Декан KMBS: «Способность – это нечто принципиально иное, чем навыки или компетенции»

Декан KMBS: «Способность – это нечто принципиально иное, чем навыки или компетенции»

Александр Саврук – о развитии школы, сотрудничестве с выпускниками и «Большой идее»

Цей текст також доступний українською
Декан KMBS: «Способность – это нечто принципиально иное, чем навыки или компетенции»
Фото: KMBS

Киево-Могилянская школа – один из лидеров бизнес-образования Украины. Ежегодно здесь получают MBA около 100 бизнесменов по 4 программам. Школа также развивает более 50 коротких программ по различным направлениям. Но главная ценность, которую дает школа, по мнению преподавателей и выпускников, – это изменения в мировоззрении и круг единомышленников. После окончания программ многие выпускники меняют подходы в собственном бизнесе и начинают двигать социальные трансформации.

Ассоциация выпускников бизнес-школы Alumni KMBS вместе с Mind создает специальную платформу Powered Alumni KMBS Platform, цель которой объединить выпускников вокруг общих проектов, ценностей и бизнес-целей. Первым ключевым проектом платформы станет сбор средств на «Большую Идею» – строительство кампуса и расширение территории бизнес-школы.

Mind поговорил о с деканом бизнес-школы Александром Савруком о развитии школы, сотрудничестве с выпускниками и синергии для бизнес-сообщества, которое предоставит платформа Alumni.

Саврук – кандидат экономических наук, декан KMBS. Он специализируется на стратегическом менеджменте, философии бизнеса, управлении изменениями. Также является членом Украинской ассоциации менеджмент-консультантов, совета директоров Швейцарско-Украинской промышленной палаты, работал советником министра экономики по микроэкономическим вопросам.

 К вам идут учиться люди, которые уже владеют или управляют успешными бизнесами. Какова их мотивация? Чему вы можете научить?

– Все меняется. Если я успешный в чем-то сегодня, это не гарантирует, что я буду успешным завтра. А то, что меняется, – новое. С ним надо разбираться. Более того, нужно разбираться не просто с внешней средой, а с собой в новой среде.

Декан KMBS: «Бізнес-школа розвиває спроможність топ-менеджерів»
Фото: KMBS

Это рефлекторное: надо осознать, кем я есть, должен ли я измениться, нужно ли кого-то нового ввести в свою систему. Это требует динамических усилий – и над собой, и над окружающей средой.

Хотя мы называемся традиционно «бизнес-школа», но на самом деле занимаемся проблематикой управления. А управление – это гораздо более широкое понятие, чем бизнес. Управление может быть в музее, в школе, в государстве, в компании. Даже наедине с собой – творческой личности надо как-то собой управлять, и не всегда это просто.

В контексте управления наша задача – помочь человеку (где бы он сейчас ни был, на каком-либо уровне или в каком-либо статусе) найти свой максимальный потенциал воздействия на среду. На все те системы, которые он может «подтянуть» по своим возможностям. Это может быть холдинг или кластер, город или страна. И наконец, человек может сделать тот качественный скачок, на который способен в своем контексте.

– Но как так получается, что предприниматель, который уже находится на рынке, не осознает, кем он является и что ему делать в новой среде, а вы это знаете?

– У каждого своя роль. Предпринимателю нужно делать операционные вещи, стратегические, текущие. А у нас задача – отслеживать и понимать, что происходит в этой среде в принципе. Плюс мы позволяем переносить лучшую практику и лучшую логику из одной сферы деятельности в другую. Если человек открыт, он приходит и берет.

– Какие навыки необходимы современному предпринимателю?

– С навыками работают токари и фрезеровщики. С компетенциями работают менеджеры среднего звена. В случае топ-менеджеров, с которыми мы работаем, – стоит говорить о способностях. Это принципиально иное, чем навыки или компетенции. Есть лидерские способности. Есть творческие. Есть способности к синтезу бизнес-моделей и так далее.

Навыки – это исполнительная логика. Мы с навыками работаем в меньшей степени, мы не ПТУ.

– Можете вспомнить конкретные примеры: когда человек к вам пришел, а вышел совсем другой, с другим видением и амбициями?

– Это случается постоянно. Мы даже замечаем, что некоторые владельцы бизнесов с осторожностью относятся к учебе своих подчиненных. Боятся, чтобы они не «перепрыгнули» свою роль. Хотя на самом деле владельцам как раз такие партнерские масштабные коллеги и нужны.

Если говорить о конкретных примерах, то среди наших выпускников – вице-премьер Геннадий Зубко. Это колоссальный пример, когда человек начал работать над трансформацией достаточно большой системы, в частности над реформой децентрализации.

Александр Стародубцев – один из разработчиков системы электронных торгов Prozorro – также наш выпускник.

В целом у нас более тысячи выпускников, и я каждый раз с удовольствием нахожу их то в Китае с собственным бизнесом, то в Арабских Эмиратах, то в управлении нашим государством, то в экологических, IT и энергетических проектах.

Надо сказать, что люди, которые приходят к нам, уже успешны в понятии «обычной» успешности: они далеко «не голодны», им всего достаточно, чтобы жить и не тужить по меркам позавчерашнего дня. Но это по-хорошему амбициозные люди, которые ищут возможности для влияния на окружающую среду. И я думаю, именно это привлекает наших новых участников. Часто они видят, как люди, которых они знали раньше, меняются, и им хочется развиваться так же.

– То есть основной источник, откуда ваши будущие участники узнают о школе, – это «сарафанное радио»?

– Во многом. Ведь очень нелегко объяснить, что главное вы получаете, учась в kmbs. Это то состояние человека, которое позволяет ему выходить на другой уровень – с другим горизонтом, другими методологиями, с другим видением мира, с другим уровнем оценки себя: что я делаю, для чего я это делаю, с кем я буду это делать?

С кем – это очень важно. Интересно то, что наши участники и выпускники, не зная друг друга, очень быстро сходятся и создают совместные бизнес-проекты.

В kmbs рассказывают об управленческих решениях, основанных на логике открытых систем. Что это и как работает?

– Логика закрытых систем – это механическая логика, субъект-объектная. Когда есть начальник, который дает указания, а подчиненный их выполняет и выступает в этой системе объектом.

Открытая система – это объединение субъектов. Если нам интересно, мы объединяемся и что-то делаем, создаем какой-то продукт. Неинтересно – я выхожу, интересно – захожу. По такой логике сегодня работает большая часть мира. Здесь нет указаний сверху вниз, зато есть общее смысловое поле, умение устанавливать правила игры, видеть «своих», реализовывать свою идентичность и уважать другую идентичность в действии ради общей идеи.

Каков экономический эффект от работы в открытых системах?

– Это эффект роста на один-два порядка. Во время обучения мы рассматриваем кейс Джека Уэлча из General Electric, который с 1980-х и до конца века обеспечил рост ключевых показателей своей компании (таких как стоимость акций или прибыль) на два порядка благодаря изменению логики.

Декан KMBS: «Бізнес-школа розвиває спроможність топ-менеджерів»
Фото: KMBS

– Какой вы видите роль выпускников kmbs в деятельности школы?

– Мы не ожидаем от них ничего, кроме проактивной субъектности, – и они об этом знают. И уже становятся рядом с нами, объединяются. Выпускники очень хорошо понимают, что мы делаем, и берут на себя такую же ответственность – в регионах, в культуре, в бизнесе, в государстве. Нам становится интересно вместе создавать какие-то проекты.

Этим занимаются люди, которые хотят делать больше, чем просто вести свой текущий бизнес. А мы рядом, помогаем им элементами инфраструктуры. А часто и сами получаем помощь от выпускников в определенных инфраструктурных проектах – например, когда выезжаем на обучение в регионы.

А какой может быть синергия, если объединить выпускников на одной платформе, которую сейчас kmbs Alumni готовит к запуску вместе с Mind?

– Это увеличит возможности создания совместных проектов. Можно будет узнать, где, у кого что происходит. Быстрее получить информацию о своем предложении. Быстрее отреагировать.

Должен сказать, что деканы бизнес-школ часто общаются между собой, в том числе о том, как выпускники работают со школами. То, как развивается сообщество наших выпускников, – не имеет аналогов в мире. Если их взаимодействие будет реализовано через такую платформу – это будет как раз тот тип уникального решения, где сообщество самоорганизуется и действует абсолютно в той логике, в которой мы мечтали, чтобы оно работало. Это динамичный процесс, он зависит от контекста и многих других моментов, но мы движемся в правильном направлении.

Одна из задач платформы – это сбор средств на развитие кампуса для школы. Кампус – это часть нашего продукта для участника и выпускника, которая обеспечивает атмосферу, возможность общаться и работать с перспективными решениями. Когда к нам приходят иностранцы, они спрашивают: «У вас такая наполненная атмосфера, как вам это удается?» Поэтому мы хотим расшириться, нам мало места, но эту атмосферу стремимся сохранить.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно