Deloitte TMT Talks: как инновации «захватывают» телеком
Директор по корпоративной стратегии «Киевстар» рассказывает, почему Украина пока не доросла до 5G, как бизнесу уйти в облако и в чем особенности «карантинного» поведения абонентов
Компания «Делойт» в Украине запустила серию подкастов TMT Talks о ключевых трендах технологического рынка, очерченных в ежегодном глобальном исследовании TMT Predictions.

Владимир Юмашев, партнер «Делойт» в Украине и лидер группы по оказанию услуг клиентам в сфере ТМТ, беседует с топ-менеджерами технологического бизнеса о том, какие глобальные тренды уже сейчас актуальны в Украине, куда движется и как развивается наша ТМТ-отрасль.

В фокусе первого выпуска – индустрия смартфонов и новые поколения мобильной связи, в частности – 5G. Гость – Зоя Дроншкевич, директор по корпоративной стратегии компании «Киевстар». Прослушать подкаст можно на канале Deloitte Ukraine Talks на SoundCloud, Apple podcasts и Google podcasts.
Mind представляет основные тезисы этой беседы.
О «смартфонизации» доступа в интернет
В Украине запустили 3G в 2015 году, 4G в 2018-м, 5G будет не ранее 2022 года. Конечно, Украина отстает от развитых стран приблизительно на 6–7 лет. Но мы имеем прирост дата-пользователей даже больший, чем в более развитых странах. Например, в Польше пенетрация мобильного интернета за последний год увеличилась на 9%, а в Украине – на 16%.
Мы за два года проходим путь, который Беларусь проходила семь лет, а Казахстан – шесть. На конец первого квартала 2020 года LTE пользуются уже 14,5 млн абонентов «Киевстар». В общем на мобильном рынке сейчас порядка 30–33 млн пользователей.
О влиянии карантина на потребительские привычки абонентов
Во время карантина абоненты стали больше пользоваться домашним интернетом. Особенно в апреле, когда люди старательнее соблюдали карантин, работали из дому и меньше передвигались по стране.
В пик карантина продажи смартфонов и новых сим-карт упали на 20–25%. Но выросло количество звонков. Что нетипично – по крайней мере для мира, в Украине в целом и в базе «Киевстар» в частности примерно на 15% вырос MoU (minutes of use) – звонки внутри сетей. Люди стали больше беспокоиться друг о друге, компенсируя невозможность увидеться перезвонами.
Сейчас скорость прироста абонентов постепенно возвращается на докарантинный уровень. Мобильный трафик растет, важность оператора и связи в жизни абонентов тоже увеличивается.
О финтехе
Украина – одна из самых конкурентоспособных стран в плане финтех-сервисов. У нас очень популярны платежи Приват24, семимильными шагами растет Монобанк, появляются другие диджитал-банки.
Тем не менее на этом растущем рынке есть ниша для мобильных операторов – оплаты с мобильного счета. Несмотря на кризис, у нас раз в пять выросло количество платежей и раза в три увеличилось число пользователей. Закрывают микрокредиты, переводят деньги между счетами, пополняют счет, платят за телевидение и гейминг. То есть это довольно перспективное направление.
Об интернет-покрытии
Украина в плане покрытия развивается намного быстрее, чем другие страны. «Киевстар» запустил 4G в 2018 году, но сейчас уже покрывает 80% населения страны, а к концу 2020-го будет покрывать 85%. За следующие три года все операторы должны покрыть 90% населения в рамках проекта по развитию 4G в 900 диапазоне. При этом очень важно, чтобы появилась возможность шеринга частот, поскольку это ускорит разворачивание покрытия.
О 5G в Украине
5G дает более высокую скорость загрузки данных, в частности видео. Эта технология более эффективна для работы с большими объемами трафика. У нас сейчас потребление в 4G сетях порядка 9–10 Гб на человека.
В таких странах, как Корея, Япония, Китай и США, сети уже не выдерживают объемы потребляемого трафика. Для них 5G – это логичный и плавный переход на новый уровень технологий.
В Украине нет мегаполисов такого масштаба и такой концентрации трафика, поэтому для нас 5G будет актуален в 2022–2023 годах. И то точечно – в центрах крупных городов или на производствах с большой автоматизацией.
С точки зрения абонента разница в скорости будет незначительная, не такая, как при переходе с 2G на 3G или с 3G на 4G. Соответственно, ускорять запуск 5G нет смысла с экономической точки зрения.
Спрос на 5G в Украине тоже появится нескоро. Сначала будет набирать обороты тренд по автоматизации производства, базируясь на LTE и LTE Advanced, которые уже предоставляют достаточно большие возможности для виртуализации, автоматизации и применения Big Data. У нас в «Киевстар», к примеру, спрос на такие услуги вырос в два раза, несмотря на кризис.
О 4G в метро
До конца года мы планируем покрыть связью 4G весь метрополитен в Киеве, а год назад мы запустили 4G в харьковском метро.
Инвестиции в развитие сети постепенно возвращаются вместе с развитием потребления data-трафика. Пользователи достаточно много времени проводят в метро, поэтому паттерн их потребления возрастает. Также операторы предлагают выгодные тарифы, и люди переходят на пакеты с бОльшим потреблением трафика.
О новых разработках
Мы фокусируемся на развитии новых продуктов, в частности в области больших данных, облачных сервисов, IоT-решений, кибербезопасности, в том числе в стратегическом партнерстве с Microsoft.
Big Data – сейчас одно из наиболее перспективных направлений. Спрос от B2B-клиентов на аналитику только за последний квартал вырос в два раза. Это сервисы, которые помогают, во-первых, больше зарабатывать за счет лучшего понимания потребностей своих клиентов, знания геолокации, правильно организованной работы с данными, автоматизации процессов. А во-вторых, позволяют оптимизировать расходы.
Мы достаточно продвинуты в использовании такой аналитики для себя. Эти же возможности и технологии мы используем для оказания аналогичных сервисов нашим клиентам. Конечно же, соблюдая законодательство о персональных данных и их анонимизации, мы помогаем клиентам лучше таргетировать абонентскую базу и понимать потребности своих клиентов.
Также мы помогаем бизнесу перейти на удаленную работу – это тот тренд, который набирал обороты во время карантина и не утратил свою актуальность. Как наладить удаленную работу команды, мы проверили на собственном опыте и предлагаем пакетные решения для наших В2В-клиентов.
О безопасности в облаке
С точки зрения B2B-предприятий, которые работают с конфиденциальной информацией, очень важна кибер-безопасность. Поскольку мы переводим бизнес в облачные сервисы, то проводим аналитику и мониторинг «на 360 градусов».
Телеком исторически силен в защите персональных данных. Мы применяем эти же технологии для защиты данных наших B2B-клиентов.
С чего бизнесу начинать автоматизацию
На месте бизнесмена я бы посмотрела на свою цепочку ценности (value chain): то есть на то, как я могу увеличить доходы и оптимизировать расходы. Для этого я бы использовала данные, в том числе и телеком-оператора, скооперировавшись с ним, чтобы улучшить таргетинг своей абонентской базы.
Если бы у меня превалировали расходы, как это происходит на тяжелых производственных предприятиях, я бы сфокусировалась на самых масштабных расходах. И я бы смотрела на IоT- решения в комплексе с решениями Big Data, на структуру IT-расходов, на то, как я могу при помощи данных оптимизировать их.
Автоматизируя бизнес, за последние полгода нашим клиентам удалось сэкономить 10–22%.
О новых услугах для абонентов
Мы развиваем сервис телемедицины «Доктор Онлайн», благодаря которому пользователи (вне зависимости от того, каким мобильным оператором они пользуются), могут 24/7 получать онлайн медицинские консультации от квалифицированных врачей. За последний квартал сервис вырос в 400 раз. Это связано с тем, что во время пандемии «удаленные» медицинские услуги особенно актуальны.
Также растет количество пользователей радио «Киевстар» – музыка без рекламы очень нравится людям.
Как видим, диджитальные сервисы набирают обороты, которые с каждым годом будут становиться все более масштабными. Мы в свою очередь продолжим их разрабатывать.