Искусство видеть: как научиться ходить по музеям и получать от этого удовольствие
Почему стоит прочитать книгу арт-промоутера Йохана Идемы «Как ходить в музей»

Бэкграунд. В течение последних десятилетий мир искусства оказался перед серьезным вызовом: музеи, филармонии и театры столкнулись с необходимостью найти новые пути, чтобы достучаться до широкой аудитории. Заинтересовать все поколения (от детей до пенсионеров) в условиях диджитализации и избытка информации, особенно развлекательного контента, стало трудно.
Именно поэтому XXI век – это время, когда на арену культурного поля пришли маркетологи, промоутеры и специалисты по коммуникациям в арт-сфере. Их задача состоит в поиске новых, нетрадиционных способов восприятия искусства через институции.
Йохан Идема – именно такой специалист. Голландец по происхождению, он получил степень магистра по инновационному менеджменту в Delft University и по вопросам управления искусством в New York University. Идема специализируется на разработке креативных концепций, бизнес-планировании, стратегическом и инновационном управлении, а также сборе средств в сфере искусства.
Среди его клиентов такие голландские культурные учреждения, как Королевский театр Карре, Музей Ван Гога, Академии дизайна Эйндховена и другие.
Идема признается, что его миссия – нести искусство людям, внедряя культурные инновации и превращая их в успешные бизнес-планы. Также он постоянно делится успешным опытом через свои книги, одна из которых – «Как ходить в музей».
Оригинальное название: How to Visit an Art Museum
Издательство: «Фабула»
Тираж: 2000 экземпляров
Сюжет. Казалось бы, что специалист по продвижению культуры с таким большим стажем должен делиться знаниями и опытом с профессиональной аудиторией. Но нет: книга «Как ходить в музей» рассчитана на зрителя, который только знакомится с искусством в музеях или стремится сделать это знакомство более интересным и продуктивным.
Именно поэтому, книга написана в довольно легком стиле и состоит из 32 советов для тех, кто решился оказаться «с глазу на глаз с произведением искусства». Эти совета не выстроены согласно четкой логике, наоборот, автор настаивает на свободе читателя прокладывать индивидуальный маршрут. Можно начать с первого, последнего или с любого совета.
Идема сразу настраивает нас на соответствующий лад: заходя в музей, надо выдохнуть и почувствовать свободу делать то, что хочется и что вам интересно. Конечно, не нарушая правила учреждения. Ну, может чуть-чуть.
Если попытаться систематизировать советы нидерландского промоутера искусства, то получим следующее.
Идема неустанно доказывает, что музей – это пространство для коммуникации. Именно поэтому ряд советов касается того, с кем в музеях можно и нужно... говорить! Смотрители залов, персонал (от гардеробщика до кассира), гиды, экскурсоводы, другие посетители – это потенциальные собеседники. Ведь обмен мнениями, впечатлениями, наблюдениями с каждым из них дадут вам больше знаний и впечатлений о том или ином произведении, а также эмоций от просмотра.
Правила поведения в музеях – вещь переменная. И то, что было запрещено вчера, сегодня может быть разрешено, особенно если команда музея стремится заинтересовать посетителей и освободиться от анахроничных табу.
Автор объясняет, почему в художественных галереях более чем уместно касаться экспонатов, фотографировать, приходить туда со своим стулом и приводить детей любого возраста.
Все, что поможет получить яркий, глубокий эмоциональный опыт, останется с вами надолго.
В музее должно быть комфортно и приятно. Именно поэтому ряд советов посвящен неважным, на первый взгляд, вещам:
- в каком темпе удобнее двигаться от произведения к произведению;
- какую музыку слушать во время просмотра;
- почему следует заглянуть в музейные окна и уделить внимание музейным кафе и магазину.
Просто все эти вещи имеют целью лишить вас мысли о музее как о месте, где насладиться искусством можно, только страдая от боли в ногах и чувства голода.
В тоже время Идема не забывает вложить и образовательный элемент в свои советы. В частности, автор рассказывает:
- почему чаще всего мы встречаем портреты, пейзажи и натюрморты;
- зачем у картин есть рамы, а у скульптур – постаменты;
- как найти свой личный шедевр
- и почему провокационное искусство – это не страшно.
Ведь главное – попытаться погрузиться в собственные переживания от увиденного и осмыслить их.
Важной деталью является подборка музеев в конце книги, которые отказались от старых запретов, нарушили собственные правила и тем самым сделали успешный шаг навстречу аудитории.
В Украине эти советы пригодятся не только зрителям, но и сотрудникам картинных галерей, ведь будущее украинских музеев базируется в том числе на взаимном желании профессионалов и посетителей коммуницировать друг с другом.
Вам понравится, если: у вас есть желание прокачать свое креативное мышление для профессионального развития или же разнообразить досуг, но поход в музей до сих пор ассоциируется у вас со скучными школьными экскурсиями.
Вам не понравится, если: у вас аллергия на искусство, и в музей вас кнутом не загонишь. Хотя почему бы в таком случае не начать бороться с фобией, посетив небольшую выставку в частной галерее?
Главная причина прочитать: книга насыщена иллюстрациями и конкретными примерами, показывает художественный музей «с человеческим лицом», куда стоит ходить не просто, чтобы приобщиться к прекрасному-доброму-вечному; но прежде всего для того, чтобы хорошо – и продуктивно! – провести время.
И еще три книги для тех, кто решился открыть для себя невероятный мир искусства:
Ґрейсон Перрі. «Не бійтесь галерей»
Эта книга написана одним из самых известных и успешных современных британских художников. Эпатажный и ироничный Грейсон Перри решил рассказать не только, как в наше время создавать искусство, но и как его воспринимать и оценивать.
В центре внимания художника –- противоречивость современного искусства, его способность шокировать, вызывать отвращение или же, наоборот, полный восторг.
И главное – как хорошее искусство отличить от плохого. Свои тексты Перри сопровождает авторскими иллюстрациями.
Вілл Ґомперц. «Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі»
О тонкостях понимания современного искусство рассказывает бывший директор Tate в Лондоне и редактор отдела искусств ВВС Уилл Гомперц.
Сложно найти человека, который был бы более глубоко знаком с «внутренней кухней» современного искусства. Со знанием дела автор раскроет, какое искусство может оказаться в коллекциях лучших музеев мира и как выделяются новые направления и стили.
Об основных болезненных вопросах о стоимости и ценности современного искусства сквозь призму последних 150 лет расскажет настоящий профессионал.
Марк Ґетлейн, Аннабель Говард. «Арт-візіонери»
Щедро иллюстрированная книга позволит запомнить имена главных художников ХХ века – тех, кто сформировал базис для современного искусства с его многочисленными стилями и направлениями.
Авторы – известные историки искусства – смогли четко и информативно изложить основные черты жизни и творчества художников ХХ века, удачно вписывая яркие цитаты художников и художниц в свой текст.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].