«Деньги ходят за идеей»: каким проектам достались гранты Украинского фонда стартапов
Как предприниматели «заражали» жюри темой пандемии и другими глобальными проблемами

Недавно наблюдательный совет Украинского фонда стартапов (УФС) подвел итоги VI питча. Из десятки финалистов выбрал пять проектов, которые получат гранты.
Напомним: по условиям конкурса, эксперты должны отбирать «перспективные и инновационные идеи технологических стартапов, которые демонстрируют высокий потенциал глобального коммерческого успеха».
Всего за свою недолгую работу фонд получил 1800 заявок от стартаперов, провел шесть конкурсов и отобрал 25 проектов для финансирования.
Mind выделил ключевые тезисы победителей VI питча и их ответы на вопросы жюри. В этот раз конкурсантов оценивали и «допрашивали» семь членов комиссии: предприниматель, стартап-адвайзер, глава ОО «Еволв» Юрий Козик, старший инвестиционный аналитик Simpact VC Михаил Халецкий, управляющий партнер BRISE Capital Александр Яценко, CEO YouScan Алексей Орап, управляющий директор Blackstone LaunchPad Феликс Литвинский, управляющий партнер бизнес-акселератора FeelGoodLabs Сергей Довгополый и CEO сети стартап-инкубаторов YEP Андрей Заикин.
По $25 000 получат два стартапа на pre-seed-стадии развития:

iCorn – маркетплейс для торговли зерном. В отличие от стандартных площадок, эта платформа должна объединить не только фермеров и покупателей агропродукции, но и транспортные компании, элеваторы, лаборатории, банки и страховые фирмы.
По словам сооснователя iCorn Константина Куфлика, сейчас зерно от производителя до складов продавца проходит долгий путь, включающий перевозку разными видами транспорта и участие нескольких посредников, которые зарабатывают до $10 на тонне.

«Около 80% фермеров продают свой товар по самой низкой цене и теряют около $30 или 25% стоимости зерна. Так происходит из-за ряда проблем. Существуют риски неуплаты за товар вследствие неудачной доставки или плохих показателей качества зерна. А быстрое изменение цены в 50% случаев разрушает предварительные договоренности», – перечисляет Куфлик.

Авторы проекта предлагают решение, которое исключит посредников. Оно будет работать по цепочке: фермер выставляет зерно на аукцион – покупатель находит лот и принимает предложение – iCorn администрирует сделку – система формирует электронный договор и открывает банковскую гарантию – она же рассчитывает лучший маршрут и формирует заказ для логистических компаний – независимая лаборатория проверяет качество зерна – ближайший перевозчик транспортирует товар – элеватор или порт его принимают – сделка завершается.

«Существующие конкуренты работают по принципу доски объявлений, объединяют только фермера и покупателя. Наша новация в том, что мы хотим полностью автоматизировать весь процесс, привлечь к нему логистические компании и банки», – пояснил Куфлик.

По данным «Украгроконсалт», оборот рынка, на котором собирается продвигаться стартап, составляет около $10 млрд в год.

Авторы проекта намерены брать комиссию (0,5%) с каждой успешной транзакции и до 2025 года занять 3% рынка. В 2020 году они планируют запустить тестовые торги и получить $100 000 прибыли. Хотя команда все еще на старте создания MVP. Половину гранта от УФС она планирует пустить на его разработку.

У членов жюри возник закономерный вопрос: как проект, которому уже более года, умудрился не найти $12 000 на доработку MVP. «На самом старте мы не искали деньги. Вначале убедились, что наше решение актуально: поехали в поля, опросили более 300 фермеров и 20 торговых компаний, провели круглые столы с профильными ассоциациями, в которые входит 700 предприятий, заручились поддержкой ПриватБанка и Ощадбанка», – пояснил Константин Куфлик.

После обоснования в Украине, авторы платформы хотят масштабировать проект на международные рынки. «Когда были на Web Summit, получили хороший фидбэк от посетителей из Бразилии, Аргентины, Саудовской Аравии, Турции, Польши. Мировую экспансию планируем начать с Европы, потому что нам она ближе. Далее хотим двигаться в Бразилию, Аргентину, Китай, Индию», – надеется спикер.

Этот стартап уже четыре года пытается создать прибор для экспресс-диагностики зерновых и овощных культур на наличие микотоксинов.
«Микотоксины – продукт жизнедеятельности грибков, которые в основном встречаются в пшенице, кукурузе, арахисе и овощах. Ежегодно 25% глобального рынка продуктов питания заражается микотоксинами. В результате ежегодно мир теряет около 1 млрд тонн продуктов питания. К тому же, микотоксины – одна из причин того, что ежегодно 155 000 людей болеют раком печени», – пояснял СЕО и сооснователь BIOsens Андрей Карпюк.

По его словам, для выявления наличия микотоксинов сегодня трейдеры используют два пути (см. слайд). «Но они дороги и длительны. Средний и малый бизнес вряд ли может потратить полмиллиона долларов на создание собственной лаборатории – закупку оборудования и зарплату персонала», – считает Карпюк.

Авторы проекта создают более дешевое и «полевое» решение, которое автоматизирует подготовку образцов, анализ и сохранение результатов в облаке на одном устройстве и позволит делать тесты вне лаборатории. «У нас есть инженерный прототип, который показал хорошие результаты анализа чистых токсинов. Но в работе с реальными образцами исследования показали, что у нас погрешность около 35%. Клиенты говорят: готовы покупать решение, если погрешность будет в диапазоне 10-15%. Поэтому нам нужно усилить команду разработчиков. Сейчас ведем переговоры с Институтом биохимии Национальной академии наук и планируем взять 3-4 человек на full-time, чтобы добиться соответствующей точности тестирования реальных образцов», – пояснил СЕО проекта.
На эту цель и должен пойти грант УФС. А к концу 2020 года команда хочет приступить к подготовке производства и закрыть раунд инвестиций в размере $1,3 млн.
Столь длительный процесс разработки прототипа Карпюк пояснил тем, что на старте авторы использовали принципиально другую технологию (сенсор был на основе наноструктурированного кремния). В прошлом году команда «перешла» на оптические сенсоры с флуоресценсной детекцией.
После доведения прибора «до ума», авторы проекта хотят занять 30% мирового рынка тестирования на микотоксины, составляющего около $1 млрд. «Мы хотим стать лидером на мировом рынке полевой, простой и понятной не для квалифицированных специалистов диагностики», – говорит спикер.

Вначале команда намерена запустить продукт в Европе (Германии, Франции, Великобритании), далее выйти на рынок США.

Пока у стартапа около 30 потенциальных клиентов из ЕС, США, Африки и Украины, которые готовы купить решение после доработки. «Но многие вероятные потребители откровенно говорят, что нам нужно пройти промежуточный этап пилотных тестирований. Они хотят, чтобы мы приехали к ним, провели тесты, и только после этого будут разговаривать о заключении контрактов», – уточнил Карпюк, отвечая на вопросы жюри.
Он особо не опасается конкурентов. «В мире – около 20 научных групп, которые разрабатывают экспресс-тестирование. Ряд биосенсоров уже подходят к этапу коммерциализации. Наше основное конкурентное преимущество – сформированная команда, которая более заточена на реализацию конечного продукта. Другие научные группы привязаны к университетам, их конечной целью являются научные статьи», – оптимистично надеется Карпюк.
По $50 000 получат три стартапа на seed-стадии развития:

Cardiolyse – облачная аналитическая платформа, которая обеспечивает удаленный мониторинг состояния сердца в режиме реального времени, предоставляет простые персонализированные отчеты, прогноз на основе данных об опасных сердечных событиях на срок до двух месяцев.
«Коронавирус вынудил удаленно предоставлять медицинские услуги пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. В пост-COVID реальности платформы кардиомониторинга станут новой нормой для предоставления помощи инфицированным, потенциально зараженным пациентам, а также людям с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. К примеру, в северной Италии сейчас около 60% посещений кардиологов уже виртуальны. А до пандемии их было 5%», – рассказывает СЕО и сооснователь Анна Старинская.

Платформа состоит из двух крупных компонентов. Продукт сертифицирован СЕ для определения 19 типов аритмий и точного выявления большинства аномалий сердца. Также команда на стадии получения патента в ЕС.


У стартапа есть несколько типов клиентов.

С 2017 года проект уже привлек $1 млн. Деньги были вложены в концепцию платформы, получение сертификатов и тестирование с клиентами. Команда намерена потратить грант УФС на запуск "пилота" в северной Италии. После этого – масштабировать проект в Украине.

У Cardiolyse есть конкуренты. Анна Старинская уверяла жюри, что представленная ею платформа предоставляет более широкий спектр услуг.

Unicorn Nest – платформа для стартаперов, помогающая найти фонды, которые с наиболее высокой вероятностью захотят инвестировать в их проекты. «Ключевое задание предпринимателя – построить бизнес. А получение финансирования – сложный и долгий процесс для любого стартапа. Особенно в период кризиса. Даже серийные предприниматели сталкиваются с проблемами. Ежегодно в процессе фандрайзинга высылается 1 млрд холодных писем. В среднем фаундер тратит около 200 часов своего времени на поиск и отбор профильных инвесторов. Наше решение позволяет сэкономить это время», – поясняет основатель Unicorn Денис Довгополый.

Чтобы получить выборку с фондами, предпринимателю на платформе нужно выбрать раунд, индустрию, месторасположение, указать дополнительные критерии. По ходу заполнения формы алгоритм применит систему фильтрации и оценки, присвоит фондам определенное количество баллов. Это позволит их проранжировать и показать наиболее релевантные из 38 000, находящихся в базе данных. После оплаты потребитель скачивает документ со всеми найденными фондами и контактами их сотрудников.

Глобальный рынок капитала оценивается в $500 млрд. Команда Unicorn рассчитывает выйти на прибыль в $200 млн через семь лет.

Пока стартап запустил продукт в бета-версии и за два месяца уже получил 150 потребителей.

«Мы изучили сильные и слабые стороны конкурентов, разные модели работы на рынке. В отличие от коллег, наш продукт фокусируется на стартапе и его потребностях», – говорит Довгополый.

И уверяет, что у Unicorn три фишки.

Большую часть гранта УФС предприниматель намерен вложить в доработку продукта и маркетинг.
Команда и в дальнейшем намерена привлекать финансирование: до конца этого года – поднять $1 млн, в следующем – еще $5 млн. «У нас сильный план по фандрайзингу, достаточное количество предложений от фондов. В агрессивном конкурентном окружении без внешнего финансирования мы можем проиграть масштабирование», – считает Довгополый.

Это онлайн-академия IT. «Мы бесплатно обучаем людей программировать до их трудоустройства. После специалисты платят нам 17% от своей зарплаты в течение двух лет», – поясняет СЕО и сооснователь Mate academy Роман Апостол.

По его словам, на рынке большой дефицит программистов. Но университеты не полностью справляются с задачей обучения, программы не всегда успевают отслеживать новшества, полученные знания становятся неактуальными. «Плюс часто нет смысла обучаться 4-5 лет. Мы учим людей четыре месяца в режиме full-time с 9:00 до 18:00. В академии преподают программисты-практики», – рассказывает Апостол.

Академия уже подписала около 800 договоров со студентами и помогла найти работу более 500 выпускникам. «У нас высокий процент трудоустройства (85%). Наш месячный доход сейчас более $40 000. Пока работаем только в Украине. В дальнейшем хотим масштабировать проект», – говорит спикер.
И считает, что в мире у них лишь один ближайший конкурент – Lambda School. Но она предлагает длительные курсы по 9-12 месяцев.

Команда хочет потратить грант на разработку курса Python и стипендии 15 студентам, которые не могут себе позволить учиться full-time и не работать.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].