будет работать на прозрачность и конкуренцию, будет внедряться. Без миллионов лоббистских исключений это разумно.

О «заробитчанах» и важных для экономики отраслях

Мы не будем платить здесь польские зарплаты.

Мы видим, кто выезжает и кто остается. В лидерах [среди выезжающих] – айтишный сектор [и это сохранится], если в масштабах страны не будет необходимого количества хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Понятно, что без промышленности страны не будет. И ее придется поднимать, плюс развивать зеленый туризм, инфраструктуру, энергосбережение и энергоэффективность. Чтобы приехал иностранный инвестор и не был вынужден ходить по всем кабинетам.

Но надо, чтобы возможность привлечения инвестиций совпадала с нашими интересами. Например, дрова продавать не будем. В той же Австрии – больше лесов, зачем же им продавать наши, пусть вырубают свои.

О рынке земли

Рынок земли будет, но базара земли не будет. Когда мы говорим о демонополизации, это не значит, что вместо этого появится несколько олигархов в каждой сфере. Такого не будет. В нашей партии тоже есть аграрные производители.

Как быстро мы создадим условия, я не могу сказать, но это стратегическое направление.

О приоритетах в международной политике

Отношения будут взаимовыгодными. Не подпишу ни одной сделки, если там нарушаются украинские интересы – так сказано в моей программе. Есть наши интересы, есть интересы другого государства или структуры.

Украина сможет проводить сильную внешнюю политику, только когда есть сильная внутренняя. Ключевое руководство государства не должно быть «на крючке», а должно твердо стоять на ногах. Пять лет президентского срока – это и есть предпосылки, чтобы вернуть Донбасс.

По Крыму – если есть идеи, пожалуйста [предлагайте]. Только отбросьте идеи широкомасштабного наступления. Мы хотим вернуть его на достойных условиях, чтобы там было законодательство Украины, а не «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». За это нужно побороться, но тут важен фактор времени. Путина пока не дожали.

Никто за рубежом не просыпается с мыслью: «А что бы такого сделать для Украины или вместо Украины?». Для кого-то Путин – не преступник. Кто-то работает на «Северный поток – 2», кто-то сидит на зарплате у Путина – таких историй много, и всех надо убеждать. Чистота команды президента – это дополнительный фактор для того, чтобы это удалось быстрее и на более выгодных для Украины условиях. Но важно, чтобы была целостная команда.

О выполнении обязательств предшественников в случае победы

Да, будем выполнять, но не те, которые противоречат национальным интересам Украины – например, экспорт леса. Сюда же – деревообрабатывающая, картонная, бумажная промышленность.

По МВФ – поблагодарим его за помощь и, очевидно, завершим эту программу. За это время хотим задействовать внутренние ресурсы. МВФ – это как касса взаимопомощи: мы не должны выходить на тот уровень, когда будем он него зависеть.

О борьбе с теневой экономикой

Бизнес – это хищники. Они нацелены на то, чтобы максимизировать прибыль. С другой стороны – есть интерес государства. Надо находить баланс для пользы страны.

Бизнес уходит в тень – это всем понятно. Страна недополучает деньги. Но офшоры не мы создали.

Надо, чтобы в Украине было выгодно вести бизнес и прозрачно платить налоги. И чтобы государство не набивало ими [налогами] карманы.

При этом монополисты тоже не доверяют полиции и судам – ​​они держат батальоны собственной охраны.

О развитии науки

Я когда-то занимался научной деятельностью.

Можно найти элементы сотрудничества с бизнесом в науке и образовании. Например, профессиональное образование. Кто-то из работающих мог бы на первом этапе включиться в преподавательскую часть.

О тарифах на газ

Еще в 2011 году я опубликовал в «Forbes Украина» колонку под названием «Российский газ Украине не нужен, Украине нужен противогаз», где показал, как может наращиваться украинская газодобыча. А сейчас она не наращивается, несмотря на десятки миллионов кубометров объемов, которые есть у НАК «Нафтогаз Украины».

Коммунальные платежи должны составлять 15% от дохода семьи, тогда и субсидии не понадобятся. Для этого необходимо увеличить доход семьи и уменьшить «коммуналку».

Давайте просчитаем непрозрачную, монопольную составляющую [тарифов ЖКХ]. Знаете, когда пишут, что на предприятии 100 работников, а их там всего 30. Вода может быть горячая, может быть тепленькая – а платим как за горячую.

Тот, кто захочет решить проблему баланса интересов, найдет, как это сделать, чтобы коммунальные платежи не превышали 15% от дохода семьи.

О собственном профессионализме и экспертности

Мы все понимаем, что это за должность – президент. Если человек не компетентен – не отличает, грубо говоря, что такое разведка и контрразведка, это будет проблемой.

Я еще в 2006 году говорил, что надо рассмотреть вопрос энергетической безопасности в Европе. Но тогда никто не понимал, что Путин перекроет все эти вещи, и только в 2009 году рассмотрели эти вопросы. И сегодня лидеры европейских стран читают все по бумажке.

О пересмотре Конституции

Мы будем начинать работу в существующих условиях. Должны быть четко понятны органы исполнительной власти. Подход Юлии Тимошенко – как у канцлера. Мне такой вариант не нравится. [Потому что в ее модели правления] будут представлены монополисты, и кого они выберут «канцлером» – большой знак вопроса.

У меня есть свой проект конституции еще с 2009 года, с того глубинного кризиса, когда или в пропасть, или вверх. Мы сейчас действительно находимся в точке бифуркации, и далее «пропетлять» не получится.

Если вы гарант – вы должны гарантировать. Изменится не столько Конституция, сколько люди и убеждения.

О военной стратегии

В 1993 году меня государство направило на год учиться в Соединенные Штаты. Это был аналог Академии генштаба, но там присутствовали не только военные, но и дипломаты и различные министерские чиновники и т. д.

И вот представьте: открытый урок военной стратегии. Сзади – группы офицеров. Генералы, майоры, лейтенанты – сели все и слушают, как проходит семинар, чтобы потом его оценить.

Я выступал в роли верховного главнокомандующего. Что я предложил сделать:

  1. Нанести главный удар по зданию Кабмина и Верховной Рады.
  2. Акт капитуляции.
  3. Пулю в висок.

Объясняю: вы выставили против нас 50 дивизий, это НАТО, то есть фикция. Капитуляция нужна, чтобы сохранить страну. А пуля – мне, потому что стыдно, что мои офицеры играют в эти «фронты».

Объявили перерыв. Подходят генералы, жмут руку и говорят: «Наконец кто-то сказал правду».

К чему это все? Потому что мораль такова: чтобы восстановить управление государством, нужен драйв.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно