Ставка на великанов: как пандемия «напомнила» о значимости госкомпаний в энергетике

Ставка на великанов: как пандемия «напомнила» о значимости госкомпаний в энергетике

И за счет чего они наращивают свой вес

Цей текст також доступний українською
Ставка на великанов: как пандемия «напомнила» о значимости госкомпаний в энергетике
Фото: pixabay

Коронакризис, наложившийся на амбициозные планы по восстановлению европейской экономики с одновременным решением проблемы глобального потепления, активно меняет статус больших государственных компаний на энергетическом рынке. Теперь им отводится ведущая роль в реализации дорогостоящих инвестиционных проектов, способных не только в корне трансформировать отрасль, но и усилить конкурентоспособность отдельно взятых стран.  А также – укрепить их энергобезопасность.

Эта тема актуальна и для Украины в ее стремлении реформировать госсектор ради  повышения его эффективности. Mind изучил опыт двух ближайших государств, представляющих разные векторы в энергополитике. И постарался найти ответ на вопрос, что необходимо для успеха Украине, которая находится на пересечении этих векторов.

Польша: государственно-частная консолидация

В Польше правительство задалось целью создать энергетический конгломерат, контролирующий активы в нефтегазовой отрасли и электроэнергетике. Новая бизнес-структура, которая объединит четыре компании (PKN Orlen, Grupa Lotos, Energa, Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo), будет находиться в совместном владении государства с частными инвесторами.

Создание новой энергокорпорации завершится в течение ближайших двух-трех лет. В апреле текущего года уже произошло объединение активов PKN Orlen и компании Energa. В начале июля Еврокомиссия определила условия для слияния PKN Orlen и Lotos, а в 2021-м должно быть получено разрешение на поглощение PGNiG.

Чтобы в дальнейшем предотвратить злоупотребления на рынке, Еврокомиссия и польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей (Urząd Ochrony Konkurencji i Konsumentów, UOKiK) будут контролировать соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Руководитель PKN Orlen Даниэль Обайтек, который выступает главным идеологом создания новой компании, считает, что она станет «эффективным инструментом для реализации European Green Deal» – масштабных планов Еврокомиссии, которые позволят Европе стать мировым лидером в борьбе с климатическим кризисом. Эти планы подразумевают переход на новые технологии декарбонизации европейской экономики и промышленности.

Такие проекты требуют привлечения значительных интеллектуальных и финансовых ресурсов, доступ к которым на международных рынках открыт крупным корпорациям. Ведь именно масштаб и диверсификация бизнеса – это гарантия для инвесторов его устойчивости в условиях глобальных изменений.

По словам Обайтека, после консолидации активов новая польская энергокорпорация сможет экономить на импорте углеводородов, потому что будет иметь возможность закупать большие их объемы по более низким ценам. Компания будет развивать нефтепереработку и нефтехимию, продолжит инвестировать в стратегические инфраструктурные проекты, такие как газопровод Baltic Pipe и расширение мощностей СПГ-терминала в Свиноуйсьце, будет увеличивать собственную сеть газовых АЗС, строить оффшорные и наземные ветропарки, чтобы использовать альтернативную энергию для производства «зеленого» водорода.

«Слияние энергоактивов – это не только бизнес, но и стратегические перспективы государства. Мы сможем более успешно участвовать в международной конкуренции, а компания превратится в европейского лидера. Вполне возможно, что через 15 лет мы будем заправлять автомобили водородом вместо бензина. Но водородные технологии требуют значительных капиталовложений, которые становятся нам доступны благодаря объединению. Мы хотим наращивать инвестиции в технологии с нулевыми выбросами парниковых газов», – таким видит будущее бизнеса новой корпорации Даниэль Обайтек.

РФ: государственный «экспансивный протекционизм»

Масштабные планы по завоеванию европейского водородного рынка строит не только Польша, но и Россия. Уже со следующего года правительство РФ намерено формировать репутацию страны как крупнейшего поставщика водорода вместо традиционных углеводородов (угля, нефти и природного газа). А первыми производителями этого вида топлива станут такие государственные корпорации как «Газпром» и «Росатом» – к 2024 году они должны запустить пилотное производство на атомных станциях, объектах добычи газа и переработке сырья.

При этом «Газпром» нацелен усиливать присутствие на европейском водородном рынке через организацию производства рядом к местам потребления водорода. Подразумевается, что это будет так называемый «бирюзовый водород», полученный из природного газа экологически безопасным способом. Компания уже обсуждает такие пилотные проекты.

Несмотря на отсутствие официальных подтверждений, в Украине, судя по всему, партнером «Газпрома» по водороду нацелилась быть «Региональная газовая компания» Дмитрия Фирташа, которого много лет связывают тесные политические и бизнес-связи с Россией. РГК уже объявила об интересе к производству и поставкам водорода в смеси с природным газом.

Ситуация выглядит так, что «Газпром» воспринимает партнерство с РГК на украинской территории как альтернативную площадку для удержания позиций в Европе, если США новыми антироссийскими санкциями смогут заблокировать строительство газопровода «Северный поток-2» в обход Украины.

Планы «Газпрома» предполагают, что при поставках газа по «Северному потоку – 2» будет домешиваться до 70% водорода. Германия, к берегам которой прокладывается СП-2, строит наиболее амбициозные планы среди всех стран ЕС по внедрению водородных технологий.

Украине также интересен немецкий рынок для поставок «зеленого» водорода, произведенного из воды с помощью электроэнергии, выработанной на избыточных мощностях альтернативной генерации.

Примечательно, что в «дорожной карте» от Минэнерго России упоминается 2024 год, когда «Газпром» должен начать производство водорода. В то же время заканчивается действующий контракт «Газпрома» на транзит газа через Украину, после чего западные компании смогут закупать российское топливо на восточной границе. Завершение контракта с «Газпромом» позволит также «Оператору ГТС Украины» с 2025 года транспортировать смесь природного газа и водорода в Венгрию, Польшу и Словакию, через территорию которой украинский водород может поступить на немецкий рынок.

Украина: ГТС на перекрестке политико-финансовой конъюнктуры и национальных интересов

Выделение отдельных мощностей для транспортировки водорода в страны ЕС потребует дополнительных изменений в работе ГТС Украины. Это может быть перевод на реверс некоторых компрессорных станций, разделение потоков газа и водорода, переподключение потребителей на газопроводах, которые планируется использовать для поставок водорода.

В результате такой адаптации украинская ГТС останется ценным активом на европейской газовой карте благодаря повторному использованию как трубопроводных мощностей, так и подземных газовых хранилищ. К тому же, уже есть выводы технических специалистов, что маршруты транспортировки водорода не повлияют на надежность и безопасность поставок газа украинским потребителям при отсутствии транзитных газовых контрактов «Оператора ГТС Украины» и «Нафтогаза» с «Газпромом».

Сложившийся рыночный и политический расклад говорит о том, что ближайшие годы станут определяющими для перспектив как украинской газотранспортной инфраструктуры, так и НАК «Нафтогаз Украины», в котором сконцентрированы основные активы отечественной нефтегазовой отрасли.

Экономисты Международного валютного фонда в блоге организации напоминают, что госкомпании с хорошим управлением и стабильным финансовым положением могут помочь в борьбе с кризисами и усилить конкурентные позиции стран на глобальной арене. Однако, чтобы справиться с этими вызовами, многим из них необходимы дополнительные реформы и правительственная поддержка.

Об этом говорит и предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев, когда объясняет стратегию развития госхолдинга. По его словам, НАК постоянно сталкивается с внешними и внутренними угрозами, но одновременно стремится привлечь зарубежный капитал для финансирования новых проектов в интересах страны. Однако пока ситуация складывается так, что в Кабмине принимают решения в пользу некоторых частных финансово-промышленных групп, влияние которых на экономику ошибочно ассоциируются с национальными интересами.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно