Схематоз августа: аресты банковских счетов, непрозрачное отчуждение акций и «черные регистраторы»
Mind предлагает читателям выбрать, какой из трех кейсов нам расследовать дальше

Mind совместно с платформой Скажи.ua продолжает цикл журналистских расследований под рубрикой «Схематоз месяца». В ней мы выбираем наиболее яркие или интересные, по мнению редакции, схемные действия, которые наносят ощутимый вред украинскому бизнесу. Затем кратко описываем «историю болезни» и предоставляем читателям возможность проголосовать за один из кейсов, который, по их мнению, достоин более детального расследования.
В прошлом выпуске мы предложили нашей аудитории три сюжета: противостояние Государственной экологической службы с судовладельцами в Одесском порту, давление на международную компанию Avellana Gold с целью завладеть частью ее украинских активов и обвинения в экоциде со стороны СБУ в адрес комбината «АрселорМиттал Кривой Рог». По итогам читательского голосования победил кейс «Экологи vs судовладельцы». И Mind в своем материале раскрыл детали этого резонансного дела.
На этот раз в подборку попали следующие эпизоды, имеющие признаки систематического давления на бизнес со стороны контролирующих и силовых структур государства: арест банковских счетов ООО «Бетон Комплекс» – одного из предприятий промышленно-строительной группы «Ковальская»; противоречивый механизм принудительного отчуждения акций миноритариев в пользу владельца мажоритарного пакета акций (squeeze-out); а также деятельность «черных регистраторов», способствующая незаконному завладению чужими активами.
Проголосовать за одного из «номинантов» вы сможете в форме ниже или на нашей странице в Facebook. Тот кейс, который наберет наибольшее количество голосов, будет принят в подробную разработку: редакция проведет журналистское расследование, результаты которого затем будут опубликованы на нашем сайте.
Арест банковских счетов крупных предприятий
Событие. Летом 2019 года ООО «Бетон Комплекс» – одно из девяти предприятий промышленно-строительной группы «Ковальская» – заявило об угрозе его дальнейшему существованию из-за ареста счетов в Альфа-Банке и УкрСиббанке. Об этом предприятие сообщило на своей странице в Facebook.
В чем суть проблемы. Решение об аресте счетов предприятия было принято Сосновским районным судом города Черкассы по представлениям Службы безопасности Украины и Генеральной прокуратуры Украины. Требование об аресте средств базировалось на утверждении следователя Главного следственного управления СБУ, что предприятие якобы «не имеет никаких производственных мощностей, собственного имущества, трудоустроен в нем только один человек, какие-либо офисные или складские помещения не арендуются».
В свою очередь директор ООО «Бетон Комплекс» Евгений Гвоздарев опроверг такую информацию и заявил об абсурдности этих обвинений. Он считает, что работа предприятия была парализована из-за действий следственных органов, «причину и логику которых никто не может объяснить». А в результате блокирования счетов более 700 работников предприятия рискуют остаться без зарплаты, а инвесторы строительства – без жилья.
ООО «Бетон Комплекс», по информации самого предприятия, является одним из девяти мощных производств бренда «Бетон от Ковальской» и одним из лидеров производства конструктивного железобетона в стране, на нем работают более 700 человек и действует единственный в стране экспериментальный комплекс по испытанию стройматериалов. «Это большое предприятие, современный украинский бизнес, который дает работу и добросовестно платит налоги – в 2018 году объем уплаченных налоговых платежей составил 99 млн грн, а за 6 месяцев текущего (2019) года – 64 млн грн», – заявили в ООО «Бетон Комплекс».
Однако суд решил, что ООО «не находится по юридическому адресу, не имеет никаких производственных мощностей, а его сотрудники являются номинальными лицами».
Впоследствии ситуация разрешилась в пользу компании: 22 июля Сосновский районный суд города Черкассы отменил арест средств ООО «Бетон Комплекс» на счетах Альфа-Банка, УкрСиббанка и других банковских учреждений, и предприятие возобновило свою операционную деятельность.
Почему мы подозреваем, что имеет место «схематоз»? «Из анализа судебных решений, размещенных в Едином государственной реестре судебных решений, следует, что в рамках уголовных производств, возбужденных на основании ст. 205 Уголовного кодекса Украины (фиктивное предпринимательство), на основании ходатайств органов следствия СБУ, судами накладываются аресты на денежные средства различных юридических лиц», – отмечают наши партнеры по «Cкажи.ua» в своем заключении по этому делу.
По их информации, в течение трех последних лет по представлению ГПУ и СБУ суды 193 раза «замораживали» деятельность различных предприятий путем ареста их банковских счетов, и ни одно из возбужденных правоохранителями производств не было доведено до приговора суда.
В частности, в 2019 году уже зарегистрировано 57 определений о наложении арестов на денежные средства в рамках четырех различных уголовных производств; в 2018-м – 13 подобных определений в рамках двух производств, в 2017-м – 123 определения в рамках 11 различных уголовных производств.
Отдельно стоит отметить, что из сведений в ЕГРСР не следует, что хотя бы одно из этих дел получило свое логическое завершение в виде судебного приговора. Привлекает внимание и то, как констатируют в Скажи.ua, что по одному из уголовных дел, начатых 2018 году, в рамках которого были арестованы счета, в реестре судебных решений отсутствуют документы вплоть до июля 2019 года. А в июле появились сразу 125 судебных решений, причем некоторые из них апеллируют к ст. 205 Уголовного кодекса Украины, которая вообще не подследственна СБУ.
Непрозрачная процедура squeeze-out в Украине
Событие. В июле 2019 года 47 народных депутатов, а за ними и многочисленные участники фондового рынка, обратились в Конституционный суд с просьбой проверить законность и соответствие нормам Основного закона процедуры принудительного отчуждения акций миноритарных акционеров в пользу владельца мажоритарного пакета акций (squeeze-out), которая действует в Украине с 2017 года.
КСУ пока вопрос не рассматривал, зато Ассоциация юристов отреагировала: «Ссылки авторов представления на тот факт, что положения, регулирующие процедуру squeeze-out, противоречат Конституции и посягают на частную собственность, являются ошибочными». В ассоциации уверены, что «в виде исключения» и исходя из мотивов «общественной необходимости» Конституция предусматривает возможность принудительного отчуждения объектов права частной собственности.
В чем суть проблемы. Механизм squeeze-out действует с июня 2017 года, он прописан в законе №1983-VIII. Он позволяет владельцам 95% и более акций компании принудительно выкупать акции у миноритарных акционеров. Так, мажоритарный акционер (нередко в сговоре с группой мажоритариев), сообщает Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) о намерении выкупить акции, размещает уведомление на своем сайте и в системе раскрытия информации Stockmarket, открывает в банке специальные эскроу-счета, утверждает цену выкупа, направляет в банк список лиц, у которых выкупаются акции, и перечисляет деньги миноритариям.
Тем же законом предусмотрена и другая процедура – sell-out. По ней сам миноритарий направляет требование мажоритарному акционеру о выкупе, после чего наблюдательный совет акционерного общества утверждает цену выкупа акций и осуществляет приобретение ценных бумаг, перечисляя деньги миноритарным акционерам.
Предполагалось, как разъясняла НКЦБФР еще пять лет назад, предлагая законодательное закрепление права принудительного выкупа акций, что это решит проблему так называемых спящих акционеров. То есть миноритариев, получивших доли в уставных фондах АО в результате приватизации госпредприятий после распада СССР, но не участвующих в работе компаний. В 2016 году таких «спящих акционеров» оказалось около 3 млн человек.
В итоге спустя два года действия закона НКЦБФР сообщила, что к 12 июля 2019 года проведено 287 процедур squeeze-out. За продажу своих акций уже получили средства 21 700 акционеров, а общая сумма, подлежащая к уплате, составляет 1,35 млрд грн. Из нее выплачено почти 668 млн грн.
В целом процедура squeeze-out не нова и действует во многих странах – в том числе западноевропейских. Но там следят за тем, чтобы законодательные нормы не влекли за собой незаконного хищения собственности, в то время как в Украине имеют место случаи, когда акции компаний принудительно скупаются у миноритариев по цене в 6–12 раз ниже их реальной стоимости.
Почему мы подозреваем, что имеет место «схематоз»? По мнению недовольных процедурой squeeze-out, главная проблема заключается в том, что миноритарный акционер не может участвовать в процедуре выкупа. Он узнает об итогах постфактум. Также проблемой является то, что отсутствует объективная и справедливая процедура оценки стоимости акций.
На практике мажоритарий объявляет минимальную цену выкупа, и владелец акции не может на нее повлиять. К тому же законодательство одним акционерам позволяет сохранять право собственности на акции, а других лишает этого права. В результате нарушается принцип равенства всех акционеров-собственников.
В итоге пострадавшие от такого законодательного «дисбаланса» заявляют, что им компенсировано меньше 50% стоимости фактически отнятых акций.
Суды и «черные регистраторы» «отжали» у государства недвижимости на 1,5 млрд грн
Событие. В августе 2019 года на своей странице в Facebook тогда еще генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что одной из пяти наибольших источников коррупции в Украине является «система «черных регистраторов».
По словам Луценко, 17 августа 2019 года «после длительного документирования прокуратура Киева и СБУ проводят совместную спецоперацию по задержанию преступной группы, члены которой организовали схему завладения недвижимым имуществом, которое находилось в государственной, коммунальной и частной собственности, чем нанесла ущерб в 1,5 млрд грн».
Тогда были задержаны семь человек, из них трое – организаторы и четверо – исполнители схем незаконного отчуждения имущества. При этом двое из них оказались адвокатами, а еще один – экс-руководителем органов юстиции в Киеве. Задержание прошло в порядке статьи 208 Уголовного процессуального кодекса Украины.
«Изъятые документы позволяют в дальнейшем работать и над ролью судей в принятии нужных рейдерам решений», – подчеркнул тогда Луценко в Facebook.
Экс-генпрокурор в опубликованном им видео отметил, что «рейдерство расцвело из-за того, что в свое время был принят закон, позволяющий коммунальным предприятиям заниматься вопросами регистрации».
По его словам, каждый мэр может создать коммунальное предприятие, и «две девочки-регистраторши могут иметь доступ к системе, по которой любое предприятие Украины может сменить собственника от одного нажатия мышкой на компьютере». Именно так и произошло, когда с оккупированных территорий в Луганскую область прибыли две женщины-регистраторши, создали такое предприятие и «сменили собственников на 40 млрд грн… и потом сбежали за границу», а законные собственники вынуждены отстаивать свои права через суды.
В чем суть проблемы. В интервью Скажи.ua жертва «черных регистраторов», собственник компании «КрокУкрЗализбуд» Людмила Андриевская рассказала, как в марте 2019 года через Госреестр юрлиц обнаружила, что больше не является собственником своего предприятия, теперь им числится некий гражданин Сущенко из Донецкой области.
Со временем выяснилось, что в октябре 2018 года в Марьинский районный суд Донецкой области был подан иск «от имени неизвестного нам Сущенко Н. Н., о том, что я в 2012 году заняла якобы у него 10 млн грн и обязалась их вернуть в 2018 году. В связи с тем, что не вернула – он и обратился с иском».
При этом в суд был предоставлен поддельный договор займа и соглашение о поручительстве, поддельный паспорт Андриевской, ее фальшивое заявление о признании иска и прошение рассмотреть дело без нее. Также была «слеплена» фиктивная доверенность на имя некого Матющенко о представлении ее интересов в суде. Таким образом, 18 декабря 2018 года «судья Марьинского суда Медведский М. Д. «добросовестно» рассматривает это дело и выносит решение – взыскать с меня 10 млн грн», – сказала Андриевская.
«14 февраля 2019 года своим решением судья утверждает соглашение, в реестре документ появляется только 11 марта. На основании этого решения частный нотариус вносит изменения в государственный реестр. Вот так я перестала быть собственником компании», – рассказала пострадавшая.
Почему мы подозреваем, что имеет место «схематоз»? Из ряда принятых судьей Голопристанского районного суда Херсонской области Юрием Францишко решений можно предположить, что он причастен к действиям «черных регистраторов». Судья неоднократно принимал решения о передаче недвижимости в счет долга на основании «мирового соглашения» в пользу «взыскателя».
Примечательно, что по решению суда, который находится в Херсонской области, в собственность «взыскателя» передавалось имущество, находящееся, например, в столице, а также в других регионах Украины.
В применении аналогичной «схемы» есть основания подозревать и судью Марьинского районного суда Донецкой области Максима Медведского, который подобным образом разбирал дела по «мировому соглашению» сторон и принимал решения о передаче имущества «должника» «взыскателю» в счет долга.
При этом в нескольких судебных решениях есть аналогичные грамматические ошибки, что может свидетельствовать о том, что подобного рода действия были поставлены «на поток».
В преступном сговоре, вероятно, был задействован и регистратор филиала КП Киевского областного совета «Аквабиоресурсы» Владимир Исаев, который, как отмечается в судебном решении, «регистрировал право собственности на землю коммунальной формы собственности на основании заведомо поддельного Государственного акта права собственности на земельный участок».
О возможной тесной связи регистратора Исаева и судей Францишко и Медведского может также говорить судебное решение по делу 320/4646/19, в котором было установлено: после того как Министерство юстиции отменило аккредитацию КП «Аквабиоресурсы», именно судья Францишко вынес судебное решение, которым приостановил действие данного приказа, тем самым позволив Исаеву продолжить незаконные действия с имуществом. Всего за два года регистратор Исаев стал фигурантом 11 уголовных производств.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].