Основатель Karabas.com: «Сайты по продаже фальшивых билетов – это уже организованная преступность»
Максим Плахтий – о подделках концертных билетов, борьбе с мошенниками, культуре потребления и международном опыте

В Украине стартует сезон музыкальных фестивалей. Самыми громкими событиями лета станут Leopolis Jazz Fest, UPark, Atlas Weekend, Brave!Factory Festival, которые соберут исполнителей мирового уровня – The Chainsmokers, Black Eyed Peas, Rag’n’Bone Man, Thirty Seconds to Mars, Dubfire.
Бурная концертно-фестивальная жизнь привлекает не только меломанов, но и любителей легкой наживы – мошенников, которые торгуют фальшивыми билетами. В группе риска – все, кто покупает билеты «с рук».
Самый известный в Украине случай массового обмана с использованием фальшивых билетов произошел осенью прошлого года. Около 2000 человек не смогли попасть на концерт группы Imagine Dragons, так как их билеты оказались подделкой. Многие из обманутых пользователей купили свои билеты с большой скидкой через сайт, который впоследствии оказался мошенническим. Часть пострадавших подали коллективный иск, суды идут до сих пор.
Как не стать жертвой подобной билетной аферы? Почему даже официальный билет, купленный «с рук», может оказаться недействительным? И как «перекрыть мошенникам кислород»? Обо всем этом в интервью Mind рассказал основатель билетного сервиса Karabas.com Максим Плахтий.
В первой части интервью, которая вышла на Mind ранее, мы поговорили с бизнесменом о том, как устроен концертно-билетный рынок Украины.
– В сентябре 2018 года в Украине произошел большой билетный скандал: несколько тысяч посетителей концерта Imagine Dragons стали жертвами мошенников, продававших поддельные билеты. Билеты продавались как «с рук», так и через специально созданный мошенниками сайт. Суды идут до сих пор.
Отсюда вопрос: когда на рынке появляется новый игрок, как понять, что это не мошенники?
– Правильный вопрос. Но давайте сначала разберемся: какое государство мы строим – рыночное или авторитарно-директивное? Если мы строим авторитарное государство, которым был, например, Советский Союз, тогда этот вопрос может быть урегулирован методами авторитарного государства. Когда выдается лицензия или гастрольный лист, в котором обозначается, что вот этому организатору разрешено в такое-то время делать то-то.
Либерализация законодательства привела к тому, что мы отказались от всех этих лишних бумажек, когда нужно идти в Министерство культуры и получать разрешение на проведение какого-либо мероприятия. Но у этого процесса есть и обратная сторона.
С точки зрения закона, кто угодно может заниматься организацией мероприятий и продажей билетов. Нет регулятора, не к кому обращаться. Поэтому, к сожалению или к счастью, потребителю нужно самому ориентироваться в том, что с ним происходит – и это не только на билетном рынке. Например, вы покупаете мясо. Можете купить у бабки на ящике на остановке, если доверяете. Можете купить на рынке с синей печатью. А можете купить в сетевом магазине. Это уже ваш личный выбор. Оценку рисков зритель или покупатель должен делать самостоятельно.
Согласитесь, не просто так билетные операторы вкладывают в имидж, а мы еще в том числе вкладываем в легальную работу. Это тоже стоит денег. Мы платим все налоги, в отличие от кого-то, мы тратим много денег на маркетинг, на работу с потребителем, на обучение, на разъяснительную работу и т.д.
Если следовать закону, то ответственность за мероприятие всегда несет организатор. Дальше он уже делегирует свою продажу по агентским соглашениям. Именно организатор должен информировать – вот наши легальные партнеры, вы можете купить билеты там-то и там-то.
– То есть задача организатора – правильно выстроить коммуникацию.
– Да. Но тут тоже есть определенное недопонимание. Когда потребитель покупает билет, он больше сталкивается с билетным оператором, часто не зная, кто вообще организатор. Поэтому, мой совет: все-таки ориентируйтесь на сайты проверенных операторов.
В истории с фейковым сайтом важно вот еще что. Почему люди шли туда? Там продавался билет со скидкой 50%! Вот тут стоило бы подумать, почему везде билет продается по одной цене, а там вдруг скидка в половину стоимости?
– Я знаю, что на том же концерте были случаи подделок оригинальных билетов Concert.ua. Как такое возможно?
– Смотрите: есть два типа билетов: билет на бланке оператора и билет, который приходит вам на почту. Когда человек покупает билет на бланке оператора где-то «с рук», он уже должен быть готов к тому, что это, возможно, подделка. Сегодня техника дошла до такого уровня, что условный билет достаточно высокого полиграфического качества можно напечатать у себя дома на принтере. Даже мы в Karabas.com, когда сталкиваемся с подделками, не всегда можем сходу их отличить. Это первый момент.

Второй момент – на самом деле все билеты электронные, со своим уникальным штрих-кодом. Сам факт наличия бланка оператора непринципиален. Важен только уникальный штрих-код. Даже если вам продали билет через ОLХ или какую-то доску объявлений, вроде как оригинальный, а перед этим сделали ксерокопию, то продавцы сами могут пройти на концерт по «ксероксу» или даже фотографии билета. А вы уже после него не зайдете.
Мой вывод такой: покупать билеты «с рук» в принципе нельзя, если только это не ваш знакомый. Иначе вы никак не защищены.
– Что вы как билетный оператор делаете для борьбы с подделками?
– Мы этой проблемой колоссально озабочены. Karabas.com ведет целую информационную программу, которая называется «Офіційні квитки», и она включает три принципиально важных для нас направления.
Первое – это максимальное информирование. Мы создали портал officialtickets.org.ua, где полностью собрали все законодательство и на простом языке ответили на главные вопросы: что делать, если вас не пускают на мероприятие, какова зона ответственности покупателя, организатора, билетного оператора. По всем вопросам есть ссылки на законодательство, чтобы любой желающий мог зайти и посмотреть свои права. Задача «Офіційних квитків» – гарантировать права потребителя, в конечном счете защищать его.
Второе – внедрение инструментов и механизмов, которые позволят человеку проверить свой билет. Каждому билету Karabas.com, помимо штрих-кода, мы начали присваивать код проверки, зарегистрированный на портале officialtickets.org.ua. То есть вы, покупая билет, можете зайти на портал, вбить код проверки, получить информацию – когда проходит мероприятие, сколько стоит билет, проверял ли кто-то еще этот код до вас.
Представим ситуацию, что перед вами подделка. Вы заходите по коду и смотрите, есть ли такой билет, когда он был продан. Если мошенники скопировали этот код с какого-то другого билета, вы сразу увидите, что там будет другая информация.
– А если они купили реальный билет и сделали копию?
– Будет тот же код. Но что мы делаем? Мы сообщаем в момент проверки вам на экране, что этот билет уже ранее проверялся. Также в момент проверки мы отправляем письмо на имейл человека, который купил билет, что в данный момент происходит проверка его билета. Если это не вы, значит, кто-то другой проверяет. Если у вас есть какие-то подозрения, то закажите перегенерацию билета.
Третье направление нашей работы – инструменты помощи людям, которые уже стали жертвами подделки. В случае, когда билет покупается официально на сайте, у покупателя вообще никогда проблем не бывает. А если человек покупает «с рук», то извините, это уже не наша зона ответственности. Но поскольку мы стараемся заботиться обо всех клиентах, то на сайте officialtickets.org.ua мы создали инструкцию: что делать, если вы уже стали жертвой мошенничества, со ссылками, куда обращаться.

– Я знаю, что вы недавно встречались с киберполицией. О чем говорили – расскажите подробнее?
– Да, недавно у нас была встреча с департаментом киберполиции Нацполиции Украины. Мы озвучили свои идеи и получили хороший отклик, подписали Меморандум о сотрудничестве. Сразу чувствуется, что полиция у нас новая – можно встречаться, обсуждать и быть услышанным. Мы договорились о том, что сконцентрируемся на взаимной борьбе с масштабными схемами, организованными формами мошенничества. Ведь когда создают целые сайты и продают много фальшивых билетов, это и есть организованная преступность.
– Как именно будет вестись эта борьба?
– Очень простой пример. Когда продавался тот же Imagine Dragons, организаторы обращались в полицию, что вот фейковый сайт, мы его не знаем. Но сайт продолжал продавать, никто его не закрыл, ничего не было предпринято, никакой реакции. Сейчас же мы наладили коммуникацию и договорились, что будем услышаны. Если мы даем сигнал, то полиция готова включаться. Более того, заявку для киберполиции можно будет зарегистрировать прямо на портале.
– Согласно реестру судебных решений, иск по подделкам билетов на Imagine Dragons рассматривается в Одессе и к нему присоединилось до 40 человек. Судя по материалам дела, преступника обнаружили практически сразу. Он признается, рассказывает, как планировал преступление. Но материалы до сих пор собираются, и никто не наказан.
– Это вопрос следственных действий, мы на них никак повлиять не можем. Со своей стороны, мы можем быстрее информировать правоохранителей, чтобы они быстрее среагировали. И они к этому готовы.
– В практике Karabas.com были случаи, когда вы находили подделки билетов, которые выпускались от вашего имени?
– Подделывают тех, кто больше всего представлен на рынке. Естественно, и нас в том числе.
Последний случай – это уникальная подделка, которую можно отправлять в музей. Билет полностью сделан полиграфически, очень красивый, с тиснением золотыми буквами. Написано «Karabas.com», голограмма есть, заламинирован. И еще написано «super VIP билет» и указана стоимость – 5 000 гривен. Человеку продали этот билет за полцены, якобы потому что «я не могу пойти». Человек идет с уверенностью, что у него какое-то мега-VIP и все в золоте. Но на самом деле это кусок красиво оформленной бумаги.
– Как часто обнаруживаете такие подделки?
– Вот такие оригинальные, с такой красотой мы впервые обнаружили. Но вообще в последнее время на больших мероприятиях подделки случаются. Цветные принтеры и «ксероксы» у людей есть, билеты стараются подделывать так, чтобы тяжело было отличить.
Но это все бессмысленно. Потому что нигде не пропускают по билету: пропускают по штрих-коду. А на каком он бланке сделан – хоть на бумажке, хоть на листике нарисован – это не имеет никакого значения.
– А кому-то удавалось «взломать» вас, чтобы получить штрих-код?
– Это невозможно. Мы защищены, стандартизированы по стандарту информационной безопасности ISO 27001. Бизнес-процессы, программное обеспечение – все в нашей компании построено так, чтоб нас нельзя было взломать.
– Если оценивать объем подделок на рынке, сколько мошенники зарабатывают в год?
– Мне тяжело сказать. Это очень сильно зависит еще и от того, кто оперирует как генподрядчик со стороны организатора. Вы можете увидеть, что в принципе все самые шумные скандалы от «Евровидения» до Imagine Dragons обслуживал один из наших конкурентов. Вероятно, у него больше подделок и проблем.
Мы же сталкиваемся с единичными случаями, и они в большинстве своем разрешается на уровне конфликт-центра на мероприятии. За последний год мы организовали по всей стране около 3000 контрольно-пропускных систем. И нигде в интернете вы не найдете, что на каком-либо концерте, где мы работали, была какая-то проблема с поддельными билетами или контрольно-пропускной системой. Мы очень ответственно относимся к таким вопросам и призываем других участников рынка поступать так же.

– Вы готовы поделиться своими ноу-хау?
– Все ноу-хау, которые внедряем, мы отдаем в рынок, и рано или поздно рынок их берет. Давайте скажем прямо: когда мы ввели электронный билет, мы не создали никакой монополии, государственной или полугосударственной. Мы разработали технологию, обучили национальные театры, перевели площадки, внесли изменения в законодательство – все сделали для того, чтобы у рынка была новая возможность. И все начали работать по новым правилам, пользуются данными наработками.
– Глобально же электронный билет не вы придумали.
– Глобально придумали не мы. Но мы говорим о том, как конкретно внедрить это в данной сфере на данной территории.
У нас концертные площадки – государственные монополии. Если у них в инструкции написано, что нельзя – то чтобы что-то поменялось, нужно решение министерства. А министерству нужно понять, как это будет работать.
Чтобы понять, какой будет новая модель, кто-то должен ее разработать и представить. Кроме того, что это организационно должно быть решено, еще должно быть решено юридически и технически. Karabas.com – первый, кто разработал и предложил решение, сделал систему, которая позволила быть центральным сервером и подключать туда других операторов. До этого всего были закрытые системы, и каждая собирала билеты у себя.
– А проверочный код для билетов – это ваша идея? Что по этому поводу говорит зарубежный опыт?
– За рубежом проблемы такие же. Я вам больше скажу.
Украина, с точки зрения тикетинга – продажи электронных билетов – очень сильно продвинута по сравнению с другими государствами. Единственное, что на других рынках они «выезжают» за счет культуры потребления. Там в принципе покупать «с рук» не принято. И подделывать тоже.
Там человеку не придет в голову сделать ксерокопию билета или перелезть через забор. Это немного иной рынок. У нас люди более хитрые, изощренные, поэтому мы тоже должны быть более подкованы.
Подобные технологии маркировки используют в других отраслях. Например, производители одежды, которые хотят защитить свой бренд, наносят дополнительные, усложняющие проверочные коды. Так делают производители дорогого вина во Франции. На каждой бутылке есть код, его можно ввести на сайте провинции и узнать, какой был урожай, как его собирали, какого качества вино получили. Это модная тема.

Есть ли в мире подобная практика в отношении билетов? Честно говоря, мы не встречали. Но мы много чего не встречали, а у себя уже внедрили. Я не считаю, что, имея такие мозги и ИТ-компетенцию в стране, должны еще на кого-то ориентироваться.
– Наоборот, можно ездить по миру и консультировать.
– Так и есть. Поверьте, тот же наш большой северный сосед очень много чего перенял именно с украинского рынка.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].