5 грехов AstraZeneca: почему «истребитель пандемии» утратил доверие
Что пошло не так у англо-шведского фармгиганта, стремящегося обеспечить мир дешевыми вакцинами от COVID-19

Название AstraZeneca у всех на слуху. В начале осени, когда эта компания объявила о получении недорогой, простой в изготовлении и не требующей сильного охлаждения вакцины от COVID-19, ее называли «истребителем пандемии». Однако с ноября по март имидж AstraZeneca в Европе изрядно пострадал. Согласно опубликованному на прошлой неделе исследованию YouGov, в Германии, Франции и Италии уже свыше 50% населения считают «оксфордскую» вакцину небезопасной.
Mind предлагает узнать о тех ошибках, которые превратили AstraZeneca из героя борьбы с пандемией в компанию, вызывающую беспокойство.
Ноябрь 2020-го – «мутные» результаты испытаний
Злоключения фармгиганта начались с его желания обрадовать мир. 23 ноября AstraZeneca и Оксфордский университет презентовали противоречивые результаты проведенных в Великобритании и Бразилии клинических тестов, показавших среднюю эффективность их прививки от COVID-19 на уровне 70,4%. Поначалу эту новость с ликованием восприняло мировое сообщество, уже ободренное позитивными испытаниями вакцин Moderna и Pfizer-BioNTech.
Вскоре радость сменилась сомнениями, так как медицинские эксперты и репортеры принялись указывать на неполноту представленной AstraZeneca информации и задавать вопрос: не завысила ли компания эффективность своей вакцины?
Выяснилось, что в ходе клинических тестов небольшая группа испытуемых по ошибке изначально получила полдозы вакцины вместо полной. Среди них эффективность препарата оказалась равна 90%. Остальные участники клинических тестов получили две полные дозы вакцины и продемонстрировали эффективность препарата на уровне 62,1%. Объединив результаты этих двух групп, компания получила цифру 70,4%.
Руководители AstraZeneca признали, что не было намерения вводить кому-либо из участников испытаний половинные дозы, но представили это как «полезную ошибку» и «интуитивную прозорливость».
Однако на компанию обрушился град упреков. Во-первых, в первоначальном заявлении AstraZeneca умолчала о случайной природе открытия. Во-вторых, напутав с дозировками, компания фактически провела два разных клинических испытания, и комбинировать их результаты было неправильно. В-третьих, та группа испытуемых, которая первоначально получила половинную дозу вакцины и показала высокую эффективность препарата, состояла из людей младше 55 лет, наименее уязвимых перед COVID-19.
По мнению специалистов, AstraZeneca избежала бы многих последовавших проблем, если бы заявила о 62%-ной эффективности своей вакцины. Неудачная попытка скомбинировать противоречивые данные ради лучшего результата подорвала доверие общества не только к компании, но и к вакцинации в целом.
Январь 2020-го – срывы поставок в ЕС
Великобритания и Евросоюз назначили вакцину AstraZeneca своим основным оружием против пандемии. Власти ЕС заказали 400 млн доз препарата, однако компания смогла поставлять в назначенные сроки менее половины оговоренных объемов вакцины.
В конце января представители Еврокомиссии в жесткой форме отчитали AstraZeneca за срывы поставок, взяв под сомнение ее добросовестность. Они выразили недовольство тем, что англо-шведская компания в первоочередном порядке обеспечивает Великобританию, которая до Евросоюза заключила контракт на поставку вакцин.
«Неспособность обеспечить производственные мощности противоречит букве и духу нашего соглашения. Мы отвергаем логику принципа «первым пришел – первым обслужили». Это может работать в мясной лавке по соседству, но не в контракте о закупках», – передает агентство Euronewsслова еврокомиссара по здравоохранению Стеллы Кириакидес.
Глава AstraZeneca Паскаль Сорио объяснял сокращение поставок в ЕС проблемами с производством основного компонента вакцины на заводах в Нидерландах и Бельгии. По его утверждению, предназначенные для Евросоюза препараты не шли на рынок Великобритании, так как на территории этой страны налажена собственная цепочка производства.
Февраль 2020-го – обвинения в «квазинеэффективности» для людей старше 65
Пока между Еврокомиссией и AstraZeneca разгорался диспут из-за срыва поставок, ведущие европейские страны принялись высказывать сомнения в способности вакцины AstraZeneca защитить от COVID-19 пожилых людей, которым эта защита наиболее необходима.
Власти Германии порекомендовали прививать препаратом AstraZeneca только людей в возрасте 18– 64 лет, указав на недостаточность данных о его воздействии на пожилых. Несколько авторитетных немецких газет, в том числе Handelsblatt, написали, что эффективность «оксфордской» вакцины в возрастной группе старше 65 лет составляет 8%, что, по утверждению AstraZeneca, «абсолютная неправда».
Масла в огонь подлил президент Франции Эммануэль Макрон, назвав прививки от COVID-19 «квазинеэффективными» для тех, кому больше 65 лет.
Лидер Франции подвергся широкому осуждению за свое высказывание о вакцине AstraZeneca и взял свои слова назад. Власти Германии также объявили об ошибочности опубликованных в немецкой прессе сообщений о 8%-ной эффективности препарата. Однако удар по репутации AstraZeneca был нанесен, и у многих европейцев успело сложиться убеждение, что ее вакцин следует избегать.
Март 2021-го – «тромбозный скандал»
Как писал Mind в статье «Весеннее обострение пандемии: 4 причины усиления COVID в Европе», 15 марта власти Германии, Франции, Италии и Испании объявили о приостановке применения вакцин AstraZeneca из-за сомнений в их безопасности. Вслед за ними аналогичное решение приняли еще 15 европейских стран.
Эта излишняя предосторожность европейских политиков подверглась широкой критике. Многие эксперты высказали мнение, что из-за отдельных случаев тромбоза нельзя было приостанавливать вакцинацию, предотвращающую во много раз больше смертей от COVID-19.
По утверждению AstraZeneca, у привитых ее препаратами европейцев было выявлено даже меньше случаев нарушения коагуляции крови, чем происходит среди населения в обычных условиях. По данным на 8 марта, у вакцинированных в Великобритании и Евросоюзе 17 млн человек, было зафиксировано лишь 15 случаев тромбоза глубоких вен и 22 случая легочной эмболии.
За AstraZeneca вступились Всемирная организация здравоохранения и Европейское агентство лекарственных средств, заявившие, что «оксфордская» вакцина безопасна, эффективна, и польза от ее применения многократно перевешивает риск. После этого почти все европейские страны возобновили прививочные кампании. Однако опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что после «тромбозного скандала» кризис доверия европейцев к вакцине AstraZeneca усугубился.
Март 2021-го – США усомнились в эффективности вакцины
Новый удар по репутации AstraZeneca нанесли из Штатов. На прошлой неделе Национальный институт инфекционных заболеваний и аллергии (NIAID), наблюдающий за клиническими испытаниями вакцин в США, заявил, что англо-шведская компания могла снова исказить данные, чтобы завысить показатель эффективности своей вакцины.
Американским властям не понравился опубликованный 22 марта отчет AstraZeneca. В нем компания заявила, что по итогам испытаний в США, Чили и Перу эффективность ее вакцины составила 79%. Также AstraZeneca сообщила, что ее препарат на 100% защищает от тяжелого течения заболевания с осложнениями и госпитализацией и на 85% эффективен в группе пациентов в возрасте старше 65 лет.
Специалисты NIAID указали, что компания включила в отчет устаревшие данные, и попросили ее «обновить» полученные результаты.
«Это, скорее всего, очень хорошая вакцина, но некоторые факты действительно вызывают сомнения и, возможно, порождают недоверие», – прокомментировал ситуацию главный инфекционист США Энтони Фаучи, попросив AstraZeneca исправить «невынужденную ошибку».
Невынужденной ошибкой в спорте называют ситуацию, когда теннисист проигрывает очко, попадая в сетку из удобного положения. AstraZeneca поспешила исправиться и опубликовала пересмотренный отчет, понизив эффективность своей вакцины до 76%. Но потерю очков в конкурентной борьбе поставщиков вакцин это не предотвратило. В прессе возобновились дискуссии о том, не слишком ли много AstraZeneca совершает «невынужденных ошибок». И число желающих привиться прославленным «оксфордским препаратом», вероятно, снова упадет.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].