Сухой остаток: почему засуха в Бессарабии уничтожает не только урожай
Но и рейтинг власти

На этой неделе в Киеве под зданием Кабинета Министров протестовали фермеры из разных регионов Украины. Заявленная цель – привлечь внимание к провалу поддержки сельхозпроизводителей из южных регионов, чьи посевы полностью или почти полностью уничтожила засуха. Сложная забюрократизированная процедура получения средств свела такую поддержку к формальной, а традиционное для аграрного блока правительства отсутствие коммуникаций (или хотя бы попыток объясниться) заставила аграриев перенести негатив на власть в целом.
С чего «стартовала» проблема?
Фактически засуха в Одесской области продолжалась с осени прошлого года. Надежды на то, что необходимые запасы влаги будут восполнены зимой за счет снега, не оправдались: как известно, декабрь – февраль 2019-2020 годов были одними из самых теплых за всю историю метеонаблюдений.
К апрелю нынешнего года накопительный негативный эффект проявился массовой гибелью посевов в фермерских хозяйствах Бессарабии. В некоторых из них потери достигали 100%.
С середины весны местные власти и ассоциация фермеров начали бомбардировать Киев обращениями с просьбами выделить посильную помощь пострадавшим аграриям. К тому времени уже было очевидно, что ситуация относится к форс-мажорам. И речь шла о сохранении не нынешнего, а будущего урожая: фермеры, потерявшие все, лишались возможности провести осеннюю посевную кампанию.
Треть посевов в регионе были попросту перепаханы – тратиться на сбор оставшегося урожая не имело экономического смысла. Глава Одесской ОГА Максим Куцый называл цифру в полмиллиона гектаров погибших посевов.
Как отреагировало государство?
На просьбы о помощи центральная власть отвечала молчанием. Ситуация выглядела одновременно абсурдной и закономерной: в стране, где аграрный сектор занимает 17% ВВП, уже около девяти месяцев отсутствует профильное министерство АПК. За отрасль, которая генерирует 40% экспорта и влияет на треть населения, живущего в сельской местности, отмечает Министерство экономики. А точнее, профильный заместитель министра – Тарас Высоцкий.
Реакция последовала только после того, как мэр городка Килия Павел Бойченко записал видеообращение, в котором рассказал, что 10 мая в Килийской общине покончил с собой фермер Владимир Сердюченко. По словам Бойченко, причиной стала потеря урожая, невозможность рассчитаться с людьми за аренду паев, а также отсутствие поддержки со стороны государства.
После этого в область приехал Тарас Высоцкий. И пообещал, что пострадавшие фермеры получат помощь от государства – это единственный для них способ остаться в аграрном бизнесе и войти в следующий сезон, который стартует в конце августа.
С тех пор прошло два месяца. Варианты поддержки обсуждались разные – списание посевов с начислением НДС на эту операцию, получение кредитов, прямая дотация на гектар в размере 5000 грн, компенсация электроэнергии, субвенции местным бюджетам. Ни один из них не сработал.
Почему ситуация усугубляется?
Сельхозпроизводителей отправили собирать справки (сами по себе не бесплатные). После формирования пакета документов комиссии будут принимать решение о целесообразности выплат. Сами деньги могут поступить осенью, когда посевная озимых культур должна быть уже в разгаре. Кроме того, возвратная помощь, например, из Резервного фонда, на которой настаивают чиновники, вряд ли посильна для аграриев потерявших весь урожай.
При этом в бюджете висит строка на удешевление кредитов сельхозпроизводителям с общим финансированием в 4 млрд грн. И она имеет все шансы остаться невостребованной – ее не переформатируют под помощь пострадавшим от засухи. Это вызывает подозрения, что эти деньги носят виртуальный характер, а сама программа поддержки изначально прописывалась без намерения ее реализовывать.
Отметим, что от засухи пострадали не только аграрии Одесской области. Хотя там потери самые большие и наиболее известные из-за самоубийства фермера.
По данным компании EOS Data Analytics и Института космических исследований НАНУ-ГКАУ, собранных на основе анализа космических снимков, по всей территории Украины озимые культуры погибли на площади около 920 000 га. Засуха ударила по Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областям.
По словам Александра Гордиенко – главы херсонской Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, чтобы запустить процесс получения помощи, Минэкономики требует собрать комиссию в составе агронома, бухгалтера, представителей сельсовета и Укргидрометцентра. «Весь необходимый пакет справок стоит несколько тысяч гривен. При этом гарантий получения денег он не дает», – уточняет Гордиенко.
Также на проблеме засухи пытаются спекулировать сторонники законопроекта №3131, которым вводится безусловный базовый налог – около 6000 грн на пай. По мнению инициаторов документа, которое озвучили представители Всеукраинской аграрной Рады, такой налог можно было бы перенаправить на помощь пострадавшим.
Отметим, что этот проект закона называют «легальным рейдерством» – способом склонить владельцев к продаже своих земель. Премьер-министр Денис Шмыгаль уже высказался категорически против введения дополнительной фискальной нагрузки на фермеров в период кризиса.
Чего ждать дальше?
Засуха в Бессарабии в очередной раз показала, как некомпетентность профильных чиновников превращает контролируемую отраслевую проблему в общегосударственную. И вредит всем представителям власти – даже не причастным к ней.
Глобального урона будущему урожаю весенняя засуха не нанесла – прогноз, по самой консервативной оценке, составляет вполне благополучные 70 млн тонн. Однако то, что государство оставило сельхозпроизводителей один на один с острой (пусть и локальной) проблемой, вряд ли забудется. И выльется в соответствующие выводы сельского электората.
«Сколько там аграрии в масштабах страны потеряли? 5% урожая? Думаю, президент лично потерял на этой истории столько же процентов рейтинга. Вроде и не много, но они точно не лишние», – говорит один из аграрных функционеров, пожелавший сохранить анонимность.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.