Семь дней нефти и газа: фактор Польши, «бабушки» против сланцевого газа, медленный энергетический переход и контролируемый блэкаут в Калифорнии

Семь дней нефти и газа: фактор Польши, «бабушки» против сланцевого газа, медленный энергетический переход и контролируемый блэкаут в Калифорнии

Дайджест самых важных и увлекательных сюжетов в мировом нефтегазовом бизнесе и энергетике за неделю

Цей текст також доступний українською
Семь дней нефти и газа: фактор Польши, «бабушки» против сланцевого газа, медленный энергетический переход и контролируемый блэкаут в Калифорнии
Фото: @pisorgpl, cuadrillaresources.com, beta.parliament.uk, @pacificgasandelectric

Mind предлагает своим читателям новый обзор наиболее захватывающих сюжетов, которые волновали глобальную индустрию, связанную с производством и торговлей энергоресурсами на минувшей неделе.

Сегодня в выпуске:

Вызов – энергетическая политика «старого-нового» правительства Польши

Конфликт – «бабушки» из Ланкашира против сланцевого газа

Партнерство – тонкости энергетического перехода от лорда Хауэлла

Интрига – контролируемый блэкаут в Калифорнии

Бонус – Китай вырывается вперед


Вызов недели: энергетическая политика старого-нового правительства Польши

По итогам парламентских выборов в Польше, которые прошли в воскресенье, 13 октября, правящая партия «Право и справедливость» получила возможность сформировать новое правительство, не создавая коалицию с политическими конкурентами. Какие тренды будут определять польскую энергетическую политику? Какие место в ней определено Украине?

Реальная, а не декларативная энергетическая политика Польши десятилетиями отличалась непоследовательностью и реактивностью. Участники политического процесса предпочитали игнорировать технологические изменения в топливно-энергетическом секторе передовых стран мира. Поэтому актуальные новации внедрялись на польском рынке с большим опозданием.

Например, так произошло с инвестициями в угольные электростанции и теплоцентрали. В Польше стали сокращать их совсем недавно, под давлением законодательных требований Евросоюза и программ декарбонизации экономики, тогда как другие страны (Германия, Чехия и Словакия) ограничили субсидии в угольную отрасль еще в 1980-е годы, сделав ставку на использование более экологичного природного газа.

«Поэтому мы не верим всем предвыборным обещаниям «Права и справедливости», не связываем себя пустыми надеждами, что все они будут эффективно реализованы на практике. Но попытки внедрить их могут ускорить или замедлить неизбежные изменения, которые диктуют глобальные тренды в политике, экономике, технологиях и, что самое важное, зафиксированы в законодательстве ЕС», – говорится в публикации на сайте Wysokie Napiecie («Высокое напряжение»), авторы которого пишут об энергетике.

Среди всех направлений топливно-энергетического сектора, которые попали в поле зрения политтехнологов «Права и справедливости», нашлось место и сотрудничеству Польши с Украиной, когда речь зашла о перспективах газового рынка. «Мы будем расширять и модернизировать газопроводные сети, развивать возможности для приграничного сотрудничества. Уже строится интерконнектор со Словакией и запланирована реализация аналогичного проекта с Украиной», – говорится в предвыборной программе правящей партии Польши.

Представляют для Украины интерес и другие ее приоритеты в планах по газу, которые способны расширить географию поставок для украинских потребителей. Вот несколько цитат:

- Мы последовательно стремимся диверсифицировать поставки энергоносителей, сокращая зависимость от поставок с восточного направления (то есть от «Газпрома». – Mind).

- Диверсификацию поставок газа обеспечивает газовый терминал в Свиноуйсьце. Наше правительство продолжит развивать его мощности, а также видит своим приоритетом ввод в эксплуатацию газопровода «Балтийская труба» для поставок газа в Польшу из Норвегии через территорию Дании. Это инвестиционное решение, принятое в 2018 году, позволит импортировать около 10 млрд куб. м газа в год, начиная с осени 2022 года.

- Мощности газопорта им. Леха Качиньского в Свиноуйсьце к 2021 году увеличатся до 7,5 млрд куб. м в год. Эта инфраструктура позволит Польше стать центром газовой торговли в Европе и экспортировать излишки газа в другие страны.

- Наше правительство будет расширять энергетическое сотрудничество с США для импорта сжиженного природного газа и развития ядерной энергетики.

- Мы остаемся убежденными противниками строительства газопровода «Северный поток – 2».


Конфликт недели: «бабушки» из Ланкашира против сланцевого газа

Британским активистам понадобилась 1000 дней, чтобы заставить компанию Cuadrilla Resources отказаться от планов по добыче сланцевого газа в Ланкашире методом фрекинга, в котором применяется технология гидроразрыва пласта. В следующем месяце заканчивается срок лицензии, на основании которой компания почти пять лет пыталась вести буровые работы, однако столкнулась с жестким сопротивлением местных жителей.

На прошлой неделе Cuadrilla Resources объявила, что начинает демонтаж оборудования на своем единственном производственном участке в районе Блэкпула, где в августе было зафиксировано землетрясение силой 2,9 балла. Власти еще продолжают расследование этого инцидента, а местные жители уже подсчитывают убытки и готовятся к судебным разбирательствам, надеясь получить от компании компенсацию за ущерб от землетрясения, которое, по предварительным данным, спровоцировали буровые работы.

«В то время как мир приветствует протесты подростков, выступающих против изменения климата, куда меньше внимания уделяется их мамам и бабушкам, активность которых более спокойная, но уже привела к конкретным результатам», – отмечает The Guardian.

Все началось в августе 2014 года, когда отряды пожилых женщин в желтых накидках и платках стали обычным явлением в Ланкашире. Они назвали себя «нанас», хотя не все из них были бабушками. Цель протеста «нанас» состояла в том, чтобы остановить добычу сланцевого газа компанией Cuadrilla Resources. Когда еще на стадии разведки в регионе начались землетрясения, отважные женщины сломали ограждения, где велось бурение, и начали протест. Они установили палатки и заявили о своих правах на безопасную жизнь. Вскоре «нанас» поддержали более 14 000 местных жителей.

В последующие годы они настойчиво продолжали выступать против планов Cuadrilla Resources. В палаточном городке «нанас» танцевали, вязали, молились, читали стихи. Они организовали собственную театральную студию и группу любителей самбы. Но однажды напряженность между протестующими и полицией, обеспечивающей правопорядок, переросла в агрессивный конфликт, который закончился масштабной дракой. После этого «нанас» решили каждую среду переодеваться в белое и в течение всего дня призывать своих оппонентов к перемирию.

Хотя Cuadrilla Resources объявила, что больше не будет пытаться возобновить бурильные работы до истечения срока действия лицензии в конце ноября, «нанас» решили пока оставаться на месте и убедиться, что их не обманули. Но все идет к тому, что в этом году они, наконец, смогут закончить свою акцию и вернуться домой, чтобы провести рождественские праздники у камина в кругу семьи, а не вокруг костра в палаточном городке среди поля.


Партнерство недели: тонкости энергетического перехода от лорда Хауэлла

Энергетический переход, связанный с замещением ископаемого топлива возобновляемыми источниками для борьбы с глобальным потеплением, в популярных дискуссиях представляется излишне романтическим процессом, далеким от реальности. «Не так быстро и не так дешево!», – утверждает Дэвид Хауэлл, один из ведущих авторов рыночных реформ в британской энергетике, который работал в правительстве Маргарет Тэтчер и Дэвида Кэмерона.

Сейчас Хауэллу 83 года, он член Палаты лордов и консультирует энергетические компании. В 2016 году опубликовал книгу «Столкновение империй: борьба «зеленых» и «черных» за наше энергетическое будущее»

В интервью The New York Times лорд Хауэлл поделился своим представлением о динамике развития топливных рынков и решении проблемы изменения климата.

«Энергетический переход будет происходить намного медленнее, чем думает большинство людей. Промышленники и энергетические компании сходятся во мнении, что к 2050 году мы все еще будем полагаться на углеводороды, которые составят около 70% мирового потребления топливных ресурсов… Я убежден, что единственная возможность для прогресса и экономического роста, которая существует в мире – это совместное использование как ископаемых, так и возобновляемых источников энергии», – говорит лорд Хауэлл.

Он убежден, что спрос на разные виды энергоресурсов будут определять рыночные тенденции и темпы развития технологий, а не искусственные препятствия, созданные климатическими активистами. Вот несколько цитат, в которых представлены основные аргументы Дэвида Хауэлла:

- Я вижу сильное давление и идеализированный взгляд, что нас ждет впереди катастрофа, если мы не откажемся от ископаемого топлива. А фокус, что должно быть сделано, очень размыт. На самом деле то, что предпринимает Европа для сокращения выбросов парниковых газов – лишь капля в море по сравнению с деятельностью основных крупных эмитентов – Китая, Индии, России и США. Климатические протесты должны вестись против политики именно этих четырех стран, чтобы достичь ощутимых изменений.

- Ограничения на финансовых рынках, связанные с бизнесом энергетических компаний, дают негативный эффект. Ведь большая часть нефтедобычи находится в руках национальных нефтяных корпораций. Они не попадают под действие мер, ориентированных на публичные компании.

- Если бы мы были реалистами, то признали, что углеводороды будут занимать важное место в мировой экономике в ближайшие сто лет. Если бы мы серьезно относились к климатическим проблемам, мы бы направили все усилия на разработку технологий, которые позволят таким странам, как США, Россия, Китай и Индия, производить сравнительно дешевую энергию с низким уровнем выбросов парниковых газов. Мы должны сосредоточиться на том, чтобы сделать более экологически чистым производство каменного угля, который, очевидно, останется важным энергоносителем в экономиках стран Азии и африканского континента.

- Добыча нефти и газа из сланцевых пород играет важную роль в эволюции мировой энергетики. Никто не предвидел, что США превратятся из крупнейшего импортера в экспортера углеводородов. Это историческая трансформация. Американская сланцевая индустрия обладает значительной ценовой гибкостью, которая подрывает роль ОПЕК. ОПЕК действительно утратила былую власть. Я сомневаюсь, что попытки этой организации координировать свои действия с Россией для контроля над рынком нефти будут успешны.

- Американская сланцевая нефть, которая легко добывается в значительном количестве, радикально изменила всю картину мирового рынка. И конечно же, это приводит к политическим последствиям для стран Ближнего Востока и интересов США в этом регионе. Я не уверен даже сейчас, что люди уже способны в полной мере оценить это влияние.


Интрига недели: контролируемый блэкаут в Калифорнии

Компания PG&E оставила без электроэнергии более 2 млн домохозяйств в Калифорнии, но среди них не оказалось компаний из Кремниевой долины. Почему?

О крупнейшей в США энергоснабжающей компании PG&E (Pacific Gas and Electric Company) многие из нас узнали благодаря фильму о бесстрашной активистке Эрин Брокович, которую сыграла актриса Джулия Робертс. В январе 2019 года PG&E объявила о начале процедуры банкротства, потому что не справилась с финансовыми последствиями масштабных пожаров в Северной Калифорнии 2017–2018 года.

Чтобы избежать усугубления проблем, в октябре этого года компания стала отключать подачу электроэнергии клиентам в качестве превентивной меры, надеясь избежать повторения трагедии из-за аварий на линиях электропередач во время сезонных ураганов. Сильный ветер иссушает растительность и распространяет огонь по территории, а напряжение в сети провоцирует искры, которые создают новые очаги возгорания.

Такой беспрецедентный шаг для снижения рисков привел к блэкауту, в результате которого на несколько дней без света осталось более 2 млн клиентов PG&E в Центральной и Северной Калифорнии. Но, как отмечает Wired, на карте этой обширной темной территории остались «острова света» – штаб-квартиры технологических компаний, таких как Tesla, Uber, Lyft, Apple, Facebook или Google.

«Это не случайное совпадение», – пояснил Майкл Вара, руководитель программы по климату и энергетической политике Института Вудса при Стэнфордском университете. В отличие от обычных жилых районов, компании Кремниевой долины обслуживают более безопасные и надежные линии электропередач, которые построены по более высоким стандартам, и поэтому они наименее подвержены воздействию климатических катаклизмов.


Бонус

Китай обогнал США – главный мировой фондовый рынок – по количеству публичных компаний. Одна из основных причин смены лидера связана со скандальным банкротством энергетического гиганта Enron в 2001 году. Эта «афера века» привела к ужесточению требований к финансовой отчетности, поэтому сегодня быть публичной компанией в США далеко не так привлекательно, как в прошлом.

Китай уже стал и второй по размеру после США экономикой мира (и первой – при расчете ВВП по паритету покупательной способности валют), напоминает Financial Times. Издание объясняет это, правда, не только заслугами Китая.

Количество американских публичных компаний сокращается уже больше двух десятилетий. На пике, в 1996 году, их было более 8000, а сейчас почти вдвое меньше – около 4400, согласно данным JPMorgan Asset Management. В свою очередь Китай в этот период активно развивал свои рынки капитала и вывел на биржи – в Гонконге, на материке, а также в США и Европе – государственные предприятия и финансовые компании. Акции на фондовом рынке разместили и многие частные фирмы.

Сейчас число публичных китайских компаний с листингом на всех биржах превышает 4800, по подсчетам JPMorgan Asset Management. Это вдвое больше, чем 10 лет назад, и в 10 с лишним раз больше, чем 20 лет назад.

Американских публичных компаний стало меньше в том числе потому, что фонды прямых инвестиций, покупая их, выводили с биржи, а также в результате многочисленных поглощений. А в последнее десятилетие бум на рынках венчурного и долгового капитала позволял многим стартапам оставаться частными намного дольше, чем в прошлом, сокращая приток новых компаний на публичный рынок.

Ультранизкие процентные ставки и избыточная ликвидность, позволяющие частным компаниям привлекать финансирование без IPO, а также значительное ужесточение требований к отчетности после бухгалтерских скандалов с Enron, WorldCom и другими компаниями в начале века означают, что «сегодня быть публичной компанией в США далеко не так привлекательно, как в прошлом», отмечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Развитие же фондового рынка Китая – это в большей степени история создания дополнительных источников фондирования компаний помимо государства и госбанков, добавляет он.

Правда, Китаю еще далеко до США по стоимости. По данным Всемирного банка на конец 2018 года, совокупная рыночная капитализация американских компаний составляла $30,44 трлн (44,3% капитализации мирового фондового рынка), а китайских – $6,32 трлн (9,2%, 2-е место в мире).

Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно