Контроль на линии: как государство хочет улучшить качество мобильной связи

Контроль на линии: как государство хочет улучшить качество мобильной связи

Так ли нова эта «услуга» и зачем тратить на нее 400 млн грн

Цей текст також доступний українською
Контроль на линии: как государство хочет улучшить качество мобильной связи
Фото: pixabay

«Вопреки новейшим технологиям связи на ее качество или вообще отсутствие часто справедливо жалуются потребители. Решить такие проблемы могла бы система мониторинга качества услуг мобильной связи, которая должна была работать с момента первого звонка – уже более 27 лет» – так недавно анонсировали ее создание в Украинском государственном центре радиочастот (УГЦР).

Когда эта система мониторинга заработает? Как именно сможет уменьшить количество жалоб на сбои в сети, низкую скорость интернета и т. п.? Из какой «тумбочки» государство достанет деньги для ее запуска и администрирования? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.

В чем суть продукта? Как  рассказали Mind в УГЦР, система мониторинга будет включать в себя два компонента: измерительные комплексы (переносные и на транспортной базе) и программное обеспечение.

«С помощью измерительных комплексов будут совершаться тестовые звонки и загрузки/выгрузки в интернет/из интернета массивов данных. Они помогут измерить все возможные параметры, которые характеризуют качество связи. Измерения будут проводиться в разных точках: городах, селах, на дорогах, внутри зданий и т.д. Их результаты станут аккумулироваться в базе данных измерений, анализироваться специальным программным обеспечением, и на их основе будут сделаны выводы о качестве предоставляемых услуг операторами мобильной связи», – поясняет исполнительный директор УГЦР Вадим Гулько.

Какие именно параметры будут мониториться? Пока точно не известно. «Показатели качества и их предельные нормированные уровни утверждены приказом Министерства транспорта и связи №147 от 19 марта 2010 года. В ближайшее время этот приказ планируется обновить и включить в него дополнительные показатели, характеризующие качество предоставления услуг связи с помощью современных технологий 3G и 4G», – говорит Гулько.

Когда стартует создание продукта? «Совместно с НКРСИ мы уже работаем над техническим составом системы. Параллельно занимаемся усовершенствованием законодательной базы с учетом функционирования системы», – отмечают в УГЦР.

Когда она начнет работать? Ориентировочно – с мая следующего года. «После проведения тендера первая поставка оборудования планируется не раньше марта-апреля 2021 года. Соответственно, через 2–3 недели после этого система уже сможет начать функционировать в ограниченном режиме», – рассказывает Гулько.

Как благодаря системе будут устраняться проблемы качества голосовой и дата-связи? Ответ на этот вопрос пока туманен. Дело в том, что мобильные операторы периодически диагностируют ключевые показатели самостоятельно или заказывают мониторинг у сторонних подрядчиков. Также «большая тройка» оперативно видит сбои на своих сетях. А непростая конкуренция на рынке подстегивает игроков быстро латать выявленные «дыры». 

«Наши собственные системы мониторинга качества немедленно информируют в случае аварии. Мы руководствуемся SLA – это время, за которое должна быть восстановлена штатная работа, один из основных инструментов оценки и управления качеством услуг», – поясняют в пресс-службе «Vodafone Украина».

Оператор уточняет, что изменение уровня предоставления услуг не обязательно связано с аварией: «Оно может быть вызвано рядом факторов, например, массовым скоплением людей. Безусловно, мы заранее обеспечиваем дополнительные емкости сети с помощью специального оборудования и точечных настроек сети на время мероприятия. При этом все они работают в рамках того спектра, который есть у оператора. Если физически количество активных пользователей превышает емкость такого спектра, то обеспечить максимальной скоростью абсолютно всех клиентов в данной точке оператор не сможет».

Как же аналогичные данные госсистемы помогут операторам? Mind попросил специалистов УГЦР пояснить это на примере нескольких ситуаций. Предположим, система выявила:

  • сбой сети;
  • отсутствие (очень низкую скорость) интернета в определенной точке международной трассы;
  • резкое падение скорости в центре города во время массовых гуляний или митинга.

В УГЦР признались, что система не будет устранять проблемы качества и мгновенно реагировать на ухудшение показателей. «Она станет фиксировать уровни достигнутых показателей качества по результатам измерений и их обработки. У операторов есть свои системы диагностики, которые отслеживают критические изменения состояния сети», – отвечает Гулько.

Зачем тогда проводить мониторинг? Его материалы будут использоваться госнадзором НКРСИ во время проверок, говорят в УГЦР. Ирония в том, что телеком-регулятор и до запуска системы имел доступ к периодически замеряемым параметрам.

Контроль на линии: как государство хочет улучшить качество мобильной связи

Источник: НКРСИ

Операторы обязаны ежеквартально отчитываться о показателях качества. Данные для отчетов игроки берут не с потолка, а от сертифицированных измерителей: собственных лабораторий или сторонних подрядчиков. В перечень последних входит и УГЦР. С 2008 года.

На сайте госпредприятия уже много лет подряд публикуются тарифы за такую работу.

Контроль на линии: как государство хочет улучшить качество мобильной связи

Источник: УГЦР. В последнем столбце – тарифы в гривнах, без НДС.   

Во сколько оценивается «новая» система мониторинга? По предварительным расчетам УГЦР, ориентировочная стоимость необходимого оборудования – 400 млн грн. На администрирование и поддержку ежегодно потребуется около 10 млн грн.

Откуда «возьмутся» деньги? При поиске ответа на этот вопрос также возникли нестыковки. Недавно Кабмин утвердил постановление № 1093 «О внесении изменения в пункт 1 Порядка отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями». 

В переводе на «человеческий язык» – в документе говорится, что в ближайшие четыре года (с 2020 по 2023) УГЦР получил право перечислять в госбюджет не 80%, а 30% своей чистой прибыли. При одном условии: госпредприятие обязано эти недополученные казной 50% направлять на «создание материально-технической базы, необходимой для проведения мониторинга качества услуг подвижной (мобильной) связи и доступа в интернет».

Однако в последние годы чистая прибыль УГЦР колебалась в пределах 44-45 млн грн. То есть за четыре года предприятие не сможет наскрести нужную сумму.

«До 2023 года УГЦР действительно не найдет 400 млн грн. По нашим оценкам, к концу 2021 года сможем выделить около 76 млн грн. И еще 60 млн грн в течение 2022–2023 годов. Остальная сумма  либо будет профинансирована из госбюджета, либо купим не полный объем оборудования, из-за чего проведение мониторинга будет значительно дольше», – поясняет нестыковку Гулько.

Какова реакция «большой тройки» на идею запуска системы? В УГЦР утверждают, что пока не получили от операторов ни одного вопроса или комментария. Сами игроки очень осторожно оценивают эту «многоходовку». В комментариях для Mind они говорят, что операторов еще не знакомили с деталями проекта. У «Киевстар» пока больше вопросов, чем ответов.

В «Vodafone Украина» подчеркивают необходимость прозрачного доступа к информации как каждого оператора, так и бенчмаркинга. «При создании системы важно, чтобы приложения, в которых будут собираться данные мониторинга, были релевантны украинскому рынку. Также необходимо наличие достаточного количества измерений по всем географическим и количественным показателям – для того, чтобы сделать эти замеры сравнимыми и достаточными для определения качества. Поэтому важно, чтобы операторы выступили консультантами в процессе организации системы. У нас большая экспертиза в вопросе измерений качества, которой мы готовы делиться с НКРСИ для внедрения качественной платформы», – говорят в «Vodafone Украина».

«Красный» оператор предлагает изучить иностранный опыт. «В странах Европы (Литва, Латвия) есть живые примеры, когда государство закупает платформу, оборудование, а потом вместе с операторами разрабатывает методологию. Более того, если появляются белые пятна, где у клиентов недостаточное качество связи, а для операторов строительство убыточное, – государство за свой счет строит башни с готовой инфраструктурой или прокладывают оптоволокно, чтобы оператор поставил свое оборудование. Таким образом находят решение», – отмечают в «Vodafone Украина».

У lifecell схожее мнение. «Требования и порядок измерения показателей качества должен утверждать ЦОВС (центральный орган исполнительной власти в области связи. – Mind). Мы готовы присоединиться к обсуждению и создание таких стандартов. Операторы в рамках запуска LTE900 уже согласовали определенные технические параметры сетей, по которым мы предоставляем отчеты. Только после обсуждения и решения всех этих вопросов можно говорить о системе мониторинга и то, как она будет работать», – подчеркивают в компании.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно