«аболело в мире
13,026,225
”мерло в мире
570,924
¬ылечилось в мире
7,188,992
«аболело в ”краине
54,133
”мерло в ”краине
1,398
¬ылечилось в ”краине
26,503
»скусство видеть: как научитьс€ ходить по музе€м и получать от этого удовольствие

»скусство видеть: как научитьс€ ходить по музе€м и получать от этого удовольствие

ѕочему стоит прочитать книгу арт-промоутера …охана »демы Ђ ак ходить в музейї

Ётот материал также доступен на украинском
»скусство видеть: как научитьс€ ходить по музе€м и получать от этого удовольствие

Ѕэкграунд. ¬ течение последних дес€тилетий мир искусства оказалс€ перед серьезным вызовом: музеи, филармонии и театры столкнулись с необходимостью найти новые пути, чтобы достучатьс€ до широкой аудитории. «аинтересовать все поколени€ (от детей до пенсионеров) в услови€х диджитализации и избытка информации,  особенно развлекательного контента, стало трудно.

»менно поэтому XXI век – это врем€, когда на арену культурного пол€ пришли маркетологи, промоутеры и специалисты по коммуникаци€м в арт-сфере. »х задача состоит в поиске новых, нетрадиционных способов воспри€ти€ искусства через институции.

…охан »дема – именно такой специалист. √олландец по происхождению, он получил степень магистра по инновационному менеджменту в Delft University и по вопросам управлени€ искусством в New York University. »дема специализируетс€ на разработке креативных концепций, бизнес-планировании, стратегическом и инновационном управлении, а также сборе средств в сфере искусства.

—реди его клиентов такие голландские культурные учреждени€, как  оролевский театр  арре, ћузей ¬ан √ога, јкадемии дизайна Ёйндховена и другие.

»дема признаетс€, что его мисси€ – нести искусство люд€м, внедр€€ культурные инновации и превраща€ их в успешные бизнес-планы. “акже он посто€нно делитс€ успешным опытом через свои книги, одна из которых – « ак ходить в музей».

ќригинальное название: How to Visit an Art Museum

»здательство: «‘абула»

“ираж: 2000 экземпл€ров

—южет.  азалось бы, что специалист по продвижению культуры с таким большим стажем должен делитьс€ знани€ми и опытом с профессиональной аудиторией. Ќо нет: книга « ак ходить в музей» рассчитана на зрител€, который только знакомитс€ с искусством в музе€х или стремитс€ сделать это знакомство более интересным и продуктивным.

»менно поэтому, книга написана в довольно легком стиле и состоит из 32 советов дл€ тех, кто решилс€ оказатьс€ «с глазу на глаз с произведением искусства». Ёти совета не выстроены согласно четкой логике, наоборот, автор настаивает на свободе читател€ прокладывать индивидуальный маршрут. ћожно начать с первого, последнего или с любого совета.

»дема сразу настраивает нас на соответствующий лад: заход€ в музей, надо выдохнуть и почувствовать свободу делать то, что хочетс€ и что вам интересно.  онечно, не наруша€ правила учреждени€. Ќу, может чуть-чуть.

≈сли попытатьс€ систематизировать советы нидерландского промоутера искусства, то получим следующее.

»дема неустанно доказывает, что музей – это пространство дл€ коммуникации. »менно поэтому р€д советов касаетс€ того, с кем в музе€х можно и нужно... говорить! —мотрители залов, персонал (от гардеробщика до кассира), гиды, экскурсоводы, другие посетители – это потенциальные собеседники. ¬едь обмен мнени€ми, впечатлени€ми, наблюдени€ми с каждым из них дадут вам больше знаний и впечатлений о том или ином произведении, а также эмоций от просмотра.

ѕравила поведени€ в музе€х – вещь переменна€. » то, что было запрещено вчера, сегодн€ может быть разрешено, особенно если команда музе€ стремитс€ заинтересовать посетителей и освободитьс€ от анахроничных табу.

јвтор объ€сн€ет, почему в художественных галере€х более чем уместно касатьс€ экспонатов, фотографировать, приходить туда со своим стулом и приводить детей любого возраста.

¬се, что поможет получить €ркий, глубокий эмоциональный опыт, останетс€ с вами надолго.

¬ музее должно быть комфортно и при€тно. »менно поэтому р€д советов посв€щен неважным, на первый взгл€д, вещам:

  • в каком темпе удобнее двигатьс€ от произведени€ к произведению;
  • какую музыку слушать во врем€ просмотра;
  • почему следует загл€нуть в музейные окна и уделить внимание музейным кафе и магазину.

ѕросто все эти вещи имеют целью лишить вас мысли о музее как о месте, где насладитьс€ искусством можно, только страда€ от боли в ногах и чувства голода.

¬ тоже врем€ »дема не забывает вложить и образовательный элемент в свои советы. ¬ частности, автор рассказывает:

  • почему чаще всего мы встречаем портреты, пейзажи и натюрморты; 
  • зачем у картин есть рамы, а у скульптур – постаменты;
  • как найти свой личный шедевр
  • и почему провокационное искусство – это не страшно.


¬едь главное – попытатьс€ погрузитьс€ в собственные переживани€ от увиденного и осмыслить их.

¬ажной деталью €вл€етс€ подборка музеев в конце книги, которые отказались от старых запретов, нарушили собственные правила и тем самым сделали успешный шаг навстречу аудитории.

¬ ”краине эти советы пригод€тс€ не только  зрител€м, но и сотрудникам картинных галерей, ведь будущее украинских музеев базируетс€ в том числе на взаимном желании профессионалов и посетителей коммуницировать друг с другом.

¬ам понравитс€, если: у вас есть желание прокачать свое креативное мышление дл€ профессионального развити€ или же разнообразить досуг, но поход в музей до сих пор ассоциируетс€ у вас со скучными школьными экскурси€ми.

¬ам не понравитс€, если: у вас аллерги€ на искусство, и в музей вас кнутом не загонишь. ’от€ почему бы в таком случае не начать боротьс€ с фобией, посетив небольшую выставку в частной галерее?

√лавна€ причина прочитать: книга насыщена иллюстраци€ми и конкретными примерами, показывает художественный музей «с человеческим лицом», куда стоит ходить не просто, чтобы приобщитьс€ к прекрасному-доброму-вечному; но прежде всего дл€ того, чтобы хорошо – и продуктивно! – провести врем€.

» еще три книги дл€ тех, кто решилс€ открыть дл€ себ€ неверо€тный мир искусства:

•рейсон ѕерр≥. «Ќе б≥йтесь галерей»

Ёта книга написана одним из самых известных и успешных современных британских художников. Ёпатажный и ироничный √рейсон ѕерри решил рассказать не только, как в наше врем€ создавать искусство, но и как его воспринимать и оценивать.

¬ центре внимани€ художника –- противоречивость современного искусства, его способность шокировать, вызывать отвращение или же, наоборот, полный восторг.

» главное – как хорошее искусство отличить от плохого. —вои тексты ѕерри сопровождает авторскими иллюстраци€ми.


¬≥лл •омперц. «ўо це взагал≥ таке? 150 рок≥в сучасного мистецтва в одн≥й п≥люл≥»

ќ тонкост€х понимани€ современного искусство рассказывает бывший директор Tate в Ћондоне и редактор отдела искусств ¬¬— ”илл √омперц.

—ложно найти человека, который был бы более глубоко знаком с «внутренней кухней» современного искусства. —о знанием дела автор раскроет, какое искусство может оказатьс€ в коллекци€х лучших музеев мира и как выдел€ютс€ новые направлени€ и стили.

ќб основных болезненных вопросах о стоимости и ценности современного искусства сквозь призму последних 150 лет расскажет насто€щий профессионал.


ћарк •етлейн, јннабель √овард. «јрт-в≥з≥онери»

ўедро иллюстрированна€ книга позволит запомнить  имена главных художников ’’ века – тех, кто сформировал базис дл€ современного искусства с его многочисленными стил€ми и направлени€ми.

јвторы – известные историки искусства – смогли четко и информативно изложить основные черты жизни и творчества художников ’’ века, удачно вписыва€ €ркие цитаты художников и художниц в свой текст.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате