Купи козу: как сначала закрыть Лисичанский НПЗ, а потом пытаться его запустить
Зачем это понадобилось и кому именно

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько более эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в исследуемом вопросе. Сегодня Инна Коваль, редактор отдела «Промышленность», размышляет над дальнейшей судьбой Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, которую можно считать иллюстрацией «пересечения интересов» в украинском политикуме и промышленности.
Накануне местных выборов – 20 октября – один из руководителей партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук, находясь на Луганщине, пообещал за девять месяцев снова запустить предприятие в работу.
«Мы эту задачу, которую решали много месяцев, я бы сказал более года, считаю, что решили. И наша партия берет на себя обязательства завершить эту работу с запуском Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, этого комбината, для производства «вторички» нефтепродуктов, а также для продуктов нефтехимии», – заявил Медведчук на встрече с местными жителями.
Лисичанский НПЗ – самый молодой из украинских НПЗ, был введен в эксплуатацию в 1976 году. Проектно мощность – 24 млн тонн нефти в год. Сырье – российская нефть Urals, которая поступала по трубопроводу Самара – Лисичанск. Регион поставки продукции – юго-восток Украины, юг России, Крым. В 2000 году предприятие было продано российской компании ТНК, которая поставляла на завод нефть, а большинство продукции сбывала в России. В марте 2012 года завод был законсервирован и выставлен на продажу.
Согласно обещаниям Медведчука, в августе 2021 года завод должен начать получать 500 000 тонн нефти в месяц (такой объем позволит загрузить мощности предприятия на минимально рентабельном уровне в 5–6 млн тонн в год. – Mind); на работу должны выйти еще 2000 сотрудников; а главное – предприятию необходимо найти новые рынки сбыта для своей продукции, так как большая часть украинских территорий, которые были традиционными рынками, оккупирована Россией.
Сегодня ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов такова, что подобные заявления выглядят либо как абсолютная неосведомленность, или как популистские предвыборные лозунги. Выполнить их без серьезного ущерба и потерь невозможно. Поэтому запасаемся поп-корном и смотрим, как будут развиваться события.
Почему закрыли Лисичанский НПЗ? В окружении Медведчука больше всего о Лисичанском НПЗ знает его однопартиец Юрий Бойко. В начале 90-х он несколько лет возглавлял тогда еще АО «Лисичанскнефтеоргсинтез», был одним из лоббистов продажи предприятия российской ТНК (в 2003 году британская British Petroleum выкупила 50% ТНК, компания стала называться ТНК-ВР. – Mind), а в 2012- м занимал должность министра энергетики и угольной промышленности в правительстве Николая Азарова. И у него не нашлось ни одного аргумента в пользу сохранения работы украинского завода. Россияне закрыли НПЗ из-за нерентабельности производства – причем еще тогда, когда цены на нефть держались на отметки $100 за баррель. Сегодня же они колеблются на уровне $40 за баррель.
В мире наблюдается избыток добывающих нефтяных мощностей и большое перепроизводство нефтепродуктов. Отчаянные битвы идут именно за рынки сбыта. Имея дешевую нефть, гораздо целесообразнее перерабатывать ее на собственных заводах и продавать уже готовые нефтепродукты. Об этом Медведчук знает лично, ведь под контролем его жены, Оксаны Марченко, уже несколько лет находится Новошахтинский НПЗ, расположенный в Ростовской области России, в 168 км от Лисичанска.
И до 2020 года никому в ОПЗЖ не приходило в голову запустить украинский завод. Видимо потому, что к проблемам экономической целесообразности переработки добавляются еще и проблемы логистики.
Каким образом поставлять нефть на завод? В советское время российская нефть на завод поступала двумя путями – через магистральный нефтепровод Самара – Лисичанск, и по железной дороге. За восемь лет простоя НПЗ нефтепровод со стороны России был полностью демонтирован и разобран. Эту информацию летом 2020-го подтвердил председатель АО «Укртранснафта» Николай Гавриленко. Железнодорожная ветка на предприятие была демонтирована и разворована еще в начале 2000-х, потому что тогда россияне построили первую небольшую железнодорожную ветку в обход Украины, чтобы минимизировать возможности транзита и поставок сырья в нашу страну.
Схема системы магистральных нефтепроводов Украины

Источник: «Укртранснафта»
На сегодня единственным каналом поставки нефти на Лисичанский НПЗ являются морские терминалы Одесский и «Южный»; затем – по магистральной трубе в Кременчуг и оттуда уже на Лисичанск. Только сначала все это отрезок Кременчуг – Лисичанск необходимо освободить от консерванта и наполнить технологической нефтью. По мнению ведущего нефтяного эксперта Сергея Куюна, для этого понадобится 200 000 – 250 000 тонн нефти и несколько месяцев работы в тесном взаимодействии с «Укртранснафтой». Экономика этого пути не выдерживает никакой критики.
На какой рынок выходить? Кроме того, эксперт подсчитал, что при переработке 5 млн тонн нефти в год завод будет получать 1,5 млн тонн высокооктанового бензина – это больше, чем три четверти всего бензинового рынка Украины, который в 2020 году составит 1,9 млн тонн. А на нашем рынке еще работают Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, которые вместе выпускают 1 млн тонн бензина.
Таким образом, Лисичанску придется либо выталкивать игроков на свободной Украине, либо занимать нишу контрабандистов горючего, в частности, с оккупированных территорий. Складывается очень интересная ситуация.
Оккупированные территории Донбасса – это «черная дыра» украинской экономики, через которую идет в том числе и контрабанда нефтепродуктов. Для незаконных вооруженных формирований поставки топлива идут централизованно от государственной «Роснефти», которая официально отправляет его на нужды южного военного округа России. Но в топливе нуждается и гражданское население.
По весьма приблизительным подсчетам украинских трейдеров, на оккупированных территориях потребляется 15 000 – 20 000 тонн в месяц. Это 10–15 железнодорожных составов в 20 цистерн. А сколько заходит вообще – неизвестно.
Нашим официальным трейдерам топлива очень трудно зайти на территории Украины, расположенные в 80–100 км от линии фронта. И не только потому, что там работают старые известные трейдеры, бензин на этой территории появляется как бы «ниоткуда» и по умеренным ценам. О сложной ситуации с прозрачностью тамошнего нефтяного рынка говорит и тот факт, что в конце сентября группа SCM Рината Ахметова продала сеть своих АЗС «Параллель» – 60 станций. Покупатель неизвестен, как и сумма сделки.
Кто контролирует «черную дыру» Донбасса? Среди публичных отчетов российских нефтяников и трейдеров нет какой-либо информации о поставках крупных партий горючего донецким и луганским покупателям. А получить отчеты РЖД о перевозке грузов горючего через границу оккупированных территорий Донбасса очень сложно.
Однако есть определенная информация, что этот «кусок» контрабанды отдали на откуп руководству Чечни в обмен на отказ Рамзана Кадырова вернуть добывающую компанию «Грознефть» и предприятие «Чеченнефтехимпром» из собственности Москвы в собственность Чеченской республики. То есть физические подотчетные поставки на Донбасс осуществляет «Роснефть», а дальнейшее их распределение контролируют представители Грозного, они же получают и деньги.
«Роснефть» возглавляет Игорь Сечин – давний друг и коллега по КГБ Владимира Путина, кума Виктора Медведчука. Неужели эта троица договорилась подвинуть представителей Грозного?
Есть ли договоренность с «Роснефтью»? На сегодня сам Лисичанский НПЗ принадлежит российской государственной «Роснефти». В середине 2013 года она купила компанию ТНК-ВР вместе со всеми ее активами в РФ и за рубежом. Тогда «Роснефть» заявляла, что планирует возобновить работу НПЗ летом 2014-го. Но в феврале произошел захват Крыма, а в марте началась оккупация Донецкой и Луганской областей. В Лисичанск оккупанты не дошли.
Журналисты rbc.ru спросили непосредственно в «Роснефти» спросили непосредственно в «Роснефти» о планах возобновления работы их украинского НПЗ, и получили такой ответ: «Сейчас у «Роснефти» нет планов расконсервации Лисичанского завода». Также в компании не стали комментировать, с чем связано заявление Виктора Медведчука о возобновлении работы. Однако могут быть варианты. Бойко в курсе.
Как Бойко остановил нефтепровод Одесса – Броды? В 2003 году Юрий Бойко, на тот момент совмещавший должности главы НАК «Нафтогаз Украины» и первого заместителя министра топлива и энергетики, заключил соглашение с ТНК-ВР о реверсных поставках нефти по нефтепроводу Одесса – Броды.
Вообще-то нефтепровод строили для того, чтобы избавиться от зависимости от российской нефти. Он должен был качать каспийскую и персидскую нефть из Одесского региона на НПЗ Западной Украины – Надворнянский и Дрогобычский и в страны Восточной Европы. Впоследствии трубу планировалось продолжить в Польшу.
Но вместо того, чтобы договариваться об альтернативных поставках, Бойко поддался на давление России и подписал малопонятное соглашение. Ранее РФ определенный объем нефти экспортировала через терминал в Одессе, и ей этого хватало. Но, в соответствии с соглашением, ТНК-ВР выделяла свои 4 млн тонн в год и качала их через терминал «Южный». Так они и работали рядом, на расстоянии 50 км, два терминала – Одесса и «Южный», зачем – не понятно.
Для ТНК-ВР это было дороже, чем обычный путь, но компания выполняла геополитический заказ руководства своего государства. С горем пополам ТНК качала нефть где-то до 2008 года, а затем мировой финансовый кризис и ссоры между акционерами окончательно сделали этот маршрут экономически нецелесообразным. Нефтепровод Одесса – Броды остановился. Украина осталась без альтернативной нефти и с законсервированной трубой. А потом обанкротилась и ТНК-ВР.
Повторит ли «Роснефть» «подвиг танкистов»? Из-за мирового нефтяного кризиса РФ уже потеряла около 20% своих экспортных рынков, и ей необходимы новые. Но речь идет об Украине!
С одной стороны, можно «пристроить» лишние 5 млн тонн нефти. С другой, это означает, что российские производители не смогут продать свою продукцию в таком объеме – как официальную, так и не очень. И поставлять эту нефть придется лишь морем, потом качать трубой «вверх и направо» по территории Украины, а продавать нефтепродукты придется по среднерыночным ценам.
Таким образом, сплошные убытки на каждом шагу. И Международное энергетическое агентство не очень радует: по их прогнозам, в 2021 году цена на нефть вырастет лишь до $44–45 за баррель с нынешних $40–41. Вот где проблема: Медведчук уже публично пообещал запустить завод, а даст ли Кремль новое геополитическое задание своей придворной нефтяной компании, пока не известно! В любом случае в 2021 году кому-то из двух кумовьев придется научиться с букв «ж», «о», «п» и «а» составлять слово «счастье».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.
Спасибо за статью, приятно отвлечься от информационного мусора !