CEO «Vodafone Украина»: «Список IoT-продуктов понятен. Осталось найти потребителя»

CEO «Vodafone Украина»: «Список IoT-продуктов понятен. Осталось найти потребителя»

Ольга Устинова – о «справедливом» ARPU, возможной покупке фиксированного провайдера и новых точках роста

Цей текст також доступний українською
CEO «Vodafone Украина»: «Список IoT-продуктов понятен. Осталось найти потребителя»
Ольга Устинова
Фото автора

«Для нас Украина – один из самых перспективных рынков», – заявил CEO Vodafone Partner Markets Диего Массидда на пресс-конференции, посвященной подписанию договора о партнерстве между «Vodafone Украина»·и  Vodafone Group. Еще пять лет украинский оператор будет оплачивать роялти за использование  бренда глобальной корпорации.

Это была первая встреча с журналистами после смены собственника «красного» оператора. Напомним, в декабре 2019 года российская МТС продала за $734 млн свою дочку «Vodafone Украина» азербайджанскому мобильному оператору Bakcell, входящему в NEQSOL Holding.

Пользуясь случаем, журналисты задали накопившиеся вопросы CEO «Vodafone Украина»· Ольге Устиновой. Mind выбрал наиболее интересные цитаты топ-менеджера.  

Сколько стоит контракт с Vodafone Group?

Мы не раскрываем ее даже нашим акционерам (смеется). Плата за бренд не возросла. (Первый договор оператор заключил в 2014 году и провел ребрендинг. – Mind).

Как изменилась стратегия компании после прихода нового собственника?

Пока существенных потрясений и изменений в нашем продвижении на рынке нет. Мы двигаемся согласно ранее выбранной стратегии. Готовимся к имплементации диапазона 900 МГц. Ничего не мешает операционной деятельности компании. Не видим критических вещей, которые на нее влияют. Более детально сможем рассказать об этом на отдельной пресс-конференции.

Планируется ли покупка фиксированного интернет-провайдера?

Сейчас у нас идет много стратегических сессий и с акционером, и с Vodafone Group по поводу развития фиксированного бизнеса. Мы понимаем, что это неотъемлемая часть мобильного бизнеса, куда необходимо идти. Но для нас нужны прозрачные правила игры. Мы белая компания, которая платит все налоги.

Да, присматриваемся… Не могу сказать, к кому и как (ранее на рынке циркулировали слухи о возможном приобретении оператором компании Vega Рината Ахметова. – Mind). Путь к фиксе может быть разным: от покупки актива до строительства собственной сети. Также может быть микс. Вы же знаете, сколько фиксированных провайдеров работает на украинском рынке (около 6 000. – Mind) и насколько он дефрагментирован. Поэтому понимаете, насколько это сложное решение. Сейчас пытаемся понять для себя стратегию выхода на этот рынок.

Каковы итоги 2019 года?

Пока не закончен аудит, не можем их анонсировать. Могу лишь сказать, что в абонентской базе мы выросли. Четвертый квартал нас очень сильно и приятно удивил. (По итогам третьего квартала 2019 года, у оператора было 19,8 млн абонентов. Компания увеличила выручку на 29,7% до 4,3млрд грн, получила 887 млн грн чистой прибыли, повысила OIBDA (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) на 28,9% – до 2,4 млрд грн. Маржа OIBDA также выросла – до 54,6%. ARPU составил 68,2 грн. – Mind).

Каким будет средний чек (ARPU)?

Думаю, в этом и следующем году ARPU будет в рамках $3-$3,5. Это справедливая цена. Вспомните 2014 год. Тогда средний чек достигал $5 только за голосовые услуги. А сегодня мобильные операторы предлагают скоростной интернет и другие услуги, но не могут восстановиться даже до уровня тарифов за голос.

Мы анализируем наших соседей – операторов Польши, Беларуси, Грузии и т.п. В Украине самый низкий средний чек. Если мы хотим иметь действительно мощную инфраструктуру, ARPU должен расти. За последние 3-4 года мы инвестировали развитие сети около 25 млрд грн.

Что будет с розничной сетью?

После смены собственника продолжаем развивать розницу. В этой нише видим определенный смысл: до сих пор около 40% наших абонентов с кнопочными телефонами, хотим «конвертировать» их в смартфоны.

Количество магазинов не будет увеличиваться. Считаем, что сейчас их достаточно. Собственная сеть насчитывает 300 точек, франчайзинговая – около 400.

Пока направление не окупилось.

Ждать ли новых продуктов?

Мы проинвестировали в новую платформу NB-IoT. Сейчас будет развиваться большое количество новых продуктов, которые позволят сделать нашу жизнь проще, легче и быстрее. Следующие пять лет будут прорывными.

У нас несколько подписанных меморандумов с городскими властями по Smart City. Сейчас анализируем потребности городов. Рассматриваем запуск сервисов «Умный мусор», «Умные парковки», «Умное освещение» и т.п. Также сейчас с двумя компаниями тестируем пилоты «Умного учета воды». Т.е. список продуктов примерно понятен. Осталось найти потребителя.

Верю, что число IoT-подключений возрастет в разы. Уже сегодня на глобальной платформе Vodafone около 99 млн подключений. Это та точка роста, в которую мы верим.

NB-IoT будем развивать на частотах 900 МГц, а не 1800 Мгц. В более высоком диапазоне сильно «съедаться» capacity (емкость).

Планирует ли компания покупку дополнительных частот (в диапазоне 2100 МГц)?

Да, они нам интересны. Сейчас не могу сказать, будем ли участвовать в тендере. В ближайшие несколько лет нам хватит имеющегося ресурса. Но мы прекрасно понимаем, что основной актив оператора – частоты, так как потребление трафика растет огромными темпами. Кстати, Украина – одна из немногих стран мира, где существует безлим. Чтобы обеспечивать все возрастающий трафик, нам нужны дополнительные частоты. Но пока этот вопрос не стоит на повестке дня как самый основной и оперативный.

Где кроются ключевые риски?

Это курс доллара. Оборудование, которое закупаем, – в валюте, а выручка – в гривне. Но в такой ситуации мы уже живем лет семь и научились управлять этим риском. У нас уникальная экспертиза, можем делиться с коллегами по миру, как выживать в ситуации форс-мажора (смеется). Многие зарубежные компании удивляются, как можно инвестировать миллиарды в строительство сети в стране, где регулярно происходят изменения.

Когда ждать 5G?

Пока мы в активной фазе построения 4G, устранения цифрового неравенства: покрытия сетью LTE небольших населенных пунктов и магистралей. Это потребует огромного количества инвестиций (около 4-5 млрд грн. – Mind). Параллельно нам нужно искать деньги для 5G. По классике телекома, операторы меняют технологии раз в пять лет, покупают лицензии, строят инфраструктуру, начинают отбивать вложения. В Украине же этот временной разрыв меньше. Мы не отбили инвестиции в 3G и 4G. Считаю, сегодня потребители больше нуждаются в LTE во всех точках Украины, чем в 5G в хот-спотах.

Но мы думаем о 5G. Подписав контракт с Vodafone Group, мы получили возможность проведения ряда международных аудитов для подготовки нашей сети к 5G. Vodafone Group в некоторых странах уже запустила связь пятого поколения. Нам интересно проанализировать их опыт, рассмотреть бизнес-кейсы, которые позволят нам окупить инвестиции в 5G.

В мире первые кейсы – замена приватных LTE-сетей на 5G. Но в Украине таковых нет. Поэтому вопрос, зачем спешить с запуском связи пятого поколения. Пока слишком много неизвестных: будет ли массовое покрытие 5G или только хот-споты и т.п.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно