ѕрерванный полет: как авиакатастрофа в »ране отразитс€ на ћј”

ѕрерванный полет: как авиакатастрофа в »ране отразитс€ на ћј”

» по кому удар€т сопутствующие финансовые риски

Ётот материал также доступен на украинском
ѕрерванный полет: как авиакатастрофа в »ране отразитс€ на ћј”
‘ото: ”Ќ≤јЌ

21 €нвар€ ќрганизаци€ гражданской авиации »рана опубликовала второй предварительный отчет об авиакатастрофе самолета украинской авиакомпании ћј”, выполн€вшего регул€рный рейс “егеран –  иев. ¬ нем говоритс€, что воздушное судно было сбито двум€ ракетами малой дальности типа «земл€-воздух» иранских ѕ¬ќ. ќтчет не означает автоматического признани€ пр€мой вины военных. ¬ласти »рана настаивают на версии, что украинское ¬— сбили по ошибке. Mind разбиралс€, какие последстви€ катастрофа будет иметь дл€ авиакомпании.

ќ происшествии и самолете.  јвиакатастрофа, произошедша€ с украинским самолетом 8 €нвар€, стала крупнейшей по количеству погибших за всю историю украинской авиации и единственной за всю 27-летнюю историю авиакомпании ћј”.

”ничтоженный иранскими ѕ¬ќ Boeing NG ћј” получила в 2016 году новым, пр€мо с завода. ѕо данным авиакомпании, 6 €нвар€ самолет прошел последний техосмотр. —тоимость этого самолета оценивают примерно в $50 млн.

Ѕортовой номер лайнера UR-PSR. —огласно √осреестру гражданских воздушных судов ”краины, собственником этого самолета €вл€етс€ лизингова€ компани€ Varangian Leasing LLC, зарегистрированна€ в штате ƒелавэр, —Ўј.  

Ёта же компани€, по данным на 21 €нвар€, владеет еще дев€тью воздушными судами, которыми пользуетс€ на услови€х лизинга ћј”.

Mind не нашел сайта Varangian Leasing LLC, также нам не удалось найти информацию о том, что эта компани€ сдает в лизинг самолеты другим авиакомпани€м. Ќо мы не утверждаем, что данна€ лизингова€ компани€ может быть как-либо св€зана с одним из основных акционеров ћј” – »горем  оломойским.

„то значит катастрофа дл€ бизнеса ћј”? “ри последних года ћј” завершает с убытками, поэтому авиакатастрофа ударит по ресурсам самой авиакомпании. ќбычно после серьезных происшествий с самолетами авиакомпании сталкиваютс€ с временным оттоком пассажиров – это психологический фактор. Ќо в случае с ћј” эта особенность усложн€етс€ вынужденными изменени€ми в логистике – сразу после катастрофы авиакомпани€ объ€вила об остановке полетов в »ран, а на следующий день √осавиаслужа ”краины запретила украинским авиакомпани€м полеты в воздушном пространстве »рана и »рака.

„ерез несколько дней украинские перевозчики сообщили о сокращении р€да рейсов в восточном направлении. “ак, ћј” планирует закрыть рейсы “аиланд, также пока под вопросом – рейсы в ƒубай (ќјЁ). ¬ SkyUp с феврал€ этого года закрывают рейсы из «апорожь€, Ћьвова и ’арькова в Ўарджу (ќјЁ). —ейчас авиакомпании выполн€ют свои об€зательства перед пассажирами, купившими билеты на упом€нутые рейсы.

«ачем закрывать рейсы в другие страны? ”краинские авиакомпании вынуждены облетать воздушное пространство »рана и »рака, что увеличивает себестоимость рейса дл€ перевозчика и делает менее удобным рейс дл€ пассажира. Ќапример, дл€ ћј” врем€ полетов в ќјЁ из-за облета увеличились с 5 часов до более 8 часов.

ƒополнительное врем€ и расходы делают невозможной конкуренцию украинских авиакомпаний с иностранными игроками, которые могут летать через воздушное пространство »рана и »рака.

ƒело в том, что »ран не закрыл свое воздушное пространство дл€ полетов, а авиационные службы других стран пока лишь ограничились рекомендаци€ми дл€ своих авиакомпаний избегать воздушного пространства стран ѕерсидского залива. ѕр€мой запрет на полеты в обозначенном пространстве своим авиакомпани€м дала только ‘едеральна€ авиационна€ администраци€ —Ўј.

ј если √осавиаслужба ”краины отменит свой запрет? ¬о-первых, в ћј” пока полностью исключают веро€тность возобновлени€ полетов в »ран. ¬о-вторых, дл€ такого решени€ √осавиаслужбы понадобитс€ длительное врем€, и многое будет зависеть от того, как пройдут официальные переговоры между ”краиной и »раном. Ќапример, после авиакатастрофы самолета российской авиакомпании « огалымавиа» над —инайским полуостровом в окт€бре 2015 года – тогда причиной случившегос€ назвали теракт на борту – –осси€ запретила своим авиакомпани€м полеты в ≈гипет. «апрет отменили только в €нваре 2018 года и только дл€ рейсов в  аир. 

ћожет ли вынужденный облет »рана и »рака разорить ћј”? ќблет только этих двух стран не разорит украинскую авиакомпанию. Ќо иранское и иракское воздушное пространство – не единственна€ закрыта€ зона дл€ украинских перевозчиков. ¬ 2014 году √осавиаслужба ”краины закрыла небо над  рымом, ƒонбассом и частью „ерного мор€. ¬ том же году дл€ наших авиакомпаний свое небо закрыла –осси€. ћенеджмент ћј” подсчитал – за четыре года из-за облета территории –‘ и акциза на топливо компани€ потер€ла $216 млн. √лава набсовета и один из акционеров ћј”, јрон ћайберг, говорит, что львина€ дол€ в этой сумме – затраты на облет

јрон ћайберг: Ђї

ƒл€ ћј”, сделавшей ставку на транзит, это особенно болезненно. ƒол€ трансферных пассажиров в общем пассажиропотоке перевозчика последние несколько лет превышает 50%. ѕри этом больша€ часть трансферных пассажиров – иностранцы, которых ћј” перевозит из стран јзии и ¬остока в ≈— с пересадкой в ћј «Ѕорисполь».  

јрон ћайберг: Ђї

ѕоэтому, если ћј” будет тер€ть трансферных пассажиров, ей придетс€ оптимизировать флот и мен€ть концепцию, концентриру€сь больше на рейсах point to point. Ќо перевозчику будет сложно конкурировать с теми же лоукостерами WizzAir и Ryanair, которые прогрессивно осваиваютс€ на украинском рынке, а по размеру флота, объемам пассажиропотока и финансовой прочности значительно обход€т ћј”.  

„то вообще происходит с ћј”? »з-за финансовых проблем авиакомпани€ еще в прошлом году начала сокращать флот и оптимизировать маршрутную сеть. Ќапример, закрыла рейсы в Ќурсултан, ѕекин, сократила частоту рейсов в “аиланд, убрала на период зимней навигации рейсы в –игу, јмман и т. д.

¬ зимнем расписании этого года (данные без учета коррекции после авиакатастрофы) у ћј” на 30% рейсов меньше, чем в расписании прошлой зимы.

ѕо состо€нию на лето 2019 года ћј” задолжала около 1 млрд гривен √ѕ «”краэрорух» и пор€дка 300 млн гривен аэропорту «Ѕорисполь».

—битый самолет – чей финансовый риск? Ёто зависит от того, как составлен договор с лизингодателем и как оформлена страховка на самолет. —тандартный страховой договор предусматривает покрытие всех рисков – от повреждени€ до полной гибели и пропажи ¬—. ¬ среднем  ј— ќ дл€ самолета такого класса составл€ет около $650 млн. ѕо законодательству, страхова€ в течении 90 дней должна прин€ть решение о выплатах. 

Ќо, как правило, в основном договоре оговорено, что страхова€ защита не распростран€етс€ на случаи, произошедшие в географических границах регионов и стран с повышенными рисками, к которым относ€т »ран. ќднако инцидент с самолетом ћј” может покрыватьс€ страховкой, если полеты в эту страну и такие военные риски были оговорены в дополнительном соглашении со страховой компанией.

 ¬ ћј” пока воздерживаютс€ от комментариев на эту тему.

Ќо ведь »ран должен компенсировать ущерб ћј”? ѕо словам опрошенных Mind юристов, многое определит то, от чьего лица будет подаватьс€ иск – стран/страны или авиакомпании, в каком суде будет рассматриватьс€ дело – ћеждународном суде, суде »рана или других. ј также будет зависеть от договоренностей между ”краиной и »раном и множества юридических нюансов.

«“акже сложно спрогнозировать ориентировочный размер компенсации, на который может рассчитывать авиакомпани€ от государства, чьи ѕ¬ќ сбили ее самолет», – говорит јндрей √ук, партнер юридической фирмы «јнте».

 ак правило, информаци€ о суммах компенсаций авиакомпани€м не озвучиваетс€. ћирова€ практика говорит, что в похожих случа€х иски авиакомпаний могут отклон€ть, выплачива€ только компенсации родственникам жертв.

ѕоэтому невозможно предсказать, сколько времени займет урегулирование таких вопросов: на это может уйти как год, так и дес€ть лет. ¬ большинстве похожих случаев авиакомпани€м приходилось запасатьс€ терпением.

„то теперь будет с ћј”? «ависит от собственников авиакомпании и государства. ¬ 2014 году »горь  оломойский финансово помог авиакомпании, что тогда позволило ей выдержать удар кризиса.  аким будет решение на этот раз – неизвестно. ѕоследние 10 лет ћј” не выплачивала дивиденды своим акционерам.

ј что государство? ƒо событи€ 8 €нвар€ политики не вникали в де€тельность авиакомпании, предлага€ ей самосто€тельно выходить из сложной ситуации. “еперь ситуаци€ должна изменитьс€ – ведь если государство берет на себ€ об€зательства по защите интересов ћј” на внешнем уровне, то оставатьс€ безучастным по отношению к ее внутренним проблемам уже не получитс€.

≈сли предположить, что ћј” все же остановит операционную де€тельность? ћј” – единственна€ авиакомпани€ в стране, котора€ генерирует транзитные потоки. » такое развитие событий как минимум означает остановку единственного, сравнительно успешного, транзитного проекта в стране.  ѕока в ”краине нет ни одной авиакомпании, котора€ способна подхватить трансферные потоки этого перевозчика.

Ёто вопрос не только флота и денег, но и рисков: нет экономического смысла выходить на высоконкурентный рынок с нул€ при таком количестве ограничений на полеты дл€ украинских авиакомпаний.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате