Контроль на линии: как государство хочет улучшить качество мобильной связи
Так ли нова эта «услуга» и зачем тратить на нее 400 млн грн

«Вопреки новейшим технологиям связи на ее качество или вообще отсутствие часто справедливо жалуются потребители. Решить такие проблемы могла бы система мониторинга качества услуг мобильной связи, которая должна была работать с момента первого звонка – уже более 27 лет» – так недавно анонсировали ее создание в Украинском государственном центре радиочастот (УГЦР).
Когда эта система мониторинга заработает? Как именно сможет уменьшить количество жалоб на сбои в сети, низкую скорость интернета и т. п.? Из какой «тумбочки» государство достанет деньги для ее запуска и администрирования? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.
В чем суть продукта? Как рассказали Mind в УГЦР, система мониторинга будет включать в себя два компонента: измерительные комплексы (переносные и на транспортной базе) и программное обеспечение.
«С помощью измерительных комплексов будут совершаться тестовые звонки и загрузки/выгрузки в интернет/из интернета массивов данных. Они помогут измерить все возможные параметры, которые характеризуют качество связи. Измерения будут проводиться в разных точках: городах, селах, на дорогах, внутри зданий и т.д. Их результаты станут аккумулироваться в базе данных измерений, анализироваться специальным программным обеспечением, и на их основе будут сделаны выводы о качестве предоставляемых услуг операторами мобильной связи», – поясняет исполнительный директор УГЦР Вадим Гулько.
Какие именно параметры будут мониториться? Пока точно не известно. «Показатели качества и их предельные нормированные уровни утверждены приказом Министерства транспорта и связи №147 от 19 марта 2010 года. В ближайшее время этот приказ планируется обновить и включить в него дополнительные показатели, характеризующие качество предоставления услуг связи с помощью современных технологий 3G и 4G», – говорит Гулько.
Когда стартует создание продукта? «Совместно с НКРСИ мы уже работаем над техническим составом системы. Параллельно занимаемся усовершенствованием законодательной базы с учетом функционирования системы», – отмечают в УГЦР.
Когда она начнет работать? Ориентировочно – с мая следующего года. «После проведения тендера первая поставка оборудования планируется не раньше марта-апреля 2021 года. Соответственно, через 2–3 недели после этого система уже сможет начать функционировать в ограниченном режиме», – рассказывает Гулько.
Как благодаря системе будут устраняться проблемы качества голосовой и дата-связи? Ответ на этот вопрос пока туманен. Дело в том, что мобильные операторы периодически диагностируют ключевые показатели самостоятельно или заказывают мониторинг у сторонних подрядчиков. Также «большая тройка» оперативно видит сбои на своих сетях. А непростая конкуренция на рынке подстегивает игроков быстро латать выявленные «дыры».
«Наши собственные системы мониторинга качества немедленно информируют в случае аварии. Мы руководствуемся SLA – это время, за которое должна быть восстановлена штатная работа, один из основных инструментов оценки и управления качеством услуг», – поясняют в пресс-службе «Vodafone Украина».
Оператор уточняет, что изменение уровня предоставления услуг не обязательно связано с аварией: «Оно может быть вызвано рядом факторов, например, массовым скоплением людей. Безусловно, мы заранее обеспечиваем дополнительные емкости сети с помощью специального оборудования и точечных настроек сети на время мероприятия. При этом все они работают в рамках того спектра, который есть у оператора. Если физически количество активных пользователей превышает емкость такого спектра, то обеспечить максимальной скоростью абсолютно всех клиентов в данной точке оператор не сможет».
Как же аналогичные данные госсистемы помогут операторам? Mind попросил специалистов УГЦР пояснить это на примере нескольких ситуаций. Предположим, система выявила:
- сбой сети;
- отсутствие (очень низкую скорость) интернета в определенной точке международной трассы;
- резкое падение скорости в центре города во время массовых гуляний или митинга.
В УГЦР признались, что система не будет устранять проблемы качества и мгновенно реагировать на ухудшение показателей. «Она станет фиксировать уровни достигнутых показателей качества по результатам измерений и их обработки. У операторов есть свои системы диагностики, которые отслеживают критические изменения состояния сети», – отвечает Гулько.
Зачем тогда проводить мониторинг? Его материалы будут использоваться госнадзором НКРСИ во время проверок, говорят в УГЦР. Ирония в том, что телеком-регулятор и до запуска системы имел доступ к периодически замеряемым параметрам.

Источник: НКРСИ
Операторы обязаны ежеквартально отчитываться о показателях качества. Данные для отчетов игроки берут не с потолка, а от сертифицированных измерителей: собственных лабораторий или сторонних подрядчиков. В перечень последних входит и УГЦР. С 2008 года.
На сайте госпредприятия уже много лет подряд публикуются тарифы за такую работу.

Источник: УГЦР. В последнем столбце – тарифы в гривнах, без НДС.
Во сколько оценивается «новая» система мониторинга? По предварительным расчетам УГЦР, ориентировочная стоимость необходимого оборудования – 400 млн грн. На администрирование и поддержку ежегодно потребуется около 10 млн грн.
Откуда «возьмутся» деньги? При поиске ответа на этот вопрос также возникли нестыковки. Недавно Кабмин утвердил постановление № 1093 «О внесении изменения в пункт 1 Порядка отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями».
В переводе на «человеческий язык» – в документе говорится, что в ближайшие четыре года (с 2020 по 2023) УГЦР получил право перечислять в госбюджет не 80%, а 30% своей чистой прибыли. При одном условии: госпредприятие обязано эти недополученные казной 50% направлять на «создание материально-технической базы, необходимой для проведения мониторинга качества услуг подвижной (мобильной) связи и доступа в интернет».
Однако в последние годы чистая прибыль УГЦР колебалась в пределах 44-45 млн грн. То есть за четыре года предприятие не сможет наскрести нужную сумму.
«До 2023 года УГЦР действительно не найдет 400 млн грн. По нашим оценкам, к концу 2021 года сможем выделить около 76 млн грн. И еще 60 млн грн в течение 2022–2023 годов. Остальная сумма либо будет профинансирована из госбюджета, либо купим не полный объем оборудования, из-за чего проведение мониторинга будет значительно дольше», – поясняет нестыковку Гулько.
Какова реакция «большой тройки» на идею запуска системы? В УГЦР утверждают, что пока не получили от операторов ни одного вопроса или комментария. Сами игроки очень осторожно оценивают эту «многоходовку». В комментариях для Mind они говорят, что операторов еще не знакомили с деталями проекта. У «Киевстар» пока больше вопросов, чем ответов.
В «Vodafone Украина» подчеркивают необходимость прозрачного доступа к информации как каждого оператора, так и бенчмаркинга. «При создании системы важно, чтобы приложения, в которых будут собираться данные мониторинга, были релевантны украинскому рынку. Также необходимо наличие достаточного количества измерений по всем географическим и количественным показателям – для того, чтобы сделать эти замеры сравнимыми и достаточными для определения качества. Поэтому важно, чтобы операторы выступили консультантами в процессе организации системы. У нас большая экспертиза в вопросе измерений качества, которой мы готовы делиться с НКРСИ для внедрения качественной платформы», – говорят в «Vodafone Украина».
«Красный» оператор предлагает изучить иностранный опыт. «В странах Европы (Литва, Латвия) есть живые примеры, когда государство закупает платформу, оборудование, а потом вместе с операторами разрабатывает методологию. Более того, если появляются белые пятна, где у клиентов недостаточное качество связи, а для операторов строительство убыточное, – государство за свой счет строит башни с готовой инфраструктурой или прокладывают оптоволокно, чтобы оператор поставил свое оборудование. Таким образом находят решение», – отмечают в «Vodafone Украина».
У lifecell схожее мнение. «Требования и порядок измерения показателей качества должен утверждать ЦОВС (центральный орган исполнительной власти в области связи. – Mind). Мы готовы присоединиться к обсуждению и создание таких стандартов. Операторы в рамках запуска LTE900 уже согласовали определенные технические параметры сетей, по которым мы предоставляем отчеты. Только после обсуждения и решения всех этих вопросов можно говорить о системе мониторинга и то, как она будет работать», – подчеркивают в компании.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].