А мы крепчаем: что принесет Украине рынок земли
Чтобы выкупить всю украинскую пахотную землю из расчета невероятных $5000 за гектар, понадобится всего $100 млрд

Аграрные ассоциации и рядовые сельхозпроизводители, которые заявляют, что власть их не слышит, когда речь заходит о рынке земли, могут испытать хоть краткое, но удовлетворение. Мнением членов правительственной команды и депутатского корпуса тоже особо никто не интересуется. Это следует из первых пунктов коммуникационного темника, которого должны придерживаться все, говорящие об украинском рынке земли: держать при себе свои мысли по этому поводу и упорно повторять предписанное, даже если это не согласуется с поставленным вопросом.

Попытки реализовать эту стратегию можно было наблюдать на Конференции по реформе управления земельными отношениями «Земля как фактор развития украинского села» 19 сентября в Киеве, на которой члены правительства презентовали общие очертания земельной реформы. Mind побывал на мероприятии и проанализировал предложенную модель рынка и реакцию на нее участников встречи.
Какой рынок земли готовят Украине?
Основные параметры будущего рынка уже несколько недель как известны: запуск с 1.10.2020; к покупке допускаются украинцы-физлица, территориальные общины, государство и юрлица, зарегистрированные в Украине. Ограничения на концентрацию: 35%–15%–5% общины – района – страны соответственно. Компенсация процентных ставок по кредитам на покупку участков 15% из 20% при условии, что объект приобретения не превышает 500 га. Проверка бенефициаров и свободное установление цены на частные земли, индикатив для коммунальных и государственных – на уровне нормативной денежной оценки.
Менее популярные моменты, которые до публикации законопроекта не выносят «из избы» – неурегулированный вопрос с текущими арендаторами, которые де-юре имеют право первоочередного выкупа. Но если де-факто оно не будет реализовано, то при действующих договорах аренды на 5+ лет вперед продать такой участок земли будет затруднительно.
Также – опять же де-юре – законопроект не оставляет возможности для существования ни одного агрохолдинга из топ-5 в их нынешнем объеме и виде. При максимальной линии отсечения 240 000 га по стране под нее не попадают «Кернел» (550 000 га), ULF (500 000 га), «Агропросперис» (около 400 000 га) МХП (370 000 га) и Астарта (250 000 га).
Каковы риски?
Понятно, что у агрохолдингов мало симпатиков, и общественность вряд ли будет ломать за них копья, но четыре из пяти – публичные компании, и даже их потенциальная невозможность удержать бизнес в озвученных ранее инвесторам масштабах может негативно повлиять на стоимость бумаг. Отсутствие и/или глубина колебаний будет зависеть от способности менеджмента внятно убедить держателей бумаг в том, что их земельный банк будет комбинировать и право собственности, и аренду.
Не закрыт вопрос о парцеллированных полях и добровольно-принудительной продаже участка земли в середине такого поля.
Не прописано обязательство обработки купленной земли, что потенциально открывает сценарий скупки для спекуляций и создает риск снижения объемов сельхозпроизводства.
И наконец, наиболее болезненный вопрос – право граждан на безоплатную приватизацию земли в объеме до 2 га. Эта льгота – одна из ключевых для участников АТО, и вряд ли они будут в восторге узнать, что лишились ее.
О чем спорили на конференции?
Перечисленные выше нюансы еще мало известны широкой публике, поэтому дискуссия на земельном форуме развернулась в основном вокруг параметра «иностранцы-покупатели». «Концепция Кабмина противоречит словам президента, который сказал, что иностранцы не будут допущены к покупке земли, – заявил замглавы Всеукраинской аграрной рады Денис Марчук. – В то же время разрешение на покупку земли юрлицам – это та лазейка, через которую на рынок могут выйти нерезиденты». При этом он посетовал, что профильные ассоциации не видели текста законопроекта, а знают о нем только по тезисам.
Тимофей Милованов, министр экономического развития, торговли и сельского хозяйства считает, что иностранцы на рынке допустимы, если правительство точно знает, кто они. «Проблема конечных бенефициаров есть не только по земле. Например, по банкам и даже госпредприятиям, которые как будто государственные, а конкретный бенефициар может быть физический человек (дословная цитата. – Mind), который может быть не очень хорошим, – сказал он. – Нужно узнать, кто будет на самом деле покупать. Общество должно добиться того, чтобы конечные бенефициары были открыты».
Большинство опрошенных Mind участников встречи вышли с нее менее лояльными, чем вошли в зал. Разброс отзывов стартовал от «Каждый новый Кабмин глупее предыдущего» до «Рынок нужен, но без иностранцев со старта».
Виктор Шеремета, экс-заместитель министра агрополитики, привел пример Болгарии, которая, открыв рынок земли для нерезидентов, столкнулась с тем, что инвесторы сфокусировались на производстве наиболее рентабельных сырьевых культур – рапса и подсолнечника, в то время как продовольствие страна вынуждена импортировать, а сельские территории вымерли. «Есть ощущение, что будут проталкивать законопроект в его нынешнем виде. Но мы будем сопротивляться», – сказал он.
Леонид Козаченко, глава Украинской аграрной конфедерации, предположил, что юрлиц можно было бы допустить в форме, предусматривающей открытие конечных собственников. Правда, как быть, если иностранец коррумпировал украинского гражданина и использует его как витрину, ответа нет.
Кому в итоге достанется земля?
Объем потенциального рынка, даже при самом либеральном варианте его запуска, объективно невелик. Исходя из средней площади пая и количества желающих продать его в первую волну на уровне максимум 7%, на рынок будет вынесено около 2 млн га частных сельхозземель.
Кто может их купить? Логично предположить, что наиболее заинтересованные в покупке – нынешние арендаторы. Но эта категория ограничена отсутствием свободных средств, раздутым – зачастую – зембанком и непониманием, с какой стати нужно что-то менять в устоявшейся и неплохо работающей бизнес-модели.
Вторая категория – иностранные инвесторы, которые исчерпали потенциал свободных земель у себя на родине либо достигли уровня цен, за которым производство становится нерентабельным.
Третья потенциальная группа покупателей – спекулянты в хорошем смысле этого слова, активность которых как раз и может спровоцировать краткосрочный всплеск цен в рамках идеи «покупай – подорожает».
Но в целом портфельные инвесторы довольно скептичны: Украина не однородна, качество земли сильно разнится, и нет гарантий, что продуктивность или спрос на землю вырастет настолько, чтобы подтолкнуть цены. Поэтому они пока не спешат принимать однозначных решений. «Мы как фонд точно землю покупать не будем – что нам с ей делать? Хотя… Если по 1500 [$/га] будут продавать…», – вслух рассуждал в беседе с Mind директор инвестфонда, оперирующего в Украине и за ее пределами.
В этой категории среди потенциально заинтересованных также называют американский инвестиционный фонд Franklin Templeton, вкладывающий средства в рисковые активы, который ранее уже покупал украинские ценные бумаги.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].