Нобелевская история – 2019: чем отличились полевые исследователи бедности Банерджи, Дуфло и Кремер

Нобелевская история – 2019: чем отличились полевые исследователи бедности Банерджи, Дуфло и Кремер

Что нового подарили миру научные работы лауреатов Нобелевской премии по экономике

Этот материал также доступен на украинском
Нобелевская история – 2019: чем отличились полевые исследователи бедности Банерджи, Дуфло и Кремер
Фото: Ill. Niklas Elmehed. © Nobel Media

2019 год принес известную премию в области экономики сразу трем американским ученым. Премию Риксбанка Швеции памяти Альфреда Нобеля впервые получили супруги Абхиджит Банерджи и Эстер Дуфло – профессора из Массачусетского технологического института, а также гарвардский ученый Майкл Кремер за «экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью». Примечательно, что последний раз тройка лауреатов-экономистов за один подход была отмечена в 2013 году. 46-летняя Эстер Дуфло стала самым молодым призером, а также второй после Элинор Остром женщиной среди всех, кто получил награду за 50-летнее существование премии.

Читайте также: Нобелівська історія-2018: дослідники клімату та інновацій Нордхауз і Ромер

Успех нынешних лауреатов основывается на эффективном применении относительно нового и до недавнего времени достаточно необычного для экономической науки метода исследований – полевого эксперимента, особенностями которого является максимальное приближение к реальным условиям экономической жизни в отличие от более распространенных поведенческих экспериментов в лабораториях. В то же время не особо популярной для «Нобелевки» является и ключевая цель использования экспериментов «в полях» – минимизация бедности путем повышения эффективности бюджетных расходов и финансовых инвестиций в развивающихся странах.

Наиболее похожими на нынешних лауреатов по тематике работ в сфере девелопментализма и рассмотрения остросоциальной тематики преодоления неравенства можно считать таких предшественников, как Энгус Дитон (лауреат 2015 года) и Амартья Сен (1999 год), а подобное направление экспериментальной экономики развивал Вернон Смит (лауреат 2002).

Каков академический бэкграунд и сфера интересов нынешних лауреатов?

Несмотря на то что вся тройка призеров Премии Риксбанка работает в американских университетах, ее состав довольно интернационален. Абхиджит Банерджи – американец индийского происхождения, ранее был научным руководителем своей будущей жены и нобелевского солауреата – Эстер Дуфло, француженки по национальности. Многочисленные научные труды Банерджи и Дуфло посвящены острым социально-экономическим проблемам развивающихся стран.

Сейчас супруги-ученые работают в Массачусетском технологическом институте (МІТ), где совместно возглавляют Лабораторию борьбы с бедностью имени Абдул-Латифа Джамиля – институт, объединяющий ученых со всего мира и занимающийся решением огромного количества прикладных проблем в самых бедных уголках нашей планеты. В программах лаборатории приняли участие около 400 млн человек.

Украинским читателям Эстер Дуфло и Абхиджит Банерджи известны как авторы бестселлера «Экономика бедности», вышедшего в свет в 2011 году. В своей книге исследователи приводят впечатляющие цифры, характеризующие масштабы проблемы в мире, а также широкий перечень конкретных кейсов преодоления бедности в странах Африки и Азии в результате точных решений, принятых на базе полевых экономических экспериментов.

Майкл Кремер из Гарвардского университета еще в середине 1990-х годов изучал проблемы финансирования образования в Кении. Позже он распространил методы анализа на сферу здравоохранения, в частности экспериментальным методом доказал и вычислил высокую чувствительность поведения бедных слоев населения к ценам на медицинские препараты. Гарвардский профессор, как и его коллеги из МІТ, занимается практическим внедрением научных результатов, работая научным консультантом в Институте инноваций для борьбы с бедностью.

Что является «антидотом» от бедности: деньги или ум?

Нобелевские лауреаты – 2019 стали известны научному сообществу благодаря своим практическим предложениям по борьбе с бедностью, которые базировались на использовании междисциплинарных методов исследований на стыке поведенческой экономики, «полевой» экспериментальной экономики и «новой экономики развития» – девелопментализма.

Переосмысление миссии и традиционных методов экономической науки основывалось на том, что бедность – сложный феномен, который формируется под влиянием массы факторов: уровня доходов, состояния дорог и инфраструктуры, доступности и качества образования, занятости, доступности услуг здравоохранения. Поэтому решение проблемы бедности на уровне государства невозможно без тщательного анализа ситуации и ликвидации прежде всего серьезных барьеров на пути к изобилию.

К примеру, рассудительный подход к осуществлению социально-экономической политики не должен ограничиваться простым «выбиванием» средств на развитие того или иного района, вроде тех «чрезвычайно актуальных проектов для общин», которые в Украине любят осуществлять активные депутаты-мажоритарщики. Как следствие – бюджетные средства часто используют далеко не самым оптимальным образом.

Нобелевские лауреаты в своих работах пытаются доказать, что эффективность мероприятий по преодолению бедности заключается прежде всего в глубоком анализе ситуации, декомпозиции общих проблем на более конкретные составляющие и поиске ответов на эти простые вопросы, которые могут принести максимальный совокупный эффект.

Поэтому проекты исследователей были четко сформулированы и касались решения таких болезненных вопросов, как анализ доступности продовольствия, воды, медицинских или финансовых услуг для бедных слоев населения в странах с низким уровнем доходов.

Можно сказать, что лауреаты по аналогии с современной медициной сумели превратить экономическую науку в доказательную дисциплину, которая способна «лечить» конкретные «болезни» общества, порожденные бедностью, и которая основана на постоянном анализе данных методом проб и ошибок.

В чем заключались полевые экономические эксперименты?

Если правительство или благотворительный фонд решает «залить проблему деньгами», сформировав целевые направления для тех или иных расходов, то ученые могут существенно оптимизировать расходы средств путем анализа эффективности бюджетных программ субсидирования с помощью полевых экспериментов.

Это означает, что пилотные проекты могут проводиться на базе как экспериментальной, так и контрольной выборки лиц, после чего осуществляется сравнительный анализ заранее определенных количественных результатов соответствующей государственной программы.

Например, если существует задача повысить показатели успеваемости и посещаемости учащихся начальных классов в бедных районах, то ее выполнение может проходить путем целенаправленного воздействия на ряд наиболее важных причин проблемы, после чего задача разбивается на несколько вариантов: повысить заработную плату учителям, усилить квалификационные требования, обеспечить детей учебными материалами, изменить условия для занятий, предоставлять бесплатные обеды, улучшить уровень здоровья школьников и тому подобное.

Для одновременного решения всех подзадач обычно не хватает ни человеческих, ни материальных ресурсов, поэтому ключевой задачей донора-распорядителя финансовых средств становится отбор именно тех направлений социальных проектов, которые обеспечат максимальный уровень решения проблемы в данных бюджетных ограничениях.

«Полевые эксперименты» – прекрасный метод для решения такого рода проблем оптимизации бюджетных расходов, в центре которого – принятие решений на основе фактов, а не безосновательных умозаключений. Для этого необходимо сформировать выборку предметов анализа для пилотного проекта (в нашем случае – школ), которые являются репрезентативными, то есть в совокупности будут отражать усредненные показатели по стране в целом. Затем выбранная выборка рандомизированно (в случайном порядке) распределяется на схожие по характеристикам подгруппы. Количество таких подгрупп варьируется в зависимости от количества факторов, влияние которых мы пытаемся проверить.

Важно также, чтобы, по аналогии с медицинскими экспериментами, одна из исследуемых подгрупп была контрольной и вместо «лечения» получала «плацебо», то есть не испытывала никаких мер воздействия. В то же время ключевое отличие полевых экспериментов от лабораторных, похожих на те, которые проводили Вернон Смит или экономисты-бихевиористы, заключается в том, что его участники продолжают находиться в привычных для себя ежедневных условиях.

После проведения такого эксперимента над людьми в реальных условиях их повседневной жизни осуществляются контрольные замеры с целью определения самых успешных вариантов использования средств, которые порой оказываются контринтуитивными и неочевидными.

Так, Банерджи, Дуфло и Кремер выявили, что в бедных странах на успеваемость учащихся лучше влияли программы с привлечением учителей-ассистентов, которые поддерживали школьников с особыми потребностями. Адаптация учебных программ путем таргетирования к потребностям слабых учеников с привлечением волонтеров-помощников, а также информационные кампании по продвижению образования и профилактике детских болезней оказались более эффективными, чем предоставление бесплатных учебников, организация питания или даже повышение заработной платы учителям.

Кстати, доступ к учебникам, несмотря на общую неэффективность, хорошо себя зарекомендовал только в сегменте учеников из беднейших районов и со сравнительно высокими баллами, тогда как менее старательным школьникам это не помогло, как и тем, у кого были обеспеченные родители, которые и так покупали весь необходимый учебный материал.

Каков социальный эффект полевых экспериментов

В течение последних 20 лет предложенные лауреатами методы экспериментальных исследований получили существенное развитие, заметно обогатив арсенал ученых-девелопменталистив, изучающих проблемы развивающихся стран. С помощью предложенных подходов стал возможным точный анализ последствий государственной политики и донорских программ негосударственных благотворительных фондов.

Исследования Майкла Кремера в 1990-х дали толчок к более взвешенному выбору направлений финансирования образования в Кении, тогда как Абхиджит Банерджи с Эстер Дуфло разработали системы коррекционного обучения для 5 млн школьников Индии.

Правильно разработанный дизайн субсидий на профилактику тропических болезней позволил снизить уровень заболеваемости и одновременно минимизировать объем расходов.

Например, противомоскитные сетки способны снизить риск заболеваний малярией среди детей до трех лет с 70 до 40%. Однако сам механизм их доставки и распределения среди бедного населения требовал детальной разработки. Ведь бесплатная раздача противомоскитных сеток может оказаться неэффективной  из-за усиления патернализма, отсутствия стимулов потребителей заботиться о своем здоровье и в долгосрочной перспективе – банкротства продавцы.

Поэтому предлагаемые решения должны основываться на теоретических достижениях поведенческой экономики или теории игр в сочетании с доказательствами рандомизированных экспериментов.

Результаты исследований нобелевских лауреатов не только помогли преодолеть последствия бедности в конкретных географических регионах мира, но и предоставили надежный методологический каркас многим другим исследователям, общественным организациям и органам государственного регулирования для масштабирования наиболее действенных методов для выхода беднейших стран на новые уровни развития.

Досье лауреатов

Абхиджит Банерджи

Родился в 1961 году в Мумбаи (Индия). Учился в университете Калькутты, университете Джавахарлала Неру. Научную степень получил в 1988 году в Гарвардском университете. В 2003-м основал вместе с Эстер Дуфло исследовательскую лабораторию Abdul Latif Jameel Poverty Action Lab (J-PAL). Работает в должности профессора экономики в Массачусетском технологическом институте (МІТ).

Сферы научных исследований: теория распределения доходов, микрофинансирование, поведенческая экономика, экономика развития (Development Economics), политическая экономия, информационная экономика.

Страница нобелевского лауреата


Эстер Дуфло

Родилась в 1972 году в Париже (Франция). Изучала историю и экономику в парижском вузе Ecole Normale Superieure. Получила степень PhD в МІТ в 1999 году. Сейчас работает профессором экономики Массачусетского технологического института. В своих исследованиях изучает экономическую жизнь бедных, чтобы помочь властям разработать лучшую социальную политику.

Сферы научных исследований: экономика бедности, здравоохранения, образования, финансовая инклюзивность, экономика окружающей среды.

Страница нобелевского лауреата


Майкл Кремер

Родился в 1964 году. Степень PhD получил в Гарварде в 1992-м. Сейчас работает профессором по вопросам обществ развивающихся стран в Гарвардском университете.

Сферы научных исследований: экономика здравоохранения, аграрная экономика, инвестиции в вакцинацию, инновации для развития бедных стран, рандомизированные эксперименты.

Страница нобелевского лауреата


Страница нобелевского комитета

Ученые о лауреатах: Юрий Городниченко, Константин СонинПетр Билян, ученые MIT.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате