Кандидатская по экономике. Анатолий Гриценко и аграрии

Кандидатская по экономике. Анатолий Гриценко и аграрии

Что изменится в аграрном секторе, если на выборах победит Анатолий Гриценко – рецензия Mind

Цей текст також доступний українською
Кандидатская по экономике. Анатолий Гриценко и аграрии
Фото: УНІАН

Mind продолжает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (или чаще – не предлагают) кандидаты в президенты Украины по отдельным отраслям. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответы» у кандидатов, можно ознакомиться здесь; все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» здесь.

Читайте также: Честный, первый, непроходной: 9 фактов об Анатолии Гриценко

Читайте также: Кандидатская по экономике: 20 тезисов Анатолия Гриценко на встрече с бизнесом

В предвыборном штабе Анатолия Гриценко также не посчитали нужным отвечать на вопросы Mind. Поэтому мы анализируем слова и действия кандидата, которые могут помочь проанализировать аграрную политику под руководством «первого непроходного» и дать ответ на вопрос: удастся ли трансформировать военный опыт в эффективное управление агропромышленным комплексом?

«Это было самое скучное, что я слышал. Гриценко выступал первым, и даже на пике внимания умудрился всех усыпить», – так описывал журналисту Mind свои впечатления один из посетителей «Украинского завтрака» в рамках Всемирного экономического форума в Давосе в январе этого года.

Кандидат в президенты Украины Анатолий Гриценко действительно не часто прибегает к громким и радикальным заявлениям (за исключением неудачного пассажа о том, что сын генерального прокурора Юрия Луценко не был в АТО и затем столь же неудачных извинений).

Однако судя по стабильной позиции на уровне 4–5 места в президентском рейтинге, эта консервативная стратегия – не самая плохая, хоть и, без сомнения, наименее драматичная по сравнению с ближайшими конкурентами.

Вопросам сельского хозяйства в предвыборной программе кандидата посвящено всего несколько размытых пунктов – их формулировки полностью отражают общий аккуратный характер его кампании. Анализ предыдущей работы Гриценко не проясняют ситуацию: АПК не входил в сферу его интересов ни во время депутатских каденций ни – что логично – в бытность министром обороны.

Но исходя из общего психотипа кандидата и его предыдущих шагов, ответ на вопрос, чего ожидать от Анатолия Гриценко в сфере аграрных отношений, звучит для крупного бизнеса успокаивающе: «ничего революционного».

О запуске рынка земли

В интервью сайту «Знай», март 2019 года:
Ринок землі можливий тоді, коли перше – це підтримає суспільство, а значить довіра до влади, друге – 100% е-кадастр, автоматизований, третє – капіталізована країна і фермер, який має гроші.

С официального сайта Анатолия Гриценко:
Ринок має бути, але після 100% формування земельного кадастру. Для цього мають бути створені передумови – співпраця держави з органами місцевого самоврядування, контроль за якістю земель та створення мобільного додатку, де можна відстежити кількість вільних ділянок та призначення їх експлуатації.

Предвыборная программа Анатолия Гриценко:
Не буде базару земель, скупки їх за безцінь аграрними олігархами – ринок земель буде, але після 100% формування земельного кадастру, зміцнення фінансової спроможності фермерів, зупинки тіньового обігу земель та збільшення вартості землі на фоні загальної капіталізації країни.

На встрече с бизнесом, февраль 2019 года:

Ринок землі буде, але базару землі не буде. Коли ми говоримо про демонополізацію, це не означає, що натомість утвориться кілька олігархів у кожній сфері. Такого не буде. У нашій партії теж є аграрні виробники. Як швидко ми створимо умови, я не можу сказати, але це стратегічний напрямок.

Комментарий Mind

Не отрицание рынка земли как такового – уже прорыв для столь консервативного кандидата. Однако это намерение, как часто бывает, дополнено рядом условий, часть из которых являются вовсе не обязательными для завершения земельной реформы и таким образом изначально воспринимаются как искусственные препятствия.

Так, ссылка на необходимость 100% наполнения Государственного земельного кадастра – один из самых распространенных штампов, сопровождающий земельную реформу в Украине.

Однако на самом деле наполненность кадастра (к слову, рекордно высокая в части сельхозземель) не является барьером для введения земельного рынка. Сейчас система с успехом обслуживает арендные транзакции, и вполне способна обеспечить сервис и для купли-продажи участков.

Пассаж о необходимости создания «мобильного приложения» для земельной сферы и вовсе звучит несерьезно – это позитивный шаг с точки зрения usability, но он не может оказать глобального влияния на сферу земельных отношений, где за последние несколько лет и без того произошли радикальные трансформации: перевод аукционов в онлайн, запуск электронных сервисов и т. д.

Еще один заведомый стоппер реформы – тезис Гриценко о том, что открытию рынка земли должно предшествовать «одобрение общества». В украинских реалиях, где за более чем 20 лет вопрос моратория рекордно политизировался, такого одобрения можно и не дождаться, если не заниматься его формированием самостоятельно.

Остальные земельные тезисы – прекращение теневого оборота, контроль за качеством грунтов – являются довольно стандартными и в той или иной формулировке встречаются у большинства кандидатов.

Их удобство – в позитивном восприятии обществом и явная невыполнимость.

Если суммировать, то снятие моратория на продажу сельхозземель при президенте Гриценко с его собственной подачи, скорее всего, не произойдет.

А если земельная реформа под давлением внешних или внутренних сил все же начнет прогрессировать, то, скорее всего, без активного вмешательства в этот процесс президента, который выберет роль стороннего наблюдателя над схваткой.

О поддержке фермеров

Предвыборная программа Анатолия Гриценко
Не будуть бюджетні мільярди збагачувати власників агрохолдингів – державну підтримку буде надано середнім і малим фермерським господарствам.

Во время пресс-конференции в Хмельницком, ноябрь 2018 года:

Державна дотаційна підтримка не повинна йти тільки мільярдним великим аграрним холдингам. Держава має підтримувати малих та середніх підприємців у аграрному секторі, які працюють та виробляють додану вартість в Україні, тих, хто створює робочі місця та не має фінансових можливостей.

Комментарий Mind

Похвальный тезис о том, что господдержка будет распределяться средним и мелким фермерским хозяйствам в обход владельцев агрохолдингов можно было бы трактовать как дискриминацию получателей дотаций по масштабу, если б он был в принципе реализуем.

Хорошая новость в том, что дисбаланс в господдержке АПК 2017 года, когда из-за привязки суммы дотаций к уплаченному НДС более миллиарда гривен получил холдинг Юрия Косюка МХП, был оперативно упразднен.

Уже два года в Украине действуют профильные программы поддержки аграриев с большим упором на получателей-фермеров. Упоминание в тезисах кандидата необходимости поддержки компаний, генерирующих добавленную стоимость, можно трактовать как намерение дотирования переработки в секторе – что, впрочем, также уже активно, хоть и с переменным успехом, реализуется в формате удешевления оборудования для кооперативов, поддержки ягодников и переработчиков мяса и молока.

На практике господдержка сельского хозяйства от Анатолия Гриценко (если предположить, что он будет оказывать прямое влияние на формирование ее архитектуры) будет предусматривать сохранение фермерских программ, различные профильные кампании для небольших производителей, например уже действующее удешевление сельхозтехники.

Глобальных шагов – таких, например, как отмена налога на прибыль для мелких аграриев или снижение ставки НДС, ждать не приходится.

О модели развития агрорынка (выбор между крупным бизнесом и малыми хозяйствами)

Во время общения с СМИ, сентябрь 2018 года:

«Громадянська позиція» стоїть на засадах рівних умов для підприємництва в аграрній сфері та рішучій протидії будь-якій монополії. Коли ми говоримо про деолігархізацію, то не можемо допустити, щоб нинішній олігархат у сфері газу, нафти та вугілля поміняв профіль та з’явились такі самі олігархи в аграрному секторі... Третій напрям – повна прозорість в оренді землі, в обміні сільськогосподарської продукції, руйнація монополій на транспортних шляхах, на залізниці, аби людина могла реалізувати продукцію.

Комментарий Mind

Анатолий Гриценко декларирует понимание необходимости присутствия на рынке компаний разного масштаба и мощности. Однако сопровождает этот тезис рядом утверждений, которые не сулят легкой жизни крупнейшим из игроков.

Так, он намерен не допустить создания на аграрном рынке монополий сродни тем, которые уже образовались на рынке нефти и газа.

Начнем с того, что начало этой борьбы несколько запоздало. Например, на рынке подсолнечного масла и мяса птицы сформирована классическая олигополия, на которую никто не покушается и, учитывая лидерские позиции Украины на глобальных рынках этих продуктов, это было бы как минимум рискованно с точки зрения перспектив получения валютной выручки.

Тем не менее на практике порыв сократить или не допустить создания монополий (что бы это ни значило) в АПК может воплотиться в усиление проверок Антимонопольного комитета, ужесточение процедуры M&A и требований прозрачности в части конечных бенефициаров.

Все это вряд ли остановит процесс укрупнения украинских агрокомпаний, но может повысить административные и временные расходы на оформление сделок или – в случае злоупотреблений со стороны регулятора – увеличить коррупционную ренту.

Во всяком случае, тезис Гриценко, что АМКУ должен быть мощнее, чем Прокуратура, несет много рисков при негарантированных позитивных изменениях для рынков.

Публично Анатолий Гриценко всегда дистанцировался от олигархов/крупного бизнеса, и никому из недоброжелателей не удалось привязать его имя к чьим-то бизнес-интересам.

Рискнем предположить, что этим кандидат втайне гордится и, скорее всего, будет ревниво охранять свою репутацию от возможных посягательств. Поэтому владельцам агрохолдингов придется проявить чудеса дипломатии, чтобы превратить президента в своего если не сторонника, то хотя бы не противника.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно