Фальстарт или разведка боем: как мобильные операторы внедряют интернет вещей

Фальстарт или разведка боем: как мобильные операторы внедряют интернет вещей

Зачем «большая тройка» готовит миллиарды гривен для нового тендера в диапазонах 700 и 800 МГц

Цей текст також доступний українською
Фальстарт или разведка боем: как мобильные операторы внедряют интернет вещей
Фото: pixabay

Датчик автомобильного иммобилайзера измеряет уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если водитель не трезв – двигатель не запускается. Прибор регистрирует и попытки вождения подшофе. А собранные данные учитываются при страховании автомобиля. Это один из сотен, если не тысяч примеров применения интернета вещей (IoT).

По оценкам GSMA Intelligence, к 2025 году к IoT подключат 25 млрд устройств в мире. Для более комфортной работы этих «умных» датчиков и сенсоров мобильные операторы по всему миру начали создавать специальные сети. Пока лидирует технология NB-IoT: на ней свои сети развернули 44 оператора, еще 107 игроков инвестируют в запуск.

Украинская «большая тройка», видимо, решила не выпадать из мирового тренда. Недавно мобильные операторы заявили о запуске своих NB-IoT-сетей. Что это такое? Зачем игрокам дополнительно вливать деньги в новую технологию, если и без нее они зарабатывали на М2М (телематике) еще с начала нулевых? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.

Что это и зачем оно операторам? NB-IoT (Narrow Band Internet of Things) – один из международных стандартов узкополосной передачи данных для «умных» устройств. Информация «транспортируется» на скорости до 200 Кбит/с. NB-IoT разворачивается на оборудовании LTE-сетей: на базовых станциях устанавливается или обновляется специальное программное обеспечение. Начальник департамента маркетинга бизнес-рынка «Vodafone Украина» Николай Тракнов уверяет, что сегодня NB-IoT – наиболее современная технология передачи данных в мире для интернета вещей.

Мобильные операторы рассказывают о целом ряде фишек этого стандарта, поясняя Mind, зачем вкладывают в него деньги. «Эта технология для низкого потребления энергии и более широкого покрытия. Производители утверждают, что заряда батареи одного устройства без подзарядки хватает на 5–10 лет», – поясняет руководитель направления по развитию IoT «Киевстар» Константин Андрусенко.

Николай Тракнов дополняет, что NB-IoT отличается высокой проникающей способностью, защищенностью, бесперебойной передачей данных. «Отработка каждого запроса, отсутствие отказов – крайне важны для IoT-устройств и систем», – отмечает он.

В пресс-службе lifecell уточняют, что у NB-IoT значительно большие возможности для сбора, обработки и анализа полученных данных. «Сеть NB-IoT может охватывать большие территории, характеризуется более стабильным сигналом, который может проникать в труднодоступные изолированные помещения, например подвалы. Эта технология оптимизирована для подключения большого количества устройств с малым объемом передачи данных. Плюс она позволяет эффективно использовать радиочастотный ресурс (ширина полосы одного канала ― 180 кГц)», – аргументируют в lifecell.

«Маленькая» преграда. Специалисты отмечают, что NB-IoT нормально функционирует только на низких частотах. «Для эффективного коммерческого запуска NB-IoT операторам нужен более низкий спектр. Дело в том, что этот стандарт работает на частотах от 1800 МГц и ниже. Когда игроки купят лицензии на 700, 800 или 900 МГц – NB-IoT получит колоссальнейшее технологическое преимущество. Чем ниже частота, тем больший радиус покрытия одной базовой станции. Плюс на низких частотах сигнал имеет более высокую проникающую способность, то есть лучше проходит через бетонные стены и т. п. К примеру, если поставить счетчик воды в подвале – сигнал на частоте 900 МГц пройдет, а на 1800 МГц – вряд ли», – ранее пояснял Mind директор по развитию бизнеса «Huawei Украина» Александр Сербин.

Как операторы выкручиваются в такой ситуации? «Большая тройка» выкупила 4G-лицензии только в диапазонах 1800 и 2600 МГц. Сейчас им, вероятно, приходится просить клиентов вешать датчики на открытом воздухе. А также – ждать тендера на более низкие частоты и/или технейтральности (права предоставлять 2, 3 и 4G-связь на всех выкупленных частотах).

«Сегодня мы исходим из того, что имеем. Включаем NB в диапазоне 1800 МГц, чтобы соответствовать потребностям бизнеса. В случае с NB на этой частоте «полезное» покрытие будет на 20-–30% шире, чем LTE на 1800 МГц, за счет сужения полосы используемых частот и, соответственно, снижения скорости передачи данных», – поясняет Константин Андрусенко.

По его словам, в дальнейшем «Киевстар» надеется получить более низкие частоты. «Специалисты правы. На нижеприведенном слайде можно увидеть средние значения дальности связи для каждой частоты. Чем ниже – тем шире радиус действия. Сейчас идет диалог с государством о выделении мобильным операторам низких частот 700 и 800 МГц, а также об устранении фрагментации частот в уже задействованном диапазоне 900 МГц. Если государство одобрит введение технейтральности в диапазоне 900 МГц и выдачу новых лицензий, мы сможем включить LTE, а, соответственно, и NB в этих диапазонах. Одна базовая станция сможет обеспечить широкое покрытие и проникновение», – говорит эксперт.

Фальстарт или разведка боем: как и зачем мобильные операторы запустили сети для «умных» гаджетов
Источник: «Киевстар»

В «Vodafone Украина» также говорят, что заинтересованы в развитии технологии в более низких диапазонах. «А в 1800 МГц мы видим целесообразность запуска сети в крупных населенных пунктах с высокой плотностью базовых станций. При таких условиях можно обеспечить устойчивое indoor-покрытие. А для низкорасположенных и труднодоступных помещений (подвалов, зданий с металлическим фасадом, толстыми бетонными стенами) нужен более глубокий анализ по месту для определения возможностей проникновения сигнала», – поясняет Николай Тракнов.

В lifecell не видят серьезной проблемы для продвижения NB-IoT в 1800 МГц. «Cогласно 3GPP, NB-IoT может работать на частотах 2100 МГц и ниже. Да, чем ниже частота – тем больший радиус покрытия одной базовой станции. Но каждая БС имеет ограниченную пропускную способность. По этой причине операторы по всему миру для покрытия городов используют более высокие диапазоны и устанавливают базовые станции часто, а для покрытия rural area – низкие частоты и БС ставятся намного реже», – рассказывают в пресс-службе lifecell.

Впрочем, этот оператор подстраховался: еще летом прошлого года совместно с компанией IoT Ukraine запустил сеть интернета вещей и на технологии LoRaWan. В отличие от NB-IoT, этот стандарт можно использовать без лицензии, а значит, и работать на более низких частотах.

С какими мировыми вендорами запускали сети? В «Киевстар» не раскрывают имена производителей ПО. «Мы работаем с несколькими вендорами. Соответственно, на базовых станциях используется программное обеспечение наших поставщиков», – отмечает Константин Андрусенко.

Николай Тракнов рассказывает, что запуск сети «Vodafone Украина» реализовывается с Nokia, ZTE и Huawei.

В lifecell говорят, что пилотный проект развернули с системными интеграторами Odine Solutions и Affirmed Networks на базе виртуализированной пакетной сети Affirmed Networks и радиооборудования Ericsson. 

Каковы объем инвестиций и ожидаемая окупаемость? Отвечая на эти вопросы, «большая тройка» дружно «ушла в облака». «Это коммерческая информация. Могу лишь сказать, что «Киевстар» стратегически развивает и продолжит инвестировать в перспективное IoT-направление и инновационные решения для бизнеса. Речь идет не только о деньгах. Мы прилагаем много усилий, чтобы обучить клиента, показать выгоду и удобство в использовании сети NB-IoT», – рассказывает Константин Андрусенко.

Николай Тракнов из «Vodafone Украина» считает, что рано говорить о точной суме инвестиций: «Мы видим перспективы во внедрении сети, так как сейчас делаем упор на развитие IoT в Украине, и исходя из этого, готовы инвестировать в данные проекты».

«Наша модель – строить сеть там, где будет клиент. Пока не можем говорить о конкретных сроках окупаемости, так как рынок еще не сформировался и нам предстоит еще многое сделать, чтобы его вырастить, донести до клиента ценность технологии и сервисов», – такой ответ Mind получил от lifecell.

Кого уже успели заманить в сети NB-IoT? Пока «опыты» проводятся на бизнес-клиентах. Хотя мобильные операторы уверены, что технология будет востребована и рядовыми украинцами.

«Киевстар» подключил сети интернета вещей в облгазах и водоканалах в нескольких областях. Также есть клиенты, которые занимаются уличным освещением. Запросов много. На данном этапе не озвучиваем названия предприятий по их просьбе», – рассказывает Константин Андрусенко.

Он поясняет, зачем «это все» заказчикам, на примере трейдера энергоносителей: «Предприятие недополучает оплату за поставляемые энергоресурсы. А своевременное оповещение с датчиков позволит повысить доходы. Также государство обязывает облгазы и водоканалы автоматизировать систему учета, значит, предприятия должны следовать этой «промышленной» революции».

«Vodafone Украина» недавно протестировала свою сеть NB-IoT в Киеве и Харькове на оборудовании «Киевгаза» и «Радмиртеха». Теперь оператор готовится к коммерческому запуску. И рассчитывает привлечь не только корпоративных клиентов. «Гражданам подключенные к интернету устройства также предоставят большие возможностей для управления ресурсами. К примеру, они помогают оптимально расходовать тепло, воду, свет и экономить на оплате коммунальных услуг», – перечисляет Николай Тракнов.

В lifecell рассказывают, что пока работают с «Киевгазом», используя «умные» устройства разработки этой компании. «Данная сеть позволяет дистанционно фиксировать показания газовых счетчиков, отслеживать стабильность подачи газа и своевременно предупреждать возможные утечки. Кроме «Киевгаза», в услуге заинтересованы и водоканалы. Также мы ведем переговоры с потенциальными клиентами по реализации fleet monitoring (управление автопарком. – Mind), прорабатываем решения для аграрного сектора и др.», – отмечают в пресс-службе lifecell.

Прекрасное (не)далеко. Mind десятки раз писал об интересных «умных» гаджетах, используемых в быту, медицине, логистике, агросекторе и т. п, о Smart Homes и Smart Cities.

К примеру, в Барселоне есть цифровые чипы в мусорных баках (сообщают об их наполненности); мини-сенсоры на парковках (упрощают поиск свободного места); остановки, содержащие табло с информацией о прибытии транспорта и достопримечательностях. А фонари оснащены системами, которые способны измерять шум, трафик, загрязнение, размер толпы, даже количество селфи, которые были залиты в сеть с определенной улицы.

В lifecell надеются, что и в Украине в ближайшее время сети NB-IoT будут востребованы в сфере предоставления коммунальных услуг, ритейле, медицине, для функционирования Smart Homes, Smart Cities, обеспечения безопасности и т. п.

В «Vodafone Украина» приводят в пример десятки «умных» проектов, реализованных в других странах. И рассчитывают, что в будущем они станут реальностью и в нашей стране.

Фальстарт или разведка боем: как и зачем мобильные операторы запустили сети для «умных» гаджетов

Например, одно из перспективных направлений – E-Health. Николай Тракнов рассказал о нескольких кейсах в этой сфере. «Дистанционный мониторинг позволяет врачам консультировать пациентов и просматривать их данные в режиме реального времени (они собираются и передаются компактными медицинскими устройствами, подключенными к IoT-платформе через USB-модемы), сокращая количество неотложных госпитализаций, визитов врачей на дом и назначений лекарств. Пациенты могут находиться дома, а медики – мониторить состояние большего числа пациентов каждый день и быстро привлекать коллег по всему миру для консультаций по сложным случаям», – объясняет начальник департамента маркетинга бизнес-рынка «Vodafone Украина».

Он акцентирует, что дистанционный мониторинг особенно актуален в селах и отдаленных регионах, где ограничены услуги здравоохранения. Система подходит для контроля за остановкой дыхания во сне (состояние и режим сна отслеживаются при помощи специальных IoT-браслетов), а также для мониторинга некоторых хронических заболеваний: диабета (дозирование инсулина или контроль веса), болезней сердца и респираторных проблем, которые требуют постоянного наблюдения врача.

«Также есть решения для мониторинга одиноких пожилых людей, управления запасами лекарств и цепочкой поставок в больницы. У Vodafone с компанией Ekso Bionics, производящей роботизированные экзоскелеты, есть решение для людей, перенесших инсульт или травмы спинного мозга. Оно соединяет все экзоскелеты по всему миру, анализирует данные в режиме реального времени. Терапевты отслеживают прогресс пациентов и адаптируют сеансы терапии для своих больных. В результате реабилитация проходит более эффективно и быстро», – перечисляет Николай Тракнов.

В «Киевстар» говорят, что внедрение IoT-проектов в Украине пока точечное. «Перспективное направление для нашей страны – Smart Citу и обеспечение инфраструктуры города «умными» устройствами. В прошлом году Juniper Research и Intel составили список Smart Cities мира. Несмотря на то что Киев только движется в сторону автоматизированного комфорта, столица Украины уже вошла в десятку самых инновационных по параметрам технологии интернета вещей. Это проекты по онлайн-оплате, сервису электронных петиций, интеллектуальная система управления дорожным движением. С развертыванием NB-IoT подобных проектов будет больше с каждым годом», – надеется Константин Андрусенко.

В Украине «умными» пытаются стать не только Киев, а и Львов, Харьков, Днепр, Одесса и т. д. Но судя по мнению экспертов, порой получается «хотели как лучше, но чиновники не устояли перед откатами и запустили «непотреб».

К примеру, вот отрывки отзыва специалиста с прошлогодней презентации внедренной системы «Безопасный город Киев», в которой установлено около 5800 видеокамер: «Система управления трафиком представлена 23 камерами, не интегрированными со светофорами. Камера детектирования нарушений (проезд по встречной полосе, на красный, под знак) – 1 штука! Функции детекции неправильной парковки и распознавания номеров, неправильно припаркованных ТС, отсутствуют… Поиск в архиве по движению, зафиксированному в кадре, или поиск по метаданным от smart-камер отсутствует. Если что-то ищем в архиве – берем, мотаем и смотрим глазками… Операторы системы не работают с журналами событий и тревог в системе. То есть смотрят живое видео и роются в архиве по внешней заявке. Системы реакций на «аналитические» модули, встроенные в камеры, нет».

Как видим, во многих странах мира сферы применения IoT ограничены лишь фантазией, а в Украине – не только отсутствием финансирования.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно