Тайны «иранского боинга»: почему Украина сначала поддержала версию о непреднамеренной ошибке военных
И что сейчас не устраивает украинские власти в расследовании катастрофы PS-752

На прошлой неделе глава МИД Украины Дмитрий Кулеба жестко раскритиковал окончательный отчет Ирана о катастрофе самолета украинской авиакомпании МАУ, которая произошла 8 января 2020 года под Тегераном. Кулеба заявил: вывод о том, что самолет уничтожили из-за ошибки оператора противовоздушной обороны, который определил его как «вражескую цель», – «циничная попытка скрыть истинные причины уничтожения самолета».
Министр подчеркнул, что анализ полученного от иранской стороны документа показывает: Иран провел расследование с многочисленными нарушениями международных стандартов. Сам отчет он назвал «сборником манипуляций, цель которого – не выяснить истину, а оправдать Иран». Сегодня его позиция сходна с позицией Канады и Великобритании. Но мы помним, что изначально украинская сторона приняла позицию Ирана. Mind постарался узнать, почему.
Какова официальная версия произошедшей катастрофы? 8 января 2020 года боинг авиакомпании МАУ, выполнявший рейс PS-752 по маршруту Тегеран – Киев, загорелся в воздухе, вошел в штопор, упал на землю и разбился. На следующий день мир узнал, что самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) ТОР-М1 системы ПВО вооруженных сил Исламской Республики Иран.
Однако в тех официальных сообщениях и в новостях была допущена ошибка. Упомянутый ТОР-М1 контролировал Корпус стражей исламской революции (КСИР, в 2019 признан США террористической организацией. – Mind), который числится в составе иранской армии лишь формально. А на деле, по словам Великого аятоллы Хосейн-Али Монтазери, «является единственным в своем роде органом, обладающим широкими религиозными, политическими и военными полномочиями» под руководством потомка пророка Мухаммеда, начальника военной разведки, главнокомандующего вооруженными силами, Великого аятоллы Али Хаменеи.
Что такое КСИР? Корпус был создан в 1979 году как объединение военизированных отрядов мусульман-шиитов, а 40 лет спустя стал государством в государстве и армией внутри армии. Например, КСИР контролирует в Иране все «стратегические индустрии и коммерческие сервисы, начиная от строительства дамб и трубопроводов до производства автомобилей», а также аэропорты и «черный рынок», оцениваемый в $12 млрд/год.
А как иначе содержать и обеспечивать всем необходимым сухопутные войска (17 дивизий, более 100 000 военнослужащих), Военно-морские силы (фрегаты, корветы, десантные корабли, подводные лодки, более 18 000 моряков), Военно-воздушные силы (более 400 боевых и военно-транспортных самолетов и вертолетов), ракетные войска и части противовоздушной обороны (более 45 000 человек) и подразделения специального назначения «Кудс» (военная разведка, диверсии и пр. вне территории Ирана, до 50 000 военнослужащих)?
Для чего нужны КСИРу танки, корабли, самолеты, ракеты и диверсанты? На этот вопрос однажды ответил бывший президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад: «Капиталистическая система и существующий мировой порядок доказали свою неспособность должным образом разрешить проблемы общества и тем самым подошли к своему концу <…> Мир нуждается в управлении такими добродетельными людьми, как Божественные Пророки…». Уточним, божественный пророк – это 12-й по счету и последний преемник Пророка имам Мухаммад аль-Махди. Однажды, но неизвестно, когда именно, он обязательно принесет исламскому миру «благодать и изобилие, которых не было никогда» и «возьмет с тиранов справедливую расплату». А завершится пришествие исламского Мессии, по словам имама Мухаммада аль-Бакира, так: «Я предвижу, что люди с Востока поднимутся, чтобы потребовать истину <…> Они восстанут с оружием в руках, и только тогда их голос будет услышан, но этого будет недостаточно, и такой исход не удовлетворит их. Они продолжат противостояние <…> Погибшие будут считаться мучениками», которых призовут к Последнему Суду и даруют Воскрешение из мертвых…
Разумеется, мучениками будут считаться лишь мусульмане-шииты (около 90% населения Ирана. – Mind), но никак не 167 пассажиров и членов экипажа вне зависимости от их вероисповедания и гражданства – Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, Великобритании, погибших 8 января 2020 года. Они не воскреснут.
Собственно, эти две цитаты демонстрируют, почему командование КСИР ни к какой ответственности за содеянное привлечено быть не может. Тем более, что, согласно результатам официального расследования, проведенного иранской стороной, катастрофа якобы произошла из-за «ошибки оператора»: «После тактического перемещения подразделение ПВО не смогло скорректировать направление системы из-за человеческой ошибки <…> Оператор отметил цель, летящую на запад от аэропорта, как цель, приближающуюся к Тегерану с юго-запада на относительно малой высоте <…> Не получив разрешения или ответа от командного центра, оператор идентифицировал цель как вражескую и выпустил ракеты по самолету вопреки запланированной процедуре».
Изучив предварительный отчет (передан Украине 31 декабря 2020 года) о ходе расследования и его окончательный вариант (передан Украине не позднее 17 марта 2021 года) правительства Канады и Украины оценили его весьма негативно.
Глава МИД Канады Жан-Пьер Марк Гарно и министр транспорта Омар Альгабра заявили: «Не делается попыток ответить на критические вопросы о том, что на самом деле произошло, и отчет кажется неполным <…> Полный отчет с вескими доказательствами, подтверждающими [его выводы], не предоставлен». «Семьям не будет утешения, потому что вся история, полная история с вескими доказательствами, подтверждающими ее, не предоставляется», – добавил Ральф Гудейл, советник премьер-министра Канады по катастрофе PS-752.
На 46-й сессии Совета ООН по правам человека, которая прошла в марте, Украина присоединилась к совместному заявлению Великобритании, Канады и Швеции. Вместе с партнерами наша страна призвала Иран «безотлагательно предоставить ответ на письмо специального докладчика Совета ООН по правам человека Аньес Калламар; немедленно прекратить преследование и запугивание семей жертв как в Иране, так и за его пределами; обеспечить полное и прозрачное расследование уголовных дел и беспристрастное судопроизводство как часть его обязанности обеспечить справедливость для жертв этой трагедии; предоставить исчерпывающий и прозрачный отчет о событиях, приведших к этой трагедии».
Что стало поводом для столь резкого заявления в адрес Ирана? И на основании чего украинская сторона назвала расследование предвзятым, представленные доказательства – выборочными, а выводы – ложными?
Вполне вероятно, поводом стала неофициальная версия произошедшего, которая публично не озвучивалась, но широко обсуждается в дипломатических кругах. Рассмотрим все по порядку.
Утром 8 января 2020 года международный аэропорт Тегерана работал в обычном режиме – рейс PS-752 был одним из 19, вылетевших в течение нескольких часов. И единственным, который был задержан по причине якобы перегрузки: в течение часа с лишним сотрудники наземных служб выгружали 80 чемоданов излишнего багажа пассажиров.
В 6:15 по тегеранскому времени американская система раннего обнаружения, как писала 9 января прошлого года The Guardian, зафиксировала характерные особенности запущенных ракет и вспышку – взрыв. Иранская зенитная батарея выпустила две ракеты.
В 6:45 по Тегерану, или 5:15 по Киеву, глава Службы внешней разведки Украины Валерий Евдокимов доложил секретарю СНБО Алексею Данилову об авиакатастрофе «с участием неизвестного самолета». В 5:41 Евдокимов сообщил Данилову, что «самолет – украинский». В 5:47 Данилов проинформировал президента Украины Владимира Зеленского, который в это время находился в Омане.
Как заявил позже для прессы помощник президента Андрей Ермак: «Да, я действительно был рядом с Зеленским, когда он узнал об этом. Сообщил эту информацию Иван Баканов (в тот момент Баканов отдыхал в Куршавеле. – Mind). Президент сразу же сделал ряд звонков. Затем были разговоры с секретарем СНБО, с нашим послом в Иране, с представителями силовых ведомств. В этот же момент было принято решение немедленно возвращаться в Киев».
В 7:15 по Киеву посольство Украины в Иране сделало заявление: «Авария двигателя по техническим причинам. Версия теракта или ракетной атаки исключается». Уже 9 января секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил: «Заявление посольства было санкционировано нами. Это было необходимое решение. Мы были должны рассматривать вариант, что останемся с проблемой один на один. Вариант, что самолет был поражен ракетой, в первые же сутки был оценен как 74% вероятности… Эта линия была определена Президентом Зеленским. Все наши действия и шаги этой линии соответствовали».
И только 17 января 2020 года тогдашний министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко «отозвал» эту версию: «Я, как министр иностранных дел, приношу извинения за действия посольства. Это была первая реакция в состоянии шока… Посольство сделало ошибку – не указало, что это информация иранской стороны», – заявил Пристайко.
Около 8:30 утра украинские СМИ со ссылкой на Офис Президента написали, что «Владимир Зеленский срочно прервал поездку в Оман и возвращается в Киев». Тем не менее в 16:31 президент Зеленский по телефону из Маската сообщил, что «проводит постоянные консультации с нашими иностранными партнерами». И только в 19:30 он вылетел чартерным рейсом из Маската в Киев. Тем временем в 10:56 появилась информация об обнаружении черных ящиков – речевого и полетного регистраторов.
В 2:37 следующего дня самолет с Владимиром Зеленским и его семьей совершил посадку в Жулянах, а уже в 3:30 в Офисе Президента состоялось совещание, на котором отсутствовали Иван Баканов и Андрей Богдан. Участники совещания призвали «не манипулировать информацией, пока специалисты не исследуют обстоятельства трагедии».
А в 9:00 9 января Deutsche Welle со ссылкой на «иранских следователей» сообщила: «Черные ящики получили повреждения, часть записей утрачена».
Российская газета «КоммерсантЪ» в этот же день выдвинула версию попадания ракеты как приоритетную. «В частности, эксперты указывают на отверстия в обломках самолета, хорошо видимые на фотографиях, сделанных на месте катастрофы», – написало издание.
А в 11:45 секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил, что имеется семь версий: «Четыре – в открытом доступе, три являются пока закрытыми».
Среди открытых версий: поражение ракетой ЗРК ТОР-М1; столкновение с БПЛА или другим летающим объектом; разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам; взрыв внутри самолета в результате теракта.
На следующий день генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Нет сомнений, самолет был сбит иранской системой ПВО». Но не тут-то было. В 19:42 на публике впервые с начала 2020 года появился вернувшийся из Куршавеля председатель СБУ Иван Баканов – и опроверг версию СНБО: «Действительно, версия о попадании ракеты ЗРК ТОР-М1 привлекает сегодня наибольшее внимание общества. Однако достаточно открыть инструкцию по эксплуатации ЗРК, чтобы возник ряд вопросов, которые требуют дополнительных ответов. В частности, речь идет о дальности полета ракеты, нюансах по управлению комплексом и тому подобное. Все вопросы сейчас прорабатываются…».
Его слова удивительным образом совпали с позицией Ирана. Так, на следующий день глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде заявил: «С научной точки зрения невозможно, чтобы ракета сбила украинский самолет <…> Поэтому версию о том, что самолет был сбит ракетами, можно исключить…».
Эту позицию усугубил пресс-секретарь правительства Ирана Али Рабии: «Все сообщения (о ракетной атаке) представляют собой психологическую войну против Ирана». И только командующий КСИР Хосейн Салами уже 12 января признал, что Иран «допустил ошибку, но это было непреднамеренно».
В 22:13 9 января Владимир Зеленский обратился к международным партнерам Украины: «Если у вас есть улики, просим предоставить их». Но по состоянию на вечер того дня улик на месте уже практически не было. Как передало информагентство CBS News 10 января: «Журналисты только что посетили место крушения самолета. Девять утра по местному времени. По словам жителей, почти все обломки самолета были убраны 9 января <…>. Большие куски фюзеляжа и носа самолета были изъяты, а вывоз обломков и тел жертв начался в день катастрофы».
С 15 по 17 января 2020 года Офис Генпрокурора и СБУ трижды обращались к иранской стороне с запросом о правовой помощи, связанной с передачей Украине бортовых самописцев, но трижды получили отказ: черные ящики настолько повреждены, что «их можно открыть только в определенных лабораторных условиях в другой стране». При этом премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что «у Ирана нет опыта и технических возможностей для расшифровки черных ящиков. Официальная Украина промолчала.
Какую тайну могли хранить черные ящики? Один из вероятных ответов на эти вопросы, по версии Bellingcat, выглядит следующим образом. В 06:15 по Тегерану аппаратура борта PS-752 отправила в эфир блок полетной информации (курс, высота полета, скорость набора высоты и пр.), достаточной для идентификации самолета и рейса. Дальше счет пошел на секунды. Через 1:35 секунды борт PS-752 становится видимым для локатора ЗРК ТОР-М1. Проходит 1:51 секунды – и происходит пуск первой ракеты. Дистанция до цели – приблизительно 11,2 км. Последний отправленный блок полетной информации зафиксирован еще через 1:58 секунды.
2 секунды и 10 миллисекунд от момента отправки первого блока информации до попадания первой ракеты. Но цель не уничтожена. Вторая ракета запускается уже через 2:22 секунды. Расстояние до цели около 7,2 км. Через 11 миллисекунд вторая ракета попадает в самолет.
Эти озвученные Bellingcat события могли бы подтвердить или опровергнуть показания приборов. Но, согласно результатам переданного Украине расследования, проведенного в Иране, записи приборов, к сожалению, не сохранились.
Почему в первый день украинское посольство подыграло иранской стороне? В комментарии Mind эксперт, бывший преподаватель Киевского высшего инженерного радиотехнического училища (КВИРТУ), пожелавший остаться неназванным, сообщил, что 9 января 2020 года (после возвращения Владимира Зеленского и Андрея Ермака из Омана) к ветеранам КВИРТУ обратились сотрудники Офиса Президента за консультацией. Их интересовало, что такое ЗРК ТОР-М1, особенности его боевого применения и пр. После этого сначала в Киеве, а потом и в Тегеране родилась версия о «непреднамеренной ошибке» оператора, который якобы перепутал Боинг-737 с некоей «крылатой ракетой».
Зато через несколько дней в определенных кругах начала обсуждаться информация о том, что самолет МАУ был уничтожен преднамеренно по приказу высшего руководства КСИР, чтобы не допустить утечку из Ирана документов, предметов или людей, связанных с поставками оружия для экстремистских организаций в Сирии, Ираке, Йемене или Ливии.
Разумеется, утечка такой информации повлекла бы резкое усиление санкций, ранее введенных США против Ирана. Экс-преподаватель КВИРТУ обращает внимание на личность погибшей во время катастрофы Елены Малаховой, директора компании «СкайАвиаТранс» и бенефициара Volaris Business (Эдинбург, Шотландия, зарегистрирована 10.05.2016), чьи самолеты в ноябре – декабре 2018 года и в мае – августе 2019 года совершили более 40 рейсов в Афганистан, ОАЭ, Йемен, Турцию и Ливию.
Эксперт предполагает, что борта (UR-CMC, UR-COZ, UR-CRP. – Mind), зарегистрированные в Украине, участвовали в поставках оружия, боеприпасов, военной техники и/или продукции двойного назначения в горячие точки, в частности в Ливию, где были атакованы и уничтожены в июле-августе 2019 года. Он также обращает внимание, что спустя полтора года после атаки на украинские самолеты в Ливии и спустя год после гибели Елены Малаховой единственная официальная версия полетов UR-CMC, UR-COZ и UR-CRP – «перевозка гуманитарных грузов». О том, когда, как надолго и с какой целью Малахова летала в Иран, неизвестно вообще ничего.
О самолетах, перевозивших, в том числе беспилотники «Байрактар» из Турции в Ливию, журналисты знают только то, что их эксплуатировала компания Europe Air, которая позднее внезапно сменила название на «ОптГрупДон». Учредителями Europe Air были граждане Украины, а официальным аэропортом базирования значился Кривой Рог. Но если пройти по цепочке учредителей-заказчиков-эксплуатантов дальше, то следы Малаховой и самолетов теряются на Британских Виргинских островах (Infinite Seal), в Армении, Греции, Индии, Пакистане, Великобритании (группа компаний с общим названием Veteran Avia), ОАЭ (Rayyan Air Pvt., Aerospace One, Agneet Sky, Aeolus, Aerospace Company, Aircon Beibars, Aristeidis A. Pappas и др.), Молдавии, Румынии и в России («Гриксона Эйр»).
Какой из этих следов сможет вывести спецслужбы Канады и Великобритании на связи покойной Елены Малаховой и ее бизнес-партнеров в Иране, мы, возможно, узнаем, когда власти Канады или Великобритании опубликуют результаты своего расследования катастрофы рейса PS-752.
Повод для надежды дает озвученная в феврале информация о том, что канадское правительство и органы безопасности изучают аудиозапись, на которой человек, опознанный как министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, обсуждает возможность того, что уничтожение рейса PS-752 было преднамеренным актом. Зариф говорит: возможно, «диверсанты» (военнослужащие сил специального назначения «Кудс». – Mind) намеренно сбили самолет: «Даже если вы предположите, что это был организованный преднамеренный акт, они никогда не скажут ни нам, ни кому-либо еще… Это сделали бы двое, трое «внедренных» разведчиков… Есть причины, по которым их никогда не раскроют. Если они это сделают, это откроет некоторые двери в оборонные системы страны, заявить о которых публично будет не в интересах нации… Эта информация не будет раскрыта КСИР».
В разговоре с собеседником, личность которого Канадская служба безопасности и разведки (RCMP) не раскрывает, Зариф в качестве примера указывает на Россию как на страну, которая была обвинена в причастности к катастрофе рейса MH-17 Malaysia Airlines 17 июля 2014 года, но никогда не призналась в этом. Зато украинская власть тогда вела себя однозначно и последовательно.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].