«Схематоз» месяца: как работает «экологическая схема» в Одесском порту
Нехитрая идея по взиманию дани с кораблей приносит ее создателям до $2 млн в год

Mind совместно с платформой Скажи.ua продолжает находить узкие места в украинской административной системе, которые приносят выгоду чиновникам. Проект предполагает, что мы расследуем кейс, выбранный читателями в июле из трех подобных путем голосования.
По результатам опроса все три схемы набрали приблизительно одинаковое количество голосов, поэтому Mind постарается уделить внимание каждой из них. Наиболее распиаренной является коррупционная схема под видом экологических проверок судов в портах. Интересна она, похоже, не только нашим читателям. В ходе недавнего совещания в Одессе под руководством президента Владимира Зеленского бизнес озвучил ему жалобы на Госэкоинспекцию, которая под ширмой экологических проверок зарабатывает на судах, заходящих в украинские порты.
И. о. главы Одесской ОГА Светлана Шаталова называет эту практику узаконенным «грабежом», которая уже привела к тому, что иностранные судовладельцы не рекомендуют своим капитанам заходить в украинские порты. Она также сузила круг подозреваемых – до Государственной экологической инспекции Крымско-Черноморского округа.
В упрощенном виде схема выглядит так: Госэкоинспекция фиксирует якобы «загрязнение внутренних вод» из-за слива «балластных вод» с судов, которые заходят в украинские порты. Инспектора либо предлагают решить этот вопрос «полюбовно», за «вознаграждение» либо же «запускают» механизм проверки – берут пробы, результаты исследования которых заведомо никогда не соответствуют нормативам, и штрафуют суда.
Простой судна из-за задержания экологами длится в среднем 48–72 часа, что обходится судовладельцу в десятки тысяч долларов, иногда – до $120 000, в зависимости от размера судна. Размер выписанного штрафа существенно меньше – от $5000 до $40 000, что делает выбор судовладельца очевидным.
В последнее время количество задержания судов существенно возросло – за неполный текущий год уже в три раза больше, чем за 12 месяцев 2018 года.
Динамика задержания грузовых судов Государственной экоинспекцией
Год |
Количество задержаний |
2016 |
1 |
2017 |
- |
2018 |
4 |
2019 |
15 |
Первый заместитель начальника Государственной экологической инспекции Крымско-Черноморского региона Дмитрий Крючков в ходе совещания с президентом отмечал, что экологи ратуют исключительно за благополучие региона, экологическая ситуация в котором критическая, а Украина превратилась в страну четвертого мира, в которую прибывают «мыться» иностранные суда. Резкое ухудшение произошло как раз после ослабления экоконтроля после принятия постановления КМУ, которое запретило экоинспекторам подниматься на борт судов, уверен Крючков.
Mind и Скажи.ua проанализировали ситуацию в портах и выявили неоднозначную статистику. Только за последние полтора года мы обнаружили 20 случаев задержания судов, основанием для которого стали претензии экологической службы. Можно предположить, что Госэкоинспекция просто стала лучше работать и перестала закрывать глаза на нарушения нормативов заходящими в порты судами.
Однако этой версии противоречит тот факт, что большая часть задержаний закончилась тем, что суда просто отпускали либо действия Госэкоинспекции успешно оспаривались в суде. И если разовый случай можно трактовать как стечение обстоятельств, то два десятка указывают на системную практику. Для удобства мы свели все выявленные случаи в таблицу. Также нужно оговориться, что подобных кейсов было критически больше – они остались за пределами публикации и не включены в перечень, так как не оставили электронного юридического следа, но о них рассказывают приближенные к судовладельцам источники.
10 резонансных экозадержаний
Судно |
Дата задержания |
Результат |
ОДЕССКИЙ ПОРТ |
||
Dionysus (Либерия) компании Nephele Maritime Corporation |
21 июня 2019 года
|
Экологов не пустили на борт, но чтобы задержать судно в порту Госэкослужба выписала штраф на сумму более $21 000. |
ЧЕРНОМОРСКИЙ ПОРТ |
||
Clipper Polaris (Панама) компании Sanzo Enterprise S.A. |
10 июля 2019 года |
Судно простаивает с 10 июня, принося владельцам $20 000 убытков в день. Причиной простоя стала претензия Госэкослужбы и административный штраф на сумму более $41 000.
|
Glorieuse (Маршалловы острова) |
11 июля 2019 года |
Судно Glorieuse загружено марганцевой рудой и вообще не имеет балласта, то есть даже теоретически не имеет технической возможности загрязнить воды. Ссылаясь на это, капитан не допустил экологов к осмотру. Судно задержано по требованию экоинспекторов. |
Harvest Festival |
8 июля 2019 года |
Госэкослужба наложила штраф в размере $29 000 и задержала судно в порту. Эти действия экоинспекторов обжалуются в судах. Окончательного решения пока нет. |
Manzanillo |
январь 2019 года |
29 марта в суде было отменено очередное постановление Госэкослужбы о наложении штрафа в размере более чем $9000 и задержании судна в порту. Решение даже не обжаловалось.
|
Servet Ana (Турция) |
5 июня 2019 года |
Судно было задержано в порту на основании претензии экоинспекторов.
|
Hanseatic Eagle (Сингапур) |
Февраль 2019 года |
В феврале сотрудники Госэкослужбы более чем на неделю задержали в порту судно под сингапурским флагом, после чего отпустили его, так как не нашли никаких нарушений.
|
Golden Grains |
Февраль 2019 года |
Задержано по требованию Госэкоинспекции, отпущено после нескольких дней простоя |
Navios Coral (Панама) |
Октябрь 2018 года |
В октябре 2018 года судно было задержано с подачи экологов в Николаевском порту и порту «Черноморск»
|
Bogdan |
Июль 2019 года |
Судну был запрещен выход из порта по отработанной схеме.
|
НИКОЛАЕВСКИЙ ПОРТ |
||
Harvest Moon (Маршалловы острова) |
11 июля 2019 года |
Судно простаивает в порту из-за аналогичной претензии госэкослужбы.
|
Praetorius |
20 мая 2019 года |
Интересно, что одни и те же действия экологов были расценены абсолютно по-разному капитаном порта от Администрации морпортов Украины и морской администрации. Последний пошел на поводу у Госэкоинспекции. После скандала судно покинуло порт |
Saadet C |
Март 2019 года |
Экологи провели очередную проверку воды возле судна, но результаты аналогичной проверки экологов АМПУ показали, что никаких нарушений нет.
|
ПОРТ ЮЖНЫЙ |
||
Gertrude Oldendorff |
10 июля 2018 года |
Согласно решению суда отменено очередное постановление Госэкослужбы о наложении штрафа в размере $29 000 и задержании судна. Штраф будет возмещен из Госбюджета.
|
Anangel Happiness (Греция) |
5 июля 2019 года |
Судно простаивает из-за претензии Госэкоинспекции, штраф на сумму более $58 000.
|
Ocean Hope |
Май 2019 года |
Госэкоинспекция незаконно пыталась попасть на борт судна и отобрать соответствующие пробы, но капитан судна отказал в допуске. Капитан привлечен к административной ответственности якобы за невыполнение законных распоряжений, а само судно задержано.
|
BW Acorn (флаг Маршалловы Острова) |
июль 2018 года |
Суд отменил постановление Госэкослужбы о задержании и штрафовании судна якобы за загрязнение портовой акватории.
|
Adela |
21 марта 2019 года |
Судно было удержано Госэкослужбой, постановление обжалуется в суде, окончательного решения пока нет.
|
Iron Destiny |
Декабрь 2018 года |
Решением суда было отменено постановление Госэкослужбы и решено возместить суму штрафа $25 000 за счет государственного бюджета, который оплатили судовладельцы, чтобы судно не простаивало в порту.
|
Tasik Melati |
Декабрь 2016 года |
Суд признал незаконными действия Госэкослужбы, которая требовала запретить выход судна из порта в декабре 2016 года до проведения экоконтроля.
|
Кто стоит за этим экологическим разгулом?
Непосредственный исполнитель – Госэкоинспекция Крымско-Черноморского округа. Ее с 2017 года возглавляет Александр Ставнийчук. Его назначению на этот пост не помешало ни отсутствие профильного образования (его специальность – судохождение), ни опыта в сфере экологии. Вся его связь с отраслью сводится к работе его матери в 2006–2010 годах помощником нардепа Злочевского, министра экологии в 2010–2012 годах.
Деловая биография Ставнийчука также не безупречна – в августе 2015-го, когда он был директором Департамента экологии Одесской ОГА, Госфининспекция составила на него протокол за нарушения при госзакупках. В январе 2016 года производство закрыли.
Таким образом, экологическое направление курирует человек, который уже фигурировал в коррупционных разбирательствах и не работал до этого в отрасли. Вкупе с участившимися случаями остановки судов это может указывать на искусственную чрезмерность контроля.
Масштаб злоупотреблений экологов привел к тому, что на них обратил внимание Кабинет министров. «Мы знаем эту проблему, к нам тоже поступают сигналы о коррупции при таких проверках. Есть поручение подготовить соответствующие решения на следующее заседание правительства, чтобы урегулировать эту проблему», – заявлял премьер Владимир Гройсман.
И действительно, 17 июля решение было принято: на заседании Кабинета министров утвержден новый Порядок взаимодействия государственных органов по защите природной среды в портах. Порядок устанавливает четкий алгоритм действий АМПУ, Госэкоинспекции и Морадминистрации при проведении экологических проверок судов в портах и должен снизить уровень коррупционных рисков в данном вопросе.
Более того, правительство Украины на заседании 14 августа приняло решение о ликвидации Государственной экологической инспекции и создании вместо нее Государственной природоохранной службы.
Тем не менее морская отрасль продолжает скептически относится к происходящим «реформам» – есть основания думать, что смена вывески не изменит наполнения.
Существование любой незаконной или полузаконной схемы заработка в портах невозможно без участия или как минимум лояльности со стороны их руководства. Так, разгул экологов начался после того, как АМПУ в 2017 году возглавил латыш Райвис Вецкаганс. Однако является ли его роль активной либо он просто несведущий в украинских реалиях экспат и не посвящен в коррупционную составляющую экологической деятельности – не известно.
Руководитель Одесского филиала ГП «АМПУ» Игорь Ткачук также достаточно одиозная личность. Его послужной список включает несколько крупных государственных структур и органов, в каждом из которых не обходилось без проблем.
В 2010 году, когда Игорь Ткачук был депутатом горсовета Винницы, ему приписывали участие в реализации ряда схем по выведению земли в охраняемой зоне на подконтрольных лиц со сменой целевого назначения для возможности строительства. За период его работы в «Укрпочте» (2014–2016) было возбуждено минимум 2 уголовных производства по мошенничеству с тендерами. Игорь Ткачук был назначен на должность руководителя Одесского филиала ГП «АМПУ» практически сразу после назначения Райвиса Вецкаганса.
Связанные с Ткачуком фирмы ООО «Экофлот» и ООО «Прайм Эдженси» фигурировали в скандале из-за предоставления государственных буксиров в аренду своим прослойкам, из-за чего только за 2 месяца государство потеряло более 50 млн грн. Договор о сотрудничестве между ГП «Одесский морской торговый порт» и ООО «Экофлот» был подписан через четыре месяца после назначения Ткачука и. о. директора ГП «Одесский морской торговый порт».
Также Игорь Ткачук и его брат – нардеп от БПП Геннадий Ткачук – засветились в схеме по обелению средств с использованием ОВГЗ, которую реализовывал РВС банк Руслана Демчака. В декларациях братьев за прошлый год указано получение крупного дохода от отчуждения ценных бумаг: Геннадий Ткачук указал 4,992 млн грн, Игорь Ткачук – 4,983 млн грн.
ГБР открыло уголовное производство о манипуляциях на фондовой бирже (№ 62019000000000464 от 09.04.2019), однако, даже если удастся довести до суда, наказание понесут сотрудники среднего звена – торговцы ценными бумагами.
Необходимость легализации таких крупных сумм семьей Ткачуков указывает на наличие постоянного притока теневых средств. Возможно, часть из них и формируется в портах.
Mind отправил запросы фигурантам этого материала – в том числе в АМПТ, Государственную экологическую инспекцию Крымско-Черноморского округа – и опубликует ответы после их получения.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].